Футбол. Лига Европы. Геннадий Тумилович. “Если уж президент заговорил о футболе, значит, “Динамо” совершило что-то важное.”
Повод дало минское “Динамо”, разгромившее “Зенит” в прошлый четверг. Сенсация эта наделала много шума по обе стороны белорусско-российской границы, и за пару дней до ответного поединка голос Тумиловича в трубке — находка для интервьюера. Бывший динамовец и нынешний петербуржец, он всегда был отличным рассказчиком, не лезущим за словом в карман. Вот и сейчас подтвердил реноме. Излагал о противостоянии родного “бело-синего” клуба с питерским грандом, о Сергее Гуренко и о том, почему развалившийся “Тосно”, где он тренировал вратарей, — символ сегодняшней российской действительности. Получилось, как обычно, прямо, остро и местами жестко.
— Как восприняли счет минского матча?
— Слукавлю, конечно, если скажу, что результат ожидаемый. Минчане преподнесли сюрприз и оставили очень приятные впечатления, в том числе от игры. Но давайте пока не будем поздравлять динамовцев — сделано лишь полдела. Есть еще второй матч — после него, надеюсь, можно будет и порадоваться.
— Перед игрой многие считали, что у белорусов нет шансов. Как думаете, “Зенит” недооценил соперника?
— Вряд ли. Хотя об этом сейчас говорят многие поклонники питерцев. Но какая недооценка, с учетом того, какую игру “Зенит” показывает на протяжении последнего года? О команде в принципе сложно составить целостное впечатление. Клуб с третьим тренером подряд попадает впросак, все ноют: то судейство, то еще что-то. Какие-то непонятные отмазки. Плюс легионеры — после Халка и Вицеля иностранцы, приезжающие в “Зенит”, представляют собой жалкое зрелище. На их фоне российские футболисты намного сильнее. Так быть не должно. А как именно легионеры попадают в клуб — это уже не мои вопросы.
— Правильно понимаю: в “Зените” сейчас разгребают то, что натворил в прошлом сезоне Манчини?
— И Манчини, и Луческу до него, и Виллаш-Боаш еще раньше. Здесь постоянно кто-то за кем-то разгребает. Дай бог, чтобы у Семака все сложилось. Но с таким составом ему придется непросто. Хотя на фоне блеклых выступлений других лидеров это пока и не заметно. Результаты в целом удручающие. Если в Лиге Европы российские клубы еще выходят в евровесну, то в Лиге чемпионов итоги налицо.
— Семаку не позавидуешь: начинают говорить, что это не тренер для “Зенита”.
— Обычная ситуация. Станет выигрывать — будут кричать, что он лучший. Да, Сергею сложно. “Зенит” — это серьезный вызов, при всем уважении к “Уфе”, к которой отношусь с большой симпатией. Но Питер есть Питер. Здесь будут постоянно спрашивать и требовать. Никто не посмотрит, что первый сезон, что молодой тренер. А за счет чего ему играть и побеждать? Пока этого не увидел ни в первых матчах чемпионата, ни в поединке в Минске.
— В Беларуси он затеял ротацию, не взял Дзюбу — неужели это не говорит об отношении к сопернику?
— Не знаю, с чем это связано. Вообще, ротация для такого клуба — обычное дело. Может, Семак был настолько уверен в своих игроках. В команде уровня “Зенита” должно быть два равноценных состава. Но прошлый сезон показал: нет и половины. Все тащили россияне. Что до решений Семака, то мне сложно комментировать со стороны. Однако хочу заметить: в первую очередь нужно похвалить минское “Динамо”. Это белорусы победили. А сложности “Зенита” — его проблемы.
— Давайте хвалить “Динамо”. Что больше всего удивило?
— Во время матча у меня была тренировка, и мне сообщали лишь счет — 1:0, 2:0, 3:0… Это был шок! Встречу смотрел потом в записи. Казалось, играет не минское “Динамо”, а один из сильнейших европейских клубов против какого-то середняка. Белорусы не проигрывали ни в скорости, ни в быстроте мышления, ни в единоборствах. В общем, заслужили только хвалебные отзывы. Однако, повторю, петь дифирамбы рано. Пока могу лишь пожелать удачи как динамовцам, так и БАТЭ в Лиге чемпионов.
— Многие считают матч с “Зенитом” лучшим в еврокубковой истории “Динамо”. Согласны?
— Учитывая результат и имя соперника, наверное, действительно один из лучших. Мне сложно судить. Вспоминаются в том числе времена, когда сам только стал ходить на стадион. Начало 80-х, мне было 11 лет. Это и победа над “Спортингом”, и над венграми из “Раба ЭТО”. Когда заполнен 50-тысячный стадион и все активно болеют — вот это по-настоящему врезается в память. Однако чувствуется, что “Динамо” совершило нечто значимое. Если уж наш президент заговорил о футболе… Это же самый главный показатель.
И Сафарьян “проснулся”, которого не было слышно полгода. Значит, случилось что-то важное. Главное, чтобы до четверга белорусам не отключили газ. Питерские болельщики, кстати, говорили об этом после финального свистка. Причем, кажется, даже не в шутку: мол, увидишь, у Беларуси начнутся проблемы. От российского правительства сейчас можно ожидать чего угодно.
— Новый стадион “Динамо” видели только по телевизору?
— Да, плюс фотографии. Ну, и читал разные комментарии. По “картинке” выглядит неплохо. Конечно, когда уже отвык от беговых дорожек, то сложновато. С другой стороны, и на питерской арене далеко не отовсюду хороший обзор. К тому же все знали, что стадион будет таким. Есть же легкая атлетика, Европейские игры. Дай бог, соберутся и построят чисто футбольную арену.
— Из-за большого количества недоработок его часто сравнивают с “Зенит-Ареной”.
— Питерский стадион, кстати, никто так не называет. Серьезно: в народе уже прочно приклеилось название “Распил-Арена”. Ну а что тут творилось — это, конечно, издевательство. Я был на первых матчах, видел это все. Особенно во время дождя, когда крыша начала протекать, а часть стадиона затопило. Все видят и понимают — что в России, что в Беларуси, все одинаково. Только размах разный. “Распил”, разгильдяйство и полная безнаказанность. Определенные люди “пилят бабки”, остальные страдают. Не зря в России за время чемпионата мира исчезло шесть профессиональных клубов. В этом сезоне тоже некоторые могут до финиша не доиграть. Я в одном из таких как раз работал, поэтому знаю не понаслышке, что значит, когда у людей только одно желание. Извини, но в русском языке нет для этого другого слова, кроме как “сп…ить”.
— Что скажете об ответном матче? Семак на пресс-конференции уверенно сказал, что шансы у “Зенита” есть.
— Сомневаюсь в благоприятном для питерцев исходе. Во-первых, команда ничего не показала в Минске. Во-вторых, матч пройдет без зрителей. Все-таки зенитовские болельщики — красавцы, такую поддержку мало где встретишь. Это большой минус для обеих команд, но в первую очередь для хозяев. Да и динамовцев лишили возможности сыграть на большой арене. А есть ли у “Зенита” шансы — покажет игра. Если гости будут действовать так же спокойно, как дома, все для них должно сложиться нормально. А вдруг “Динамо” загонят в свою штрафную или тем более оно пропустит быстрый гол — будет сложно.
— Когда вы играли с Сергеем Гуренко, можно было предположить, что его ждет светлое будущее как тренера?
— Мы пересекались только в сборной, ну и потом уже в “Динамо”, когда было понятно, что команду возглавит Муслин, а Гуренко станет помощником. А до этого мы с Серегой на эти темы особенно не разговаривали. Он мне душу не изливал. Но видно было, что человек играл в Италии, работал с Капелло, другими известными тренерами, разбирается во всем, учится.
— Гуренко всегда производил впечатление серьезного человека. Есть веселая история о нем? У вас же обо всех имеются…
— Не поверишь, нет. Сергей — нормальный адекватный человек. Конечно, мог и посмеяться, и выпить, но всегда знал меру: когда можно, когда нельзя. Они были не разлей вода с Лавриком, с ним и чудили. У нас же была немного другая “компашка”, чуть повеселее. Что еще сказать? Гуренко — профессионал до мозга костей, поэтому и играл так долго на высоком уровне.
— Как вы вообще поживаете после распада “Тосно”?
— Сейчас идут прокурорские проверки, следственные мероприятия, в сентябре начнутся суды. В общем, процесс ликвидации клуба. Пока бывшие футболисты и тренеры “Тосно” этим и занимаются. Надеемся вернуть хотя бы часть причитающихся нам средств.
— Много должны?
— Точную цифру не назову, но немало. А футболистам — еще больше. Зарплату месяца за четыре, плюс премии за весь сезон, в том числе за выигрыш Кубка. Вот вам и российская действительность — обладатель трофея не участвует в Лиге Европы, а просто исчезает с футбольной карты.
— Да, дикая история.
— А разве может быть иначе, если генерального директора не интересует ничего, кроме сумасшедшего количества трансферов, и в каждое “окно” набирается новая команда? Зачем это делается — понятно. Кому-то может показаться, что говорю задним числом, но я такой исход предрекал еще два-три года назад. Давал интервью и “Матч ТВ”, и областным каналам. Полностью раскладывал, как и что дальше будет. Говорил, что через год- два клубу придет п…ц! Вот только ни одного этого интервью в итоге так и не вышло. Потому что там было жестко, четко и прямым текстом. Но ни учредители, ни подставной директор не прислушались.
— Генеральный директор — это некто Матюшенко?
— Да. Он занимался в клубе всеми вопросами. Такое недопустимо даже во второй лиге, не говоря об элите. Приглашал игроков, отчислял их, подписывал контракты. Иногда тренерский штаб об этом даже не догадывался. Приходит какой-то футболист на тренировку, а его никто не знает. Так, кстати, было и с Александром Гутором: “А ты кто такой? Ты нам не нужен”. В принципе это была стандартная ситуация для нашей команды. Естественно, такое количество трансферов — это и агентские, и “подъемные” в доле с игроками, в доле с посредниками. Матюшенко этого в принципе и не скрывал. И сейчас уверенно себя чувствует, все хорошо у него. Вот только клуба больше нет.
— Почему в Питере и регионе не выживает никто, кроме “Зенита”?
— Да, сколько команд ни появлялось — все пропали. С “Тосно” немного другая история. Это проект Ленинградской области. Такой регион, как бы сказать… Вот ты выехал из Санкт-Петербурга — и понял, что попал в ж…у. А у “Тосно” ведь были все условия. С чего все начиналось? Были деньги на строительство стадиона, базы, клубу выделили землю. Изначально вообще планировалось создать академию, и только потом профессиональный клуб. Но кто-то в какой-то момент понял, что это долго и неинтересно, и надо рвать вверх сразу. В итоге за четыре года дошли до премьер-лиги, но детско-юношеская школа не спонсировалась. Финансирования не было вообще. Все на личных связях. Я просил Давида Юрченко — футболисты скидывались на мячи для детей. У “Зенита” что-то где-то списалось — забирали. В итоге клуб разорился, а в собственности у него, оказывается, ничего нет — даже автобуса. Представляешь, за пять лет ничего не появилось! “Восстановительный центр” — банька два на два метра и тренажерный зал с одной штангой. И об этом тоже кричали на всех углах. Никто не услышал.
— Кроме судов, чем еще занимаетесь?
— Готовлюсь к Европейским играм.
— В смысле?
— Играю в пляжный футбол. Еще принимаю участие в турнирах по большому футболу. Да, видимо, рано закончил. В “пляжке” нравится — работаю в питерском “Кристалле”, где собраны одни из лучших футболистов планеты, и уж точно лучший в мире стадион. Построено все на частные деньги. В Минске как назвали новую арену — национальной? Ну так вот загугли, сопоставь фотографии белорусского стадиона и питерского — и почувствуй разницу.
Что еще? Гражданство собирался менять, но, слава богу, вовремя передумал. Почему? Из-за последних событий в России — это какое-то издевательство. В конце 90-х я все это видел в Беларуси, десять лет назад во многом из-за этого бардака и уехал в Питер. А сейчас здесь то же самое. Скатываюсь все время в политику? А как иначе? Раньше можно было говорить о спорте и политике отдельно. Но сейчас они практически едины, особенно в России. Здесь же единственные маломальские успехи именно в области спорта. В остальном — кошмар. Когда президент перед выборами показывает мультики, как ракета летает вокруг Земли — ну что это? Он свой народ дебилами считает?
— Так, может, обратно в Беларусь? Или уже прикипели к Питеру?
— Сложно сказать. Пока был “Тосно”, спокойно занимался здесь своим делом. А что дальше, пока не знаю. В сентябре пройдут суды — тогда и посмотрим.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь