Прорыв. “Макларен” мчится в Миоры
Все более чем серьезно. Миорский металлопрокатный завод действительно стал партнером британской конюшни “Макларен”. И о городке из Витебской области узнал весь мир.
Логотип предприятия будет красоваться не только на болидах “серебряных стрел”, но также на форме пилотов, инженеров и механиков команды. Рядом со значками таких всемирно известных брендов, как “Dell”, “Shell”, CNBC и многих других. “С готовностью начинаем сотрудничество, чтобы привлечь внимание к белорусскому бренду на мировой арене, ведь наша команда продолжает прогрессировать”, — прокомментировал сделку босс конюшни Зак Браун, развеяв ощущение нереальности происходящего.
Эмоции после прочтения новости, конечно, возникают исключительно положительные. Беларусь прорвалась в Ф-1 — элитный и популярный во всем мире спорт, где крутятся бешеные рекламные деньги. Правда, когда говорим о деньгах, эмоции всегда лучше выключить. И порассуждать о выгоде и смыслах.
Начнем с того, что Миорский металлопрокатный завод… еще не введен в эксплуатацию. В сообщении пресс-службы “Макларена” его называют “крупнейшим в Беларуси производителем жести электролитического лужения и холоднокатаного листа”, но пока это не так. Эпопея со строительством предприятия тянется с 2012 года. Тогда была учреждена компания “ММПЗ-групп”, которой предстояло создать завод. Через год президент Беларуси указом распорядился ввести комплекс в эксплуатацию к началу 2020-го. Не вышло. Возникали разного рода трудности: избранную площадку из-за неустойчивости грунта пришлось укреплять, некоторые чиновники процесс тормозили, банки вовремя не кредитовали. Но завод с горем пополам почти достроили. Намедни Миорский металлопрокатный выпустил тестовый лист стали, а к началу 2021-го предприятие должно заработать на полную мощность.
Так что же предприятие будет производить? Может, детали, полезные для болидов Формулы-1? Не совсем, а точнее, совсем нет. Завод специализируется на выпуске сверхтонкой белой жести. “Сверх”, потому что листы будут толщиной с лист офисной бумаги. Производство, можно сказать, инновационное, ради него закупили немецкое оборудование, аналогов которому в стране нет, а в — СНГ единицы. Но эта инновационная жесть используется в основном при изготовлении… консервных банок и разного рода крышек. В этом, кстати, и идея создания предприятия. Пока же белорусским производителям приходится закупать материал за границей, примерно 30 тысяч тонн в год. Строительство завода не только покроет внутренний спрос, но и высвободит значительные объемы для экспорта. Отсюда и расположение: близко уже готовые покупать белорусскую жесть предприятия Калининграда, порты Балтики, недалеко и Санкт-Петербург. На 150 тыс. тонн нашли покупателей еще в марте, продать можно будет еще 800 тыс. Главное, чтобы завод заработал.
Еще один важный вопрос: кто платит? Он особенно актуален в нынешнее непростое время. В сети уже посыпались претензии к “Макларену”: в Беларуси происходят трагические события, а вы заключаете контракт с тамошним предприятием?! У “ММПЗ-групп” свой ответ: мы частная компания, так что никаких проблем. По информации, открытой в сетевом доступе, 70 процентов акций действительно принадлежат сингапурской компании KSBH PTE. Деталей, правда, об этой коммерческой структуре не узнать. Известно лишь, что она была создана в 2013 году, у нее один владелец и несколько инвесторов. Десять процентов акций в портфеле у председателя совета директоров Алексея Коваленка. Бизнесмен известен не только 200-миллионным проектом металлопрокатного завода, но и инициативой по строительству в Миорах, родном городе, современного кардиологического центра. Идея вроде бы одобрена президентом при личной встрече, но пока не реализована. Это в общем-то все, что известно о бизнесмене.
С другой стороны — “Макларен”, который сейчас на подъеме. Моторы от “Хонды” стали куда стабильнее тех, что использовались во времена Фернандо Алонсо и Стоффеля Вандорна. Как результат, уже второй сезон кряду команда держится в топ-4 Кубка конструкторов. У конюшни есть перспективный актив в лице 20-летнего Ландо Норриса, который уже добыл дебютный подиум, а в следующем сезоне в оранжевый болид пересядет опытный Даниэль Риккиардо.
Так где подвох? Наверное, не стоит искать черную кошку в темной комнате. Мотив “Макларена” понятен — это деньги, которые особенно необходимы в условиях пандемии. Оставим вопрос о том, где эти деньги взял завод, который еще даже не начал работать. На самом деле для выхода на рынок необязательно тратить миллионы евро. Возьмем для примера прошлый сезон. Спонсоры “Макларена” заплатили команде 122 млн евро. Крупнейшая доля здесь, естественно, у “Хонды”, которая выделила 100 млн. В то же время “Norton” и CNN заплатили по 500 тыс. Вот такая разбежка. Но еще интереснее во второй графе — “партнеры”. К которой, видимо, и будет относиться Миорский металлопрокатный завод. От пула “сочувствующих” конюшня получила почти в три раза больше — 329 млн! И здесь работает теория малых дел, или с “миру по нитке — “Макларену” болид”. Даже если исключить из графы призовые в 112 млн, все равно сумма внушительная. И партнеры самые разные. Та же “Хонда” здесь отжалела 200 млн, а “Technogym” — всего 100 тыс. Скорее всего, на этом уровне будет работать и партнерство с “Miory Steel”, заявленное на несколько лет.
В общем, новость эта важна прежде всего символизмом. Впервые Беларусь прорвалась в Формулу-1! А пионеров всегда помнят и чтят. И, может, благодаря пиару Миорский металло- прокатный найдет покупателей на 800 тыс. тонн сверхтонкой жести. Пусть и за 100 тыс. евро.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь