Тайное и явное. Допинг — не только российская проблема. Для нашего спорта она не менее актуальна

21:40, 19 декабря 2019
svg image
1058
svg image
0
image
Хави идет в печали

Из него вытекает другой, не менее важный: какова допинговая ситуация в белорусском спорте? За семь месяцев до старта токийских Игр он звучит вполне актуально.

“Обманываем, врем, лжем”
Напомним, 9 декабря исполком ВАДА единогласно лишил РУСАДА статуса соответствия, что автоматически стало шлагбаумом на пути олимпийской сборной России в Токио и Пекин. России также отказано в праве проводить соревнования глобального масштаба, в частности, чемпионаты и Кубки мира. “Чистые” атлеты будут допущены на Игры лишь в нейтральном статусе, то есть без российских флага и гимна.
Поначалу в публичном пространстве российского общества доминировали адепты концепции антироссийского заговора. Мол, решение ВАДА политическое: везде и всюду виновата Россия… Горячие головы, в том числе в высшем руководстве, предлагают отгородиться от остального мира и проводить собственные альтернативные Игры. Мол, коли ВАДА не пускает нас в олимпийскую песочницу, построим свою и будем играться сами по нашим правилам.
Однако в последнее время громко зазвучали призывы очиститься от допинговой скверны. Депутат Госдумы, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина против бойкота ОИ:
— Если страна отказывается от Олимпиады, то в двух следующих не принимает участия. Вы хотите наказать всех своими амбициями? Не всегда правильно хлопать дверью. Правильнее выходить и выигрывать. Нас волнует, с флагом мы или без флага, но нас не волнует, что у нас есть спортсмены, которые позорят страну, кто подводит чистых спортсменов… Мы должны об этом говорить открыто и честно. И я не слышала ни по телевидению, ни по радио, не видела в прессе, чтобы мы хотя бы однажды осудили тех спортсменов, которые совершают такие поступки…
Двукратный чемпион Олимпиады-1996 в плавании баттерфляем Денис Панкратов высказался еще жестче:
Практически все обвинения в сторону России — небеспочвенные. Наш спорт всегда был нечестен… Мы нарушаем все возможные законы. Ищем лазейки, не слишком законные, справки левые предоставляем — “боремся”. Общий принцип: обманываем, врем, лжем. Какой-то адовый бал Сатаны происходит. Мировое сообщество пытается вернуть нас на землю, а мы продолжаем врать и упираться. Мы делаем все, чтобы нас выгнали… Уберите государство из спорта. Претензии не в отдельности к спортсменам, а к России, которая сажает спортсменов на допинг. У нас это идет на государственном уровне… Нет заговора — мы сами создали эту ситуацию, потому что считали себя самыми умными и хитрыми.

Вернули МОКу 11 медалей
Если думаете, что в российском спортивном доме пожар, а у нас — сплошная благодать, вы заблуждаетесь. Недавняя олимпийская история свидетельствует, что мы немногим уступаем России по части допинговых дисквалификаций.

Сидней-2000
Предстартовая допинг-проба молотобойца Вадима Девятовского оказалась положительной на анаболик нандролон. В сектор он не вышел и получил двухлетнюю дисквалификацию.

Солт-Лейк-Сити-2002
Тот же нандролон, точнее продукт его распада норандростерон, нашли в пробе хоккеиста Василия Панкова, взятой после матча за третье место Беларусь — Россия. Исполком ИИХФ объявил Панкову строгое предупреждение и увеличил с одного до двух число допинг-тестов наших хоккеистов (после каждого поединка) на ЧМ-2003, причем их оплату возложили на белорусскую федерацию. Кроме того, ФХРБ оштрафовали на 603 тыс. долларов. Позже Панкова дисквалифицировали и отняли диплом за четвертое место. А врачу олимпийской команды страны Евгению Лосицкому запретили участвовать в Олимпиадах в Афинах и Турине.
Допинг-тест шорт-трековички Юлии Павлович показал наличие стероидов, но оказался недействительным из-за отсутствия сопроводительных документов. Повторный же девушка проигнорировала. За неявку спортсменки МОК лишил аккредитации шефа белорусской миссии на Играх Ярослава Баричко и удалил из Олимпийской деревни мать и в ее же лице тренера Юлии Татьяну Павлович и того же Лосицкого. Кроме того, МОК лишил до конца 2002 года НОК Беларуси олимпийской помощи на сумму 120 тыс. долларов. Считайте: два проступка обошлись в три четверти миллиона долларов!

Афины-2004
Прыгун в высоту Алексей Лесничий, не взявший даже начальные 2,15, уличен в использовании кленбутерола, дисквалифицирован и отправлен домой. Через восемь лет после перепроверки законсервированных проб молотобойца Ивана Тихона (результат финала 79,81) и дискоболки Ирины Ятченко (66,17) МОК лишил их серебра и бронзы соответственно. В обоих пробах обнаружен анаболик метандиенон. Об этом стало известно в самый канун лондонской Олимпиады, и МОК тут же опустил перед Иваном шлагбаум.

Пекин-2008
В Китае белорусские олимпийцы добыли рекордное количество наград — 19. Непосредственно на Играх “засветились” те же Девятовский (81,61) и Тихон (81,51), у которых оказался аномально высокий уровень тестостерона. Белорусов лишили серебряной и бронзовой медалей. Атлеты подали иск в Спортивный арбитражный суд. Их тяжба с МОКом, длившаяся два года, завершилась в пользу Вадима и Ивана, доказавших процедурные нарушения при взятии допинг- проб. МОК вернул Девятовскому и Тихону экспроприированные награды.
Еще два “отложенных” плюса. Из-за дисквалификации узбекского борца Сослана Тигиева белорусскому вольнику Мураду Гайдарову бронзу обменяли на серебро. А пятиборка Анастасия Прокопенко после наказания украинки Виктории Терещук стала бронзовым призером.
Через восемь лет МОК инициировал перепроверку законсервированных допинг-проб с помощью новейших методов анализа. Она отразила массовый прием нашими легкоатлетами и штангистами анаболиков — туринабола, станозолола, оксандролона… И белорусская копилка похудела сразу на шесть медалей — 1 золотую, 2 серебряные и 3 бронзовые. Метательница молота Оксана Менькова утратила олимпийский титул. Еще четверо вынужденно вернули дипломы за четвертые места. То есть всего за использование допинга наказали десятерых белорусов.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

1. Оксана Менькова туринабол и оксандролон
2. Наталья Михневич метандиенон и станозолол
3. Надежда Остапчук
3. Андрей Михневич
4. Дарья Пчельник туринабол
4. Павел Лыжин туринабол
4. Светлана Усович туринабол

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА

2. Андрей Рыбаков туринабол и станозолол
3. Анастасия Новикова туринабол и станозолол
4. Ирина Кулеша туринабол

ПРИМЕЧАНИЯ. В первом столбце указано место, занятое спортсменом на ОИ, во втором — имя, в третьем — препарат, обнаруженный в допинг-пробе.

Лондон-2012
Через четыре года в британской столице разразился громкий скандал после положительной допинг-пробы Надежды Остапчук, которой уже вручили золото за победу в толкании ядра. После перепроверки проб сдали бронзу тяжелоатлетки Марина Шкерманкова и Ирина Кулеша. И снова общее число дисквалификантов — десять. Одиннадцатым может стать шестовик Станислав Тивончик. Расследование по его делу продолжается.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

1. Надежда Остапчук примоболан
7. Оксана Менькова туринабол и станозолол
7. Анастасия Мирончик-Иванова туринабол
25. Елена Матошко метаболиты оксандролона
43. Анис Ананенко туринабол

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА

3. Марина Шкерманкова туринабол и станозолол
3. Ирина Кулеша туринабол и станозолол
4. Дина Сазановец дростанолон и станозолол
7. Николай Новиков туринабол и станозолол
9. Евгений Жерносек туринабол, оксандролон и станозолол

Рио-де-Жанейро-2016
Мужскую команду по гребле на байдарках и каноэ отстранили от участия в Олимпийских играх и дисквалифицировали на год из-за найденной у тренера сборной Геннадия Галицкого упаковки мельдония во время тренировочного сбора во Франции. Допинг-тесты показали наличие мельдония у пяти гребцов в ничтожных концентрациях, что объяснялось приемом препарата еще до того, как он был запрещен. Спортивный арбитражный суд (CAS) удовлетворил иск белорусской стороны и отменил наказание, не найдя для него достаточных оснований. Однако произошло это через два с лишним месяца после окончания Игр.
Из-за мельдония не пустили в Рио и таэквондиста Армана-Маршалла Силлу.
Тяжелоатлет Станислав Чадович (62 кг) накануне вылета а Рио был дисквалифицирован международной федерацией за попытку подмены допинг-проб во время внесоревновательного тестирования. После Игр Международная федерация тяжелой атлетики на год отстранила белорусов от международных соревнований за большое число положительных допинг-тестов.
Подытожим: 25 раз белорусские атлеты наказывались за употребление допинга на Олимпийских играх, причем 19 дисквалифицированы после перепроверок допинг-тестов. В результате пришлось вернуть 11 олимпийских наград (два золота, три серебра, шесть бронз). 16 дисквалификантов — легкоатлеты, 8 — штангисты, 1 — хоккеист.

Выбор поколения next
Предположим, список мог быть длиннее, если бы МОК начал консервацию и длительное хранение допинг-проб не с афинской Олимпиады, а раньше. Благодаря этому наши 15 атлантских и 17 сиднейских медалей, а также несколько зимних наград неприкосновенны.
Однако и этого довольно. Беларусь вместе с Россией и Украиной входит в число стран-лидеров по допинговым дисквалификациям на Олимпийских играх. У нас об этом стыдливо умалчивают. Информация, приведенная в предыдущей главе, есть в СМИ, но отсутствует там, где обязана быть первоочередно, — на сайтах НОКа, НАДА, Минспорта и национальных спортивных федераций.
Да, эти страницы истории белорусского спорта не вызывают восторга. Однако они заставляют задуматься, отчего так происходит, и делать выводы, чтобы дальше жить по-другому. Растет новое поколение, у которого нужно формировать антидопинговое мышление. У нас же по-прежнему в ходу двойные стандарты. Впечатление, что мы боремся с допингом напоказ. Допингисты — спортсмены и тренеры — в чести. Одни занимают высокие должности и повторяют, словно мантру: “Допинга у нас нет”. Другие получают дорогие зарубежные учебно-тренировочные сборы и раздают интервью, в которых чуть ли не поголовно утверждают: никогда не употребляли, допинг-контроль охотится только за нами, весь мир это использует, а нам нельзя…
В этой гнилостной “атмосферке” растет молодежь и перенимает “опыт” у ветеранов. Весной нынешнего года 19-летний биатлонист Егор Малофеевский сдал оказавшийся позитивным тест на мельдоний не где-нибудь, а на Европейском олимпийском юношеском фестивале. Пловец Виталий Аксенчик — его ровесник, борцу Егору Владыко и пловчихе Анастасии Станкевич — по 20, гребцу Артему Липскому — 21, штангисту Станиславу Ладорному — 22 (дисквалифицировали в 20), борцу Андрею Соловью — 23… Это все наш резерв, эти ребята уже имеют достижения на национальном уровне. Все они уже переступили запретную черту и заработали дисквалификационные сроки. Возможно, потому что понятия не имеют о 25 олимпийских допинг-проколах белорусского спорта, зато усвоили, что с помощью запрещенных препаратов и методик можно неплохо заработать и сделать себе имя. На сегодня хорошо хотя бы то, что с помощью НАДА они убедились: двойственность наказуема!

По российскому следу
На международной арене у белорусского спорта неважная репутация, особенно в легкой и тяжелой атлетике, главных поставщиках допингистов. А вот и подтверждение тому. На предстоящих Играх в Токио IWF ограничила представительство белорусских штангистов одним спортсменом и одной спортсменкой. Прежде у нас были полные составы.
Международная федерация легкой атлетики и ее антидопинговая структура AIU включили Беларусь в “группу риска”, в которую входят лишь пять стран: кроме нас, еще Украина, Кения, Эфиопия и Бахрейн. Увы, есть уже и результаты такого “внимания”: кандидаты в олимпийскую команду Марина Арзамасова и Дмитрий Набоков сдали тесты, результаты которых положительные. Вроде бы у Марины появилась надежда отбиться: недекларированный лигандрол обнаружен в одном из американских БАД. Дай-то бог!
Внутренний допинг-контроль в легкой атлетике стал интенсивнее, но есть подозрение, что носит он избирательный характер. Иначе трудно объяснить, отчего марафонка Нина Савина и специалистки спортивной ходьбы Виктория Рощупкина и Анастасия Раровская, будучи здоровыми и выполнив нормативы, не поехали на чемпионат мира. При этом БФЛА ходатайствовала за пятерых атлетов, у которых нормативов не было. Савина дома еще и заработала, победив в Минском полумарафоне. Не напоминает ли это “нецелевое использование бюджетных средств”, потраченных на выездные зарубежные и домашние сборы?
Год-полтора назад скромный клерк РЦОПа по легкой атлетике Вадим Грабовский неожиданно взлетел в кресло замдиректора НАДА. С чего бы? Эти факты никак не связаны?
Однобокая или неполная информация о допинговых реалиях создает благостную картину. Например, в прошлом году на отчетно-выборной конференции БФЛА обратили на себя внимание половинчатые сведения о дисквалификациях. Не были названы и выведены на экран имена стипль-чезистки Анастасии Пузаковой, шестовика Дмитрия Борисова, ходоков Евгения Рачка и Андрея Кожана и молотобойки Анастасии Мазуриной
Однако шила в мешке не утаишь. Все тайное, что дома скрывается или недоговаривается, становится явным на международных соревнованиях. Кроме упомянутых биатлониста и легкоатлетов, прогремел борец-тяж Кирилл Грищенко. Дома (!) он ухитрился заработать единственную на все Европейские игры дисквалификацию — и золото пришлось сдать.
А впереди перепроверка и повторное тестирование данных, переданных Россией ВАДА. Повторно проверят более двух тысяч проб. Неведомо, есть ли среди них белорусские. Однако похоже, что Роднина и Панкратов, говоря о России, невольно рассказали нам о нас. Белорусский спорт никак не сойдет с допинговой тропы.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?