Но помимо последних успехов, собралось и немало других тем для общения с отечественным специалистом. Взять, к примеру, белорусский футбол. Еще свежи воспоминания о недавних лигочемпионских матчах борисовского БАТЭ и «Ариса». А один из игроков команды из Лимасола — талантливый Артем Шуманский, компанию которому недавно составлял и Евгений Яблонский.

Начать же разговор мы решили с другого. Шутка ли, в составе кипрского клуба выступают представители 21-й национальности, а в тренерский штаб входят специалисты из Кипра, Греции, Латвии и Германии. Сложно представить иного белорусского тренера, способного работать в столь мультикультурном коллективе. Ведь языковые особенности и ментальные отличия не могут не играть своей роли даже на таком профессиональном уровне. Как при этом удается добиваться успеха?

Сплотить игроков и тренерский штаб позволяет в первую очередь общее понимание того, что футбол — командный вид спорта. Ради достижения ежедневных задач все игроки и штатные сотрудники должны безоговорочно прилагать максимальные усилия, развиваться, не бояться ошибок, иметь свое мнение и возможность его высказывать. Это мое ежедневное требование ко всем. Такой подход, отношение и энтузиазм к любимому делу я стараюсь демонстрировать сам и прививать окружающим. Всем пытаюсь донести видение с уважением и любовью — эту симпатию окружающие чувствуют. Прежде не встречал такое взаимоуважение, взаимопонимание и радостный настрой среди футболистов.

Главное событие прошедшего межсезонья — сохранение в рядах команды Александра Кокорина. Это огромный плюс для «Ариса», но нет ли сожаления, что после сильного отрезка в чемпионате Кипра форвард не закрепился в «Фиорентине»?

Неоднократно отмечал, что судьба футболиста не всегда зависит от него самого. То, что видел сам и о чем знаю: Саша сделал все возможное, чтобы остаться в «Фиорентине». В конечном итоге вышло иначе. Но я рад его возвращению в наш коллектив.

Для вас Кокорин — не фланговый игрок, а футболист центральной оси. Учитывая появление в составе в прошедшее межсезонье нескольких качественных исполнителей группы атаки и огромное количество голов в квалификации еврокубков в отсутствие россиянина, собираетесь ли как-то корректировать игровую модель и обязанности игроков?

Основное требование к Саше — забивать, выводить партнеров в опасные зоны. Быть максимально активным в контрпрессинге и сохранять динамику в контратаках. С какой структурой или из каких зон это будет происходить — зависит от манеры игры соперника. Но в целом Сашу вижу в центральных коридорах.

Работая в Бресте, вы удивили многих, действуя по редкой схеме 5−2−1−2, но со временем пришли к другим построениям — «Кайрат» и «Арис» большинство матчей под вашим руководством провели по более распространенным 4−4−2 и 4−2−3−1.

Во-первых, набор и возможности футболистов определяют, как команда будет действовать с мячом, против мяча и в переходных фазах. Мы различаем геометрическую цифровую структуру, когда мячи у нас или у противника. Под каждого соперника они могут быть по факту одинаковыми, но различаться в деталях.

С некоторыми игроками у вас совсем незначительная разница в возрасте, например, с тем же Кокориным. Схожая ситуация была и в начале тренерской карьеры в региональной школе «Зонненхоф Гроссашпах», когда вы были старше подопечных буквально на 2-3 года. Держать тонкую грань между авторитетом и товарищем для игроков сложно?

Все зависит от того, как ты себя поставишь изначально. Ребята понимают и быстро осознают, имеют ли они поддержку и помощь от тебя. В любой сфере. В ежедневной работе надо привыкнуть один к одному, тогда в коллективе все друг друга ценят и уважают. Если еще твоя работа приносит продуктивность, то их оценка только увеличивается. Тут возраст не имеет значения.

В новом сезоне «Арис» уже потерял треть очков в чемпионате Кипра. Нет ли ощущения, что сказывается фон усталости из-за участия в еврокубках?

Надо знать, как складывались игры и какие ключевые параметры влияли на результат. Не хочу углубляться, поскольку это будет звучать как оправдание, но потеря очков — неоспоримый факт. В прошлом сезоне мы шли к мечте, приложили все усилия, чтобы получить этот фантастический европейский опыт. И сейчас мы не имеем права жаловаться на интенсивность графика. Будем стараться выступать максимально успешно во всех турнирах.

Неудачные серии у «Ариса» случались и ранее — к примеру, в прошлом сезоне зимой команда не могла выиграть на протяжении семи матчей. Доверие руководства в такие периоды чувствовалось? Ведь чемпионат Кипра наоборот славится частыми отставками тренеров…

Все по-разному воспринимается. В ответ могу сказать, что в тот период на протяжении шести матчей подряд мы не проигрывали, при этом получили грубейшие судейские ошибки не в нашу пользу. Как и у всех мировых клубов, существуют периоды, когда удачу нужно заслужить кропотливым трудом. В работе с людьми с разным менталитетом, разного происхождения, разного уровня и восприятия требуется время. Наш владелец это понимает, такой же подход он применяет в своем стиле управления клубом. Все успешные проекты, клубы следуют подобному принципу.

Хотелось бы затронуть тему отношений не только с руководством и игроками, но и с коллегами. В чемпионате Беларуси у вас порой возникали перепалки, например с возглавлявшим в тот момент «Луч» Иваном Биончиком. Как в этом плане на Кипре, есть ли взаимоуважение, профессиональное общение?

У меня есть такой жизненный девиз: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, что бы относились к тебе!» Если кто-то не соблюдает или не считает нужным соблюдать сей принцип, то это не моя проблема. Могу сказать лишь одно: европейские тренеры следуют этому девизу.

«Арис» добился того, что не получилось у БАТЭ — добрался до группового этапа еврокубков. Перед жеребьевкой вы желали видеть в соперниках «Рому» или «Ливерпуль». В итоге попались не такие звездные, но также очень именитые и опытные команды («Бетис», «Рейнджерс» и «Спарта» — «ПБ»). Насколько реально замахнуться на попадание в плей-офф?

Мы очень довольны, что нам достались топовые команды с большими именами. По мне, это одна из самых интересных и тяжелых групп. А цель в каждом матче одна — показывать самую лучшую версию самих себя. К чему это приведет — знает только Всевышний. Если рассуждать по итогам прошедших матчей, то и попадание «Ариса» в Лигу чемпионов было абсолютно реальным. Учитывая, чего клуб добился за последние полтора года, это, можно сказать, красивая сказка о стремительном росте. Изначально нам такое могло лишь сниться.

Недавние встречи с борисовским БАТЭ в Лиге чемпионов. То, в каком состоянии предстал белорусский клуб, сильно разочаровало? Были ли игроки команды из Борисова, на которых обратили особое внимание?

Если говорить откровенно, то лично я не хотел этой встречи. Потому что знал: будет особое внимание к матчам, плюс кто-то из нас вылетит. Некоторые специалисты и футболисты о моей команде высказывались в таком духе: мол, «Арис» ничего особенного из себя не представляет, его надо проходить. Не скрою, это нас очень сильно мотивировало. Думаю, наш ответ на поле в этих двух матчах был красноречивым. Но так или иначе, мы переживаем за БАТЭ и желаем удачи команде. А из игроков выделил бы Концевого и Кудравца.

Хотел бы затронуть тему взаимоотношений в профессиональном футболе. Я за скромность. Усердная работа, развитие и познание нового на пути к цели — вот что важно. И скромность, которая украшает любого человека. Пока футболисты и тренеры не пересмотрят свое отношение в духе «мы все знаем, зачем нам это надо» и не перестанут искать негатив и виноватых — боюсь, ничего не изменится. Вы просто посмотрите на отношение ко мне. На протяжении своей тренерской карьеры я нечасто слышал приятное слово. Люди даже за своего соотечественника не могут порадоваться. Впрочем, есть и другие примеры. Алексей Бага, Дмитрий Молош или Александр Седнев — люди, с которыми всегда приятно пообщаться и поделиться информацией.

Белорусский футбол в нынешнем состоянии — насколько он вам интересен? В этом сезоне в чемпионате очень ярко проявили себя и другие перспективные игроки — Морозов, Душевский, Дуксо, Карпицкий — есть ли «на карандаше» кто-то из белорусской лиги?

На самом деле слежу только за результатами и новостями. Ну и, конечно же, за моим киргизским «сыном» Жигой Алыкуловым. Это касается и российского чемпионата. Было бы интересно посмотреть матчи, поизучать, но банально не хватает времени.

Период в брестском «Динамо» оказался не слишком успешным. Но в любом, даже самом негативном опыте, всегда найдется позитив. Что оказалось положительным в городе над Бугом?

Спустя столько времени с улыбкой вспоминаю многие вещи, с которыми я и мой штаб там столкнулись. Всегда повторяю, что одного без другого никогда бы не получилось. Всё должно было пройти именно так, а не иначе. Безумно благодарен Александру Николаевичу Зайцеву за предоставленный шанс в «Динамо». За знакомство с красивыми городом Брестом, за теплоту фанатов, которые мне до сих пор пишут, за знакомство с легендой Диего Армандо Марадоной, царство ему небесное… За всё положительное и отрицательное я ему благодарен. Особенный опыт.

Не так давно сборную Беларуси возглавил зарубежный специалист — испанец Карлос Алос. На ваш взгляд, насколько это решение способно привлечь внимание болельщиков к команде, улучшить атмосферу в коллективе? Учитывая отрицательные результаты последних лет, не слишком ли оно запоздалое?

Мне кажется, очень некорректно будет это комментировать. Могу сказать лишь одно: считаю, что надо коренным образом подходить к ситуации в белорусском футболе. Это вина не одного человека, а многих.

Один из главных талантов белорусского футбола — ваш подопечный Артем Шуманский. Сумасшедшая конкуренция в составе не позволяет рассчитывать на большое игровое время даже при такой неплохой статистике (2 гола в 3 матчах — «ПБ»)?

Во первых, я безумно рад за парня, что он уже сейчас, переехав в юном возрасте в чужую страну, все правильно сделал. Опыт в другой стране, общение на другом языке с представителями разных национальностей и столкновение с различными трудностями — это, безусловно, большой толчок в формировании его личности. Артем стал гораздо взрослее, атлетичнее, проявляет хорошую реакцию на трудности. Он столкнулся с серьезной конкуренцией. Я верю в Артема и буду ему максимально помогать в профессиональном росте.

Летом «Арис» покинул экс-капитан белорусской сборной Евгений Яблонский. Слухи о возможном конфликте Евгения и тренерского штаба имеют под собой почву?

Никого конфликта с моей стороны не было. Как и в любом профессиональном клубе, принимаются различные решения в интересах дела. Это часть спортивной жизни. Евгению и его семье я желаю в дальнейшем только удачи.

Еще один не чужой белорусскому футболу игрок — словак Юлиус Сзоке — держит уровень и является игроком основы «Ариса».

Юлиусу могу посвятить множество дифирамбов. Этого футболиста я безумно ценю и люблю. Пожалуй, это первый игрок, которого приходится упрашивать, чтобы он поменьше тренировался.

Летом ходили слухи об интересе к вам со стороны московского «Динамо». Насколько вероятен был переход или пока все мысли и карьерные планы связаны исключительно с «Арисом»?

Да, всё так и было, общались с руководством «Динамо». Мы и сейчас в хороших теплых отношениях. Но я уже не раз отвечал, что безумно ценю симбиоз с нашим владельцем клуба и ту свободу в профессиональной работе, которую он мне и моему штабу предоставил. Пока «Арис» — мой клуб, и я чувствую, что ещё не выполнил здесь свою миссию до конца. Я получаю безумный кайф в работе с этим феноменальным коллективом игроков.

Одним из коллег, откликнувшихся в свое время на предложение из РПЛ, является ваш хороший знакомый Доменико Тедеско. Сейчас он тренирует сборную Бельгии и делает это достаточно успешно (шесть побед в семи поединках, включая викторию над сборной Германии — «ПБ»). Обсуждали ли с Тедеско его новое место работы?

Да, Доменико большой молодец. Неоднократно говорил, что он для меня является очень талантливым тренером. Но перекидывались лишь несколькими поздравлениями, не более — каждый из нас увлечен своей работой.

Порой вас называют белорусским Нагельсманом. Совсем недавно Юлиан возглавил сборную Германии. Намек очень прост — лично вам было бы интересно когда-нибудь встать у руля сборной Беларуси?

Сейчас для меня актуален лишь «Арис», в клубе много работы и планов. За белорусский спорт я всегда переживаю и радуюсь его победам. На уровне юношеских сборных с большой гордостью представлял страну, ведь я там родился. Исходя из этого, конечно же, открыт к такому вызову — но это вопрос времени и обстоятельств. Наверное, вы знаете, у меня есть мечта, к которой стремлюсь: работа в Бундеслиге или английской Премьер-лиге. Поэтому сейчас надо идти вверх. Если я когда-либо окажусь в сборной, то с определенными гарантиями: на длительный срок, большим кредитом доверия и полным карт-бланшем, чтобы в целом изменить подход к работе и принципы развития. Другой вопрос, будет ли в этом обоюдная заинтересованность.