Тренер Валерий Бунин: я ввел Лапшина в состояние гипноза — и на соревнованиях все прошло хорошо

Летние виды
20:01, 18 января 2024
svg image
300
svg image
0
image

Заслуженный тренер СССР Валерий Бунин, в свое время работавший старшим тренером национальной команды по прыжкам, а ныне находящийся на пенсии, рассказал Ольге Косяковой о гипнотических способностях.

— Когда из Республиканской общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля (нынешний РГУОР) отчисляли бесперспективных детей, мне директор сказал: «Поезжай по адресам, может, среди этих ребят золотиночка найдется». Так ко мне попал Гена Валюкевич — будущий победитель и призер международных и всесоюзных соревнований. Он был маленького роста. Результат в тройном прыжке — 11,80. Отчислили как неперспективного. С 1972 года стали с ним работать. В 1976-м он, мой первый ученик, стал чемпионом СССР среди юношей, через год — чемпионом Европы среди юниоров с рекордом. В тройном прыжке установил два мировых рекорда. Нужно было просто подождать, чтобы он вырос. Торопиться нельзя. Гена много тренировался, выступал. Я постоянно ему внушал, что станет чемпионом. Помню, как ко мне пришел Олег Денищик. Талантливый парень, но с тяжелой травмой колена из-за неправильной техники прыжков. Стали заниматься. И вскоре он уже успешно выступал. Каждый год мне приходили новые идеи, пробовал их реализовывать.

— Как рождались эти идеи?

— По-разному. Скажем, меня удивило, как на соревнованиях прыгнули в длину два киевских спортсмена. Оба выдали необычный результат. Стал анализировать их работу и понял, в чем успех этих прыжков. Игорь Лапшин в 1988 году весной в Сухуми занял второе место. Уперся в стену в результате и решил заканчивать. Тогда я предложил ему попробовать технику, которую вывел, проанализировав прыжки тех киевлян. У Игоря получилось. Тогда я ввел его в состояние гипноза, и он закрепил успех. На соревнованиях все прошло хорошо.

— Вы владеете гипнозом?

— Я дружил с преподавателем по психологии. У него была книга о том, как итальянцы готовили прыгуна в воду, применяя гипноз. Решил попробовать. Получилось. На сеансах со спортсменами мы убирали волнение. Мышечные ощущения от удачного прыжка были, и это сразу ложилось на динамический стереотип. Техника закладывалась на подкорку. Даже если физически спортсмен где-то недоработал, удавалось улучшить и эти параметры, усиливая эмоции под гипнозом. Тренер — это и психолог, и педагог, и отец.

Я как-то предлагал коллегам обучить их аутотренингу — не хотят. А ведь аутотренинг — простая техника расслабления. Даже массаж делать не надо, и результаты улучшаются. Но каждый педагог ставит себе планку сам.

Новые идеи ко мне приходят до сих пор. Много читаю о спорте и не только. Использую методики из других спортивных направлений. Нашел информацию о дробном дыхании. Подумал: а почему бы не использовать это у прыгунов? Сейчас работаю еще над одной темой. Через полгода узнаю результат. В прошлом году пришла интересная мысль, связанная с тренировочным процессом. Запустили идею с одной девочкой — получилось великолепно. Жду, что она установит зимний рекорд страны, — сказал Бунин.

В полном объеме интервью читайте в свежем номере печатного «Прессбола».

 

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Читайте также

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?