Пятиборье. Ольга Силкина. В Венгрии парень из российской сборной сказал: “Будешь как сыр в масле кататься. Батька ваш спортсменов любит”

21:40, 19 декабря 2019
svg image
6675
svg image
0
image
Хави идет в печали

В Токио будущим летом Оля отправится маститой титулованной спортсменкой, и, конечно, мы будем ждать от нее продолжения победного пути. А сейчас просто решили познакомиться поближе. Чемпионка оказалась очень общительной — так что вопросы из нашего интервью исчезли как-то сами собой…

Плавание
Именно из него в пятиборье и приходят. Плавание — слишком тяжелый вид, чтобы им можно было бы овладеть в зрелом возрасте. Надо с детства плавать. Например, как я.
Хотя не скажу, что ставила какие-то грандиозные задачи. Умом понимала: вряд ли добьюсь чего-то значимого. Я вообще не знала, зачем родители отвели меня в бассейн. Плавание давалось легко, но плавать я не любила. Да и сейчас, если честно, тоже не очень люблю.
Так что не сильно удивилась, когда в девятом классе тренер сказал: “Оля, у тебя тут все равно ничего не получится, давай в пятиборье перейдем”. Спросила: “А что это вообще такое?” Даже заплакала, подумав, что мне не понравится. А через год поняла: это нормальный вид спорта. Так всегда происходит, когда показываешь результат.
На юношеском чемпионате Европы мы взяли медаль в эстафете, в личном тоже неплохо выступила, попала, кажется, в десятку. Я тогда еще и бегала будь здоров, а это очень важно, чтобы у спортсмена совмещались сразу пять видов, которые во многом противоречат друг другу.
Плавание всегда идет первым видом, но он не определяющий. Раньше в нем классному пловцу можно было сразу уйти в отрыв, а сейчас так не получится. Это в плавании пять секунд на 200 метров целая пропасть, а у нас, по сути, разница небольшая, можно легко наверстать в других видах.

Фехтование
Вот оно как раз вид ключевой. С чем его могу сравнить? С игрой. С войной. Там надо перехитрить и убить, а у нас уколоть.
Для меня самый противный соперник — левша. Особенно если она большого роста. Выставляет вперед руку, и все. Меня такая тактика сразу повергает в ступор. Я же маленькая, можно сколько угодно перед ней прыгать, но реально пробить, только если соперница сама решит перейти к активным действиям.
Но вообще, к фехтованию я способна. Не знаю, как это объяснить, однако выхожу на дорожку, смотрю на противника, понимаю, что мне надо выиграть… И начинаю искать свои пути. И они как-то сами собой находятся. На все про все одна минута, и мне это подходит идеально. Один укол — или выиграла, или проиграла.
Все знают, что я люблю колоть в ногу. Девяносто процентов моих атак заканчиваются именно так. Некоторые выходят на поединок и, по сути, защищают только ногу. Но я все равно в нее уколю.
Лучше всего фехтовать, когда я злая. Если нет мандража перед этим видом, то все: пиши пропало. Поэтому вызываю его сама. Например, выхожу на разминку и сознательно проигрываю все поединки. И вот потом на дорожке я уже та, что надо. Иду в атаку и ничего не боюсь. Только один человек в мире еще до начала турнира знает, сколько поединков станут для меня неудачными. Это мой личный тренер Василий Адамович Гулевич. “Оля, ну, сегодня ты проиграешь десять боев, не больше”.
Клянусь, я не считаю эти бои. Но в итоге так и выходит — десять. В другой раз он говорит: “Вижу, ты хорошо готова, можешь проиграть двенадцать”. Я принимаю прогноз с каменным лицом, потому что уверена: именно так все и закончится. Но откуда он знает заранее? Поэтому однажды ему сказала: “Все, теперь мне ничего не говорите, думайте про себя”.
Фехтование для меня — вид особенный. Я всегда думаю, что могу проиграть где угодно, но только не в нем. И поэтому, как фитиль, постоянно на взводе. И, кстати, тренер не заявляет меня на соревнования по классическому фехтованию. Там длинные поединки, они жутко выматывают нервную систему.

Конкур
Конечно, это всегда лотерея. Какой конь тебе попадется, так и преодолеешь все препятствия. Любой пятиборец расскажет уйму примеров, когда именно конкур сводил к нулю его даже выдающуюся форму, показанную в остальных видах. Но в последнее время нам, слава богу, с лошадьми везет.
Единственное исключение — Каир. Там всем участникам выдали не лошадей, а каких-то осликов. Я села на такого, и мне даже жалко его стало — размером меньше меня! Но это, конечно, редкость. Нормальная лошадь весит очень прилично, и, если при падении она тебя накроет, мало не покажется.
В Англии, помню, упала три раза на разминке, четвертый — уже на трассе. Я ничего не могла с лошадкой поделать. Она боится и все — бей, не бей. А есть такие, которых все любят, — ты села на нее, и она сделает все что надо, только не мешай.
Раньше, когда только пришла в пятиборье, сильно боялась лошадей. А теперь полюбила. Поняла: если боишься, ничего не выйдет. Я в любом случае с ними ничего сделать не смогу, человек слабее. И я полюбила. Если на тренировке они психуют, с ними разговариваю. Раньше злилась, плакала, могла даже ударить, а теперь прощаю. Понимаю, что у них тоже может не быть настроения.
Считала лошадь довольно примитивным существом, а потом тренер сказал, что они умные. И добавил: “Но не очень”. Они хорошо запоминают. Не взял конь один барьер и через неделю снова перед ним затормозит. А тебе надо, чтобы страх у него пропал, и для этого прилагаешь немало усилий.
Но опять же, что у него в голове, не знает никто. Ты можешь ехать классно — все здорово, и ничего не предвещает беды. Но в какой-то момент он тебя может скинуть. Просто потому, что кто-то шевельнется или громко что-то скажет. Лошади ужасно пугливы. Мгновение — и ты уже лежишь. На ней или под ней.
Поэтому нужно максимально концентрироваться. У нас на дистанции 12 препятствий. И лошадь чувствует, когда всадник даже на секунду расслабляется. Чуть не поддала и все…
С лошади всегда слазишь мокрой. Хотя некоторые тренеры, не говоря даже о болельщиках, заявляют: “Да ну, как на лошади можно устать? Вы же просто катаетесь на ней”. Мы не катаемся, мы работаем — руками, ногами, практически всем телом. И когда слазишь с лошади, такое чувство, что пробежал кросс. Пульс точно такой же.

Бег
Самое интересное, что лучше всего я бегала именно тогда, когда только пришла в пятиборье. И сколько ни тренируюсь, выйти на тот уровень сложно. Парадокс можно объяснить тем, что у нас повышение результата в одном виде неизбежно вызывает снижение в другом. Например, бег входит в противоречие с фехтованием. Во всяком случае у меня. Хотя, конечно, это резерв. Тренер говорит, что могу бегать лучше, да я и сама знаю. Пашу-пашу на тренировках, результат растет не так, как хотелось бы.
Быстрее всех у нас бегает Настя Прокопенко. Ей просто дано. Как, например, мне плавание. Вот она плавает-плавает, но в бассейне я все равно быстрее. А в кроссе картина обратная. Мне кажется, она может спокойно съездить куда-то отдохнуть, полежать на пляже недельки три, вернуться и снова оказаться лучшей. Думаю, в мире по скорости она где-то первая-вторая. Я хорошо, если в десятку войду. Да и то под вопросом.

Стрельба
Пистолет с лазерным прицелом и пять фонариков, которые надо поразить. На все дается 50 секунд. Можно успеть все сделать за девять секунд и уйти на дистанцию. А можно через 50. Даже если ты не смогла этого сделать. Между стрелковыми рубежами участки по 800 метров, получается что-то похожее на биатлон. Раньше это были два отдельных вида — стреляли в тире, а бегали в последний день. Но потом все объединили — и, скажу честно, это мне больше по душе.
Лучше всех у нас тоже стреляет Настя. Но я к ней приближаюсь, особенно на этом “мире” хорошо получилось. Там как вышло: перед последним видом оторвалась от ближайшей соперницы довольно далеко — она вышла на старт “комбайна”, когда я уже 30 секунд бежала по дистанции.
Ликвидировать такой отрыв сложно, и я это знала. Надо было только отстрелять. А когда получилось, то уже на третьей восьмисотке бежала и думала, что это самый классный забег в моей жизни. И лучше бы он вообще не заканчивался.
Беговых тренировок у нас было очень много, и тренер волновался, чтобы я таким образом не завалила фехтование. Но зря. Отфехтовала здорово, у нас 250 очков считается приличным результатом. А у меня 270. Остальные виды тоже стабильно прошла. Вот отрыв и набежал.

Слезы
В прошлом году на чемпионате мира в Мексике победила Настя Прокопенко. Я туда не поехала из-за травмы, смотрела по телевизору. И когда она взошла на первую ступеньку, от радости и за нее, и за все наше пятиборье просто рыдала. В нашем виде столько лет такой медали на чемпионатах мира не было!
Думала: когда сама окажусь на ее месте, случится то же самое. Два часа после финиша держала это в голове, но эмоций вообще никаких не осталось, настолько была измотана. Ну вот сейчас встану на пьедестал, заиграет наш гимн, и тогда я точно разревусь. Но когда все случилось, поняла, что слез нет. Не идут они почему-то, хотя настроение космическое. Реально хочется, чтобы эти 15-20 минут, когда проходит церемония, длились часа два.
Потом же еще было чествование в Министерстве спорта. Дали грамоту. Министр сказал, что я молодец, напомнил, что месяца за полтора до чемпионата он приехал на один из наших турниров. Я выиграла, и мне говорят: “Вот, познакомься”. Я даже не знала, кто это, и сказала: “Здрасьте, я Оля”. А потом оказывается — министр. О, ничего себе!
На чествовании он сказал: “Видишь, я тебе тогда пожал руку, поздравил, и ты дальше по восходящей пошла”. Я еще подумала, жаль, что он перед чемпионатом Европы не приехал. Я тогда “залажала”. Там можно было взять олимпийскую лицензию, а ее от нашей страны добыла Ира Просенцова, выигравшая бронзу.
По старым правилам путевку на Игры получили бы восемь лучших европеек, но в этот раз решили, что единственная от страны достанется той спортсменке, которая будет стоять в итоговом протоколе выше соотечественницы. А я была лишь шестой.
Но сейчас эта проблема, конечно, снята — чемпионка мира в любом случае должна поехать в Токио. А вот по второй лицензии вопрос. Настя Прокопенко, многолетний лидер нашей сборной, в прошлом году выиграла “мир”. И если она станет призером ЧМ в 2020-м, то…
Будь моя воля, я бы от страны отправила трех девчонок — с перспективой на белорусский пьедестал, почему бы нет? Но даже если поедут две, это будет нереально круто. Уже прогресс — в Рио из обеих сборных попала только Настя. А сейчас такой уровень результатов, что из трех надо выбирать двух. И когда наша сборная в Венгрии стала чемпионом мира в эстафете, это никого уже не удивило.

Олимпиада
Мне пока трудно понять, что это такое. В курсе, что до Игр осталось только восемь месяцев, которые пролетят как один миг.
И еще знаю, что надо тренироваться гораздо больше. Хотя иногда думаешь: куда уж больше?.. Но я все равно увеличила нагрузки, потому что никакие прошлогодние заслуги и медали там будут не в счет.
Хотя психологически уже попала в зависимость от результата. Каждый, кто хоть раз оказывается на вершине, хочет возвращаться туда снова и снова. И ты начинаешь анализировать буквально все, потому что мелочей не бывает.
Раньше, например, было все равно, как я питаюсь. Могла спокойно съесть бургер и забыть об этом. А сейчас все: фастфуд закрыт. К тому же разговоры о том, что, если ты выиграла один раз, то теперь это надо делать и дальше… Стараюсь их не поддерживать и вообще не думать, что будет в Токио. Надо идти от одних соревнований к другим, выполнять тренерский план и не отвлекаться на что-то другое.
В Венгрии парень из российской сборной сказал мне: “Ну все, в Беларуси ты, небось, теперь будешь как сыр в масле кататься. Рекламные контракты. Да и Батька ваш спортсменов любит”. Да, будет интересно познакомиться с президентом. Меня уже пригласили на традиционный новогодний бал. Предвкушаю встречу не только с ним, но и со многими спортсменами, с которыми пока еще не знакома. Жаль, не увижу Дашу Домрачеву. Помню, когда-то очень хотела получить ее автограф, и через знакомого тренера удалось добыть. Даша расписалась на стрелковой мишени и пожелала успехов, чтобы никогда не сдавалась и не отступала. Я, конечно, и сама это знаю, но услышать от нее такое было особенно приятно. Здорово, когда люди проходят выдающийся путь и остаются простыми и доступными.
Что же касается рекламных контрактов и всяких тому сопутствующих съемок, то это здорово, конечно. Но не сейчас. Даже если таковые предложения найдутся, они будут отвлекать от главного. Восемь месяцев — это совсем мало. А так хочется оставить свой след в истории белорусского спорта. Ну, правда…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?