В этой публикации pressball.by совместно с партнером Betera молвит слово о посещаемости футбола в Беларуси. При более детальном рассмотрении и хотя бы поверхностном анализе цифр, коими в полном объеме располагает редакция «ПБ», можно отследить любопытные закономерности завершенного сезона. И такая информация придется по душе неравнодушным к игре номер один в исполнении отечественных коллективов высшей лиги.
БРЕСТ ВПЕРЕДИ ВСЕХ
Пусть богатые времена в клубе из города над Бугом, которые связаны с баснословными по нашим меркам вложениями бизнесмена Александра Зайцева, давно закончились, в игровые дни на «Брестском» в 2024-м отмечались внушительным наплывом зрителей. Тех людей, кто неистово поддерживал «Динамо» в матчах с практически любым противником. Про любовь к футболу в Бресте известно давно — даже в приснопамятную пору просьб пресс-службы позаимствовать триджик для проведения интернет-трансляций зрители никогда не оставляли главную команду Брестчины один на один с ее проблемами. Как минимум зычной поддержкой с родных трибун она была обеспечена.
Фальцетом и без фальши исполняя прекрасный гимн атаке, подопечные сначала Александра Бразевича, затем Сергея Ковальчука, а потом и Александра Демешко на «Брестский» завлекли суммарно немало народу. Да, настроения горожанам придавал поистине разудалый футбол их любимцев, забивавших много, но и пропускавших немало. В особенности это касается первого круга. Шутка ли: топ-10 самых посещаемых встреч высшей лиги-2024 прошли как раз в городе над Бугом. Жаль, до отметки в десять тысяч зрителей не дотянула майская схватка с автозаводцами — в протоколе отмечена цифра 9090.
Для сравнения приведем пятерку противостояний не в Бресте, за которые зрители сочли для себя наиболее ценными и за которые массово проголосовали рублем. Интересно, но и неудивительно: три из них прошли в Гродно, ведь «Неман» — единственный клуб, на деле навязывающий борьбу минскому «Динамо» за белорусскую корону последние два года.
И вот еще на что стоит обратить внимание в разрезе посещаемости поединков. Дерби одноклубников — брестчан и столичников — состоялось в юго-западном областном центре уже зимой, а это, как говорится, неликвид. 7 декабря, когда с точки зрения турнирной мотивации командам было нечего терять, когда погода априори не способствует яркой игре, когда столбик термометра был не на комфортной для нахождения на арене отметке, на всегда пользующуюся популярностью дуэль заглянули 4165 болельщиков. Можно представить, сколь большей была бы аудитории матча, пройди он в более благоприятных условиях и в то время, когда резон нещадно биться за очки у динамовских дружин не иссяк.
«КОРОНА» И ПОСЛЕДСТВИЯ
Совсем недавно ставший историей чемпионат Беларуси по средней посещаемости показал самые высокие цифры в постковидную пору. Начиная с сезона-2021 отметка зрительского интереса к белорусским футбольным баталиям перманентно шла в гору. Особенно скачок заметен как раз после 2020-го. В тот год среднее значение посещавших матчи Д1 составило 886 человек. Что и говорить — негусто, но главной причиной скудости на стадионах стала небезосновательно устрашавшая белорусов пандемия. По итогам следующего чемпионата цифра стала внушительнее чуть ли не на половину — 1420. В 2024-м — 2105. Правда, ныне преодолеть рубеж доковидного 2019-го не вышло. Тогда нехитрые арифметические манипуляции сгенерировали такое среднее значение посещаемости Д1 — 2476. В 2025-м цифра получится солиднее?
Безусловно, говоря на выбранную тему, невозможно пренебрегать околофутбольными моментами. Организация матчдэев — не чья-то пиар-прихоть, а атрибут сегодняшнего дня в любом профессиональном клубе. На местах к устроению таких развлечений и активностей относятся с большим и меньшим энтузиазмом. Безусловно, в том же Бресте в этом деле толк знают. Шлейф от второй половины 2010-х, когда в городе над Бугом делали настоящий праздник для горожан, тянется до сих пор. Фотозоны, сладкая вата, поп-корн, программки — кажется, все это давно должно было стать обыденным делом в Витебске и Могилеве, в Гродно и Гомеле, в Жодино и Мозыре.
ИЗ СПЯЧКИ — В МАКСИМУМ
Ну и, разумеется, в нашей подборке факторов, влияющих на подвижность болельщиков в дни игр, найдется место и поре года. Не нужно иметь семь пядей во лбу, дабы легко угадать, в какие месяцы на футбол ходят лучше. Учесть климатические условия в наших палестинах да температурные экстремумы — и легко понять, что в отношении людского наплыва лето получше весны, а сентябрь будет явно отличаться от декабря. Красноречиво свидетельствует об этом и графика ниже.
Первый месяц чемпионата вместил всего два тура, так что совсем не удивляют его скромные цифры. Нашему человеку нужно время на то, чтобы выйти из зимней спячки. Да и опять-таки: в марте на футболе в Беларуси еще не совсем комфортно с точки зрения всех метеорологических данностей. Зато как только стало теплее — количество занятых сидений на аренах увеличилось. В апреле, как видно, зафиксирована самая высокая средняя отметка посещаемости. Не то что бы она слишком выбивается из общей картины, но тем не менее. В августе, впрочем, получилось не намного меньше.
«ПБ» и Betera искренне верят, что спрос на белорусский футбол все же будет расти. Медленно, но верно!
Бонусы на каждый депозит в Betera.
Андрей ИЛЬЕНЯ
ФОТО: Геннадий КОЗЛОВСКИЙ
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь