Недавно отметивший 75-летие Валерий Котов, прошедший в столичной СДЮШОР-5 путь от тренера-преподавателя до директора, рассказал корреспонденту «Прессбола» Константину Нащинцу о богатой карьере.
Среди воспитанников Котова целая плеяда знаковых личностей: Сергей Штанюк и Александр Шагойко, Владимир Шунейко и Олег Путило. Под его крылом работали и только заявляющие о себе Руслан Мялковский, Тимофей Мартынов, Кирилл Кириленко.
— СДЮШОР-5 известна множеством ярких воспитанников — успех кого из ребят стал неожиданностью?
— Выделю, например, Сергея Алейникова (на заглавном фото. — Прим.). Он ведь не был ни в одной юношеской сборной республики, но как раскрылся! Или тот же Гена Тумилович. Мог все что угодно вытворить. И в интернате у Юрия Пышника, и потом по ходу карьеры.
— Доводилось слышать, что при этом он был очень трудолюбивым.
— Действительно, в плане самоотдачи и тренировок ничего плохого не скажешь. Зато потом мог чудить как угодно. (Улыбается.) А так, чтобы кто-то не показывал результат или куролесил, а потом заиграл… Наверное, к счастью, я сталкивался с теми, кто хотел. Просто у одних получилось, у других — нет. Единственное, припоминаю случай из раннего периода. В детстве жил в Адлере. У нас в команде «Труд» играл парень молодой, худенький. Его подтягивали под основной состав, но ничего не получалось. Потом он ушел в армию, а когда вернулся — стал лидером.
— Там, в Адлере, и полюбили футбол?
— Родился я в Донецке, но вскоре семья переехала в Адлер. В 1961 году стали проводить городское первенство. И местное «Торпедо» создало юношескую команду — оттуда все и понеслось.
А чуть раньше, лет с девяти-десяти, уже стало возможным смотреть футбол по телевизору. Покупал еженедельник «Футбол- Хоккей». И почему-то хотелось быть именно вратарем. Жалко, что не удалось заиграть на высоком уровне — выступал немного за слуцкий «Спартак» и барановичский «Локомотив».
— Наверное, до этого и подумать не могли, что станете детским тренером, да еще и в Беларуси?
— Конечно, я ведь собирался играть в футбол. (Улыбается.) Какие на юношеском уровне были мечты? Поступить в институт физкультуры, а оттуда попасть в команду.
Приехал в Москву, а там конкурс — четыре человека на место. Большинство поступающих — из команд мастеров. Посоветовали мне попробовать в Минске. Поехали в БССР с отцом. Приходим в институт, подаем документы. Нам говорят: «На место — 25 человек». (Смеется.)
Была еще старая кафедра, там, где сейчас СОК «Олимпийский». Стоим на площадке толпой, повернуться негде. Зашли Юрий Мохов, Михаил Андружейчик, Михаил Бозененков, Владимир Алонцев. Первый экзамен — специализация. Если ты по специализации получил пятерку, все остальные преподаватели тебя тянут, стараются не валить. Если четверка, то выплываешь как можешь. А если тройка — уже никак.
Нормативы все были для полевых игроков — удары, попасть в «девятку», ведение, обводка и так далее. Получаю четверку. Нормально, идем дальше. Все остальные предметы — легкая атлетика, плавание, гимнастика — пятерки. Сочинение и физику сдал на четверки. И по баллам все получилось хорошо. Вот так и поступил, — сказал Котов.
Полностью интервью читайте в свежем номере печатного «ПБ». За ключевыми событиями белорусского и мирового спорта также удобно следить в telegram-канале pressball.by: фото и видео, главные новости в лаконичном формате и комьюнити единомышленников — в вашем смартфоне. Присоединяйтесь!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь