Не чужой человек. Линдсей Хардинг: осень в “Филадельфии”
Кто-то вроде как краем глаза видел Наталью Марченко на матчах БАТЭ, другой мельком наблюдал в новостях на “Беларусь 5” Ольгу Подобед — кажется, она сейчас с молодняком возится. Но в целом сформулировать достижения, которых добились “буяльские девчата” после прощания с “оранжевой” игрой, вряд ли сумеют даже фанаты лучшей игры с мячом.
А зря. Ведь есть среди той славной генерации женщины, которыми впору гордиться и воспринимать в качестве ролевой модели. Речь, в частности, о Линдсей ХАРДИНГ — уроженке городка Мобайл из штата Алабама, выбранной под первым номером драфта НБА-2007. Защитница, проведшая в сильнейшей лиге мира около 300 матчей, стала соотечественницей белорусов в 2015-м, когда в качестве натурализованного игрока присоединилась к нашей “дрим-тим”. И после обретения “пашпарта грама- дзянкi” подсобила новым партнершам финишировать четвертыми на Евробаскете, затем пробиться на Олимпиаду в Рио, а в Бразилии — и затащить сборную на девятую строку.
Окрещенная просторечно Лизой, она полюбилась зрителям как альтруистической манерой игры, так и золотым характером. Коммуникабельная, позитивная, остроумная Хардинг за считанные дни стала в Беларуси в доску своей. После чего иначе как в восхитительном ключе болельщики о ней не отзывались.
Однако стоило американке закончить со сборной, как внимание к ее персоне ослабело. Глубокими ночами отслеживать заокеанские сражения ее “Финикса” особого желания у среднестатистического болельщика не было (хотя Лиза и “решала”, дошагав с “Меркьюри” до полуфинала). Матчи же в рядах “Бешикташа” не вызывали интереса даже у турецких фанов, не говоря уже о баскетбольной Беларуси. Поэтому, когда Линдсей повесила кроссовки на гвоздь, резонанса в нашем спортивном сообществе не случилось. Тем паче красивых проводов, церемоний прощания или пресс-конференции с лейтмотивом “спасибо за все” ни в Минске, ни в окрестностях так и не провели.
Разумеется, в ту же самую минуту о Хардинг забыли. А ее баскетбольная жизнь тем временем только набирала обороты — пусть и не на паркете, а вокруг оного.
Сначала плеймейкер при жизни была канонизирована университетом Дьюка: ее “десятку” подняли на веки вечные под своды арены в соседство к знаменитейшим выпускницам “голубых дьяволов” Алане Берд и Элизабет Уильямс. Следом “белоруска” вспомнила, каково это — тренировать. И выступила в качестве консультанта нескольких коллективов лиги развития. Благо опыт имелся: еще в 2014-м Лиза сотрудничала с “Торонто Рэпторз” из мужской НБА, исполняя обязанности ассистента главкома в летней лиге. Ну а затем Хардинг с головой окунулась в благотворительные и социальные инициативы, пытаясь сделать мир лучше.
Казалось бы, к чему столько слов о событиях, которые в рутине нашей жизни вряд ли имеют поворотное значение? Дело в том, что все эти окольные маршруты в августе 2018-го привели Хардинг, пожалуй, к главному карьерному прорыву ее жизни вне площадки. На излете лета офис “Филадельфии 76” (да-да, той самой, где растет второй ЛеБрон по имени Бен Симмонз и еще полдесятка крутых проспектов НБА) объявил о назначении нашей Лизы на пост скаута главной мужской команды. Работа предусматривает полную занятость и подразумевает изучение, анализ и разбор действий соперников.
Показательно, что за всю историю сильнейшей лиги мира лишь однажды на столь ответственную должность приглашалась женщина из мира профессионального баскетбола — Дженни Боучек, некогда защищавшая цвета “Кливленд Рокитс”. Для Хардинг же — это фарватер, ведущий к глобальному успеху. Ведь нынче и реноме Лизы, и гендерная ситуация в НБА ей благоволят. Не верите? Вот вам отзыв главкома “76-х” Бретта Брауна: “У Хардинг острый ум, который замечен всеми командами лиги. Еще в игровую бытность она выделялась тем, что оперативно принимала решения, читала взаимодействия соперников, замечала нюансы не хуже тренера. У нее потрясающий баскетбольный интеллект, и здорово, что именно наш клуб будет использовать его для больших побед”.
Касаемо гендера также признаем: более удачного времени для карьерного роста Хардинг подгадать не смогла бы при всем желании. Призрак сексизма, то и дело бродящий вокруг НБА, подталкивает консервативное баскетбольное сообщество к более лояльному отношению к женщинам в своей среде. Поэтому представительство прекрасных дам в лиге растет — недавнее назначение в “Клипперс” на ассистентскую должность Натали Накасе тому подтверждение. Кроме того, плоды труда Бекки Хэммон, выигравшей с “Сан-Антонио” летнюю лигу и превозносимую самим Греггом Поповичем, наталкивают большие умы от НБА на мысль: рано или поздно женщинам в ассоциации стоит доверить самую ответственную работу. Если не в плане результата, то в плане пиара и максимальной лояльности общества точно. И здесь имя Хардинг (в случае успешного сотрудничества с “Филадельфией”, разумеется) вновь будет на слуху. И вот почему.
Год назад Лиза прошла спецкурсы НБА, превратившие спортсменку в специалиста по баскетбольным операциям. По результатам выпускных тестов отзывы преподавателей о ее уровне готовности к труду на топ-уровне оказались столь благожелательными, что Хардинг позвали на собеседование сразу несколько клубов. Однако в омут с головой, как и прежде, рассудительная экс-защитница не бросилась. Поскольку хотела найти должность, в которой работа в офисе совмещалась бы непосредственно с баскетболом — то бишь с тренерским делом. “Я всегда хотела работать с командой. Не на расстоянии, а будучи вовлеченной в ее повседневную жизнь. С 13 лет начала двигаться в этом направлении и чувствую, что сегодня готова справляться с подобной нагрузкой. Хотя не скрываю: в будущем вижу себя больше управленцем — эдаким генеральным менеджером. Понимаю принципы, по которым собираются команды в НБА, изнутри знаю процессы, формирующие чемпионские коллективы. Опыт сотрудничества с “Торонто” помог вникнуть в нюансы, которыми женский баскетбол Штатов отличается от мужского. И теперь на практике надеюсь применить эти знания”.
А сейчас смекайте, как говаривал Джек Воробей: в “Филадельфии” до сих пор нет генерального менеджера. После увольнения Брайана Колланджело (тот попался на создании фейковых аккаунтов в твиттере, где мочил собственных же игроков!) решения в Пенсильвании принимает конгломерат. В него входят как владелец клуба Джош Харрис, так и исполнительный директор Скотт О»Нил вместе с главным тренером Бреттом Брауном. Плюс целая россыпь советчиков. На выходе получаются Лебедь, Рак и Щука. Отсюда и странные выборы на драфте, и безалаберное распоряжение пиками, накопленными еще во время “процесса перестройки” имени Сэма Хинки. То есть скрепы последовательного построения клуба-чемпиона разогнуты — и рискуют пустить псу под хвост всю многолетнюю работу по подъему с глубины, что велась аж с 2013 года! Дабы не допустить этого, “Филадельфия” назначила на начало сентября аж три собеседования с аксакалами НБА: Лэрри Харрисом из “Голден Стэйт”, Герсоном Россасом из “Хьюстона” и Юстином Заником из “Юты”. Кто из них прозвучит убедительнее на встрече с генералитетом, тот и будет править “76-ми” как генменеджер. Однако любая ошибка будет расшатывать под новоиспеченным назначенцем стул. И через год-другой “игра престолов” в Пенсильвании наверняка развернется опять. Вот здесь-то Хардинг, уже набравшаяся опыта, и попробует совершить новый прорыв.
Но это будет уже совсем другая история. О которой, впрочем, мы непременно расскажем…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь