Макс Ферстаппен — четырехкратный чемпион мира. Теперь он точно лучший в истории команды Oracle Red Bull Racing, и один из лучших в истории «королевских гонок». Скептики говорили: «Да, быстр, но у Феттеля титулов больше». «Да, хорош, но до большой пятерки (Шумахер, Хэмилтон, Фанхио, Прост, Сенна и Кларк) не дотягивает». Теперь все по-другому. У Макса столько же чемпионских сезонов, сколько у Феттеля, но у немца в стане «быков» было всего 38 побед, а у Ферстаппена уже 63. Кларк и Сенна уже позади по количеству титулов. И нынешний взят не на доминирующем болиде. В сезоне-2024 Макс показал, что он умеет минимизировать потери и брать свое даже тогда, когда условия для него не идеальны, а то и вовсе когда все играет против него.
Формула-1 нынче вообще, пожалуй, на своем пике. «Спорно», — скажите вы, имея в виду то, что раньше было лучше и трава зеленее. Но даже во времена тех же Шумахера, Сенны или Лауды такого интереса к «королевским гонкам» не было. Билеты на этапы Гран-при разлетаются в считанные моменты, спонсорские контракты поражают масштабами, популярность пилотов — заоблачная.
В начале этого сезона ничего не предвещало того, что Макс Ферстаппен сможет войти в историю. Макс выиграл семь из первых десяти гонок чемпионата, начал год с семи подряд поулов. Побед могло быть еще больше, но в Австралии нидерландец сошел из-за отказа тормозов. Потом наступили проблемы…
Во второй половине сезона у Oracle Red Bull Racing что-то разладилось. Флагманский болид (в прошлом сезоне «быки» одержали 21 победу из 22 возможных) захромал. Викторий не было десять этапов подряд, чемпионство Макса Ферстаппена находилось под серьезной угрозой. В Кубке конструкторов команда и вовсе опустилась на третье место. Но потом назло всем скептикам Макс одержал победу в Бразилии. В итоге для завоевания титула ему хватило и пятого места в Лас-Вегасе, после чего он снова выиграл в Катаре.
Но все же четвертый титул ковался именно тогда, когда команда была в кризисе. В Великобритании, Бельгии и США удалось финишировать выше главного преследователя Ландо Норриса. В Нидерландах и Сингапуре получилось отстоять вторую позицию. Плюс победы в спринтах в Китае, Майами, Австрии и США. Так, по зернышку, курочка и наклевала на чемпионство. Тем самым Ферстаппен вошел в когорту лучших, ведь только они могут отстаивать свои звания в настоящей борьбе, не опускать руки, когда все против тебя.
Этого невозможно было достичь без старания всей команды «Ред Булл». Она проводила идеальные пит-стопы, планировала отличные стратегии, обеспечивала бесперебойную работу на заводе, делала все для победы своего лидера. Лучшей иллюстрацией чемпионского сезона являются слова главного противника Ферстаппена Ландо Норриса: «Он не сделал ни одной ошибки за год. В этом его сила. У него нет недостатков. Когда у Макса была самая быстрая машина — он доминировал в гонках. Когда у него была не самая быстрая машина — он все равно почти выигрывал, теряя совсем немного. У него не было ни одной плохой гонки за весь год. Он просто ездил так, как всегда — идеально — и его нельзя ни в чем упрекнуть».
Без сомнения, сейчас не было бы интриги и в Кубке конструкторов, но подвел второй пилот. Страшно подумать, но Серхио Перес в последний раз финишировал в топ-5 в начале мая в Майами! Мексиканец недобрал много баллов, а ведь для него все начиналось тоже довольно неплохо. В первых шести гонках было четыре подиума. Но потом что-то сломалось. В Монако, Канаде, Великобритании, Азербайджане, Мексике и Катаре Серхио не взял ни одного балла! В Эмилии-Романьи, Монако, Канаде, Великобритании, Венгрии, Сингапуре, Мехико, Сан-Паулу и Лас-Вегасе он стартовал ниже десятого места! Непозволительно для пилота в чемпионской команде.
Но не только одними чемпионскими интригами живут «королевские гонки». Все же это самый прогрессивный и технологичный вид спорта. За время своего существования Формула-1 подарила миру огромное количество инноваций — от систем безопасности до прорывных открытий в электронике и аэродинамике. В том числе Ф1 старается идти в ногу и с экологической повесткой. С 2014 года здесь используются гибридные силовые установки, в которых шестицилиндровый двигатель внутреннего сгорания совмещен с турбиной и двумя системами рекуперации энергии, преобразующих в электричество кинетическую энергию и тепло выхлопных газов. С 2026 года будет использоваться экологически чистое топливо. Проводится большое количество мероприятий, направленных на популяризацию экоповестки. Ежегодно на эти цели гоночная серия выделяет около полутора миллионов долларов.
С нынешнего сезона руководство Формулы-1 старается разбивать календарь на региональные блоки, чтобы сократить количество поездок. Кроме того, грузовые контейнеры проектируются так, чтобы можно было использовать более экономичные самолеты. С целью уменьшения потребности в грузовых перевозках планируется внедрение дистанционного управления. Так что примеров масса.
Правда, есть и обратная сторона медали. Так, например, пока не идет речи о полной отмене двигателей внутреннего сгорания. Гонки продолжаются около полутора часов при средней скорости больше двухсот километров в час. Мощь силовой установки — около тысячи лошадиных сил. Добиться таких показателей без углеводорода невозможно. Но есть альтернатива в виде использования водорода. В последние годы эта тема в паддоке довольно популярна, хотя и понятно, что это дело далеко не близкого будущего.
И здорово, что команды не стоят на месте. Например, тот же Oracle Red Bull Racing. К сезону-2026 команда в сотрудничестве с «Фордом» готовит силовую установку нового поколения — двигатель, который будет полностью работать на возобновляемом топливе. Это, безусловно, огромный шаг вперед и пример для многих.
Цель Ф1 — к 2030 году сделать чемпионат экологически нейтральным, сократив до минимума его влияние на окружающую среду. Эти усилия уже оценили в Международном институте живого будущего (ILFI). Поговаривают, что эта организация готова поощрить элитный автоспортивный дивизион, вручив ему вне конкурса сертификат «за усилия по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа в окружающую среду».
Не остаются в стороне и участники команды «Ред Булл». Личные инициативы пилотов по устойчивому развитию способствуют появлению довольно неожиданных проектов. Так, например, несколько лет назад четырехкратный чемпион мира в составе «быков» Себастьян Феттель предложил и с помощью коллег-пилотов и сотрудников других команд реализовал проект «Жужжащий поворот». Он был направлен на… сохранение популяции пчел. На трассе в Японии были установлены специальные «отели» для этих насекомых, которые помогут им выжить в условиях массового сокращения их численности. А это крайне важные насекомые, благодаря которым, в том числе, держится наше биологического разнообразие. Так что пилоты команды не на словах, а на деле поддерживают экологию.
Несколько лет назад «Ред Булл» запустил экологическую инициативу NO BULL, сделав серьезный шаг к устойчивому будущему. Перемены начались с их штаб-квартиры в Милтон-Кинсе (Великобритания). Кампус полностью перешел на электроэнергию из возобновляемых источников, внедрил политику нулевого захоронения отходов, отправляя все на переработку. Внутри коллектива активно поощряются пешие прогулки и велосипеды, а также существенно снижено использование одноразового пластика — как в офисах, так и на гоночных мероприятиях.
«Ред Булл» вообще делает много в этом направлении. «Устойчивое развитие всегда было частью нашего ДНК», — гласит сайт команды. И с этим невозможно не согласиться. У команды огромное количество проектов, связанных с улучшением окружающей среды. А ведь «быки» еще не остаются в стороне от темы равенства женщин в этом, казалось бы, сугубо мужском виде спорта. Команда поддерживает проекты, направленные на поощрение участия женщин в автоспорте и инженерном проектировании, например, международную информационную кампанию International Women in Engineering (INWED). Не забудем и о том, что в женской автогоночной серии академии Ф1 в сезоне-2024 «Ред Булл» поддерживала сразу двух участниц: Хамду Аль-Кубаиси из ОАЭ и Эмили де Хейс из Нидерландов.
Но все же еще раз вернемся к Формуле-1. Сезон завершится в Абу-даби 8 декабря. И в Кубке конструкторов все еще не определено. Так что концовка будет интересной — все внимание на экран!
Компания А1 вместе с A1 Group, европейским подразделением транснационального холдинга América Móvil, одного из крупнейших мировых провайдеров телекоммуникационных услуг с штаб-квартирой в Мексике, продолжает выступать партнером команды Формулы-1 Oracle Red Bull Racing. Это сотрудничество подчеркивает стремление А1 к высоким результатам и поддержке инноваций в сфере технологий, как и в Формуле-1.
Николай ХАМЕНКОВ
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь