Мини-футбол. Павел Шупилов. Приятно приезжать в любой город и без стыда смотреть людям в глаза

21:41, 19 июля 2021
svg image
552
svg image
0
image
Хави идет в печали

Да, никто не отменял физические кондиции и внешний вид. Но для игроков этот аспект, по сути, вторичен. Главное, не “убить” матч и держать ритм игры в своих руках и быть последовательным в решениях.
Павел ШУПИЛОВ придерживается такого же мнения. Долгое время работал в футзале — в белых штанах. Он был топ-рефери не Европы, а мира. И когда Павел сделал выбор в сторону мини-футбола, генеральный секретарь БАМФ Владимир Завадский воскликнул: “Наконец-то!” Спустя два сезона в высшей лиге Павел стал лучшим арбитром чемпионата Беларуси.

— Когда узнали, что на пять голосов опередили коллег, удивились?
— Скорее был поражен, что за меня проголосовали шестнадцать респондентов. В спорте ведь нет разницы: за явным преимуществом или просто победил.

— Кажется, при определении лучшего присутствует субъективизм…
— Я поработал со всеми клубами. К тому же при подготовке к матчам тренеры просматривают игры соперника. Многие обращают внимание на манеру работы судей. Наверное, все же голос тренеров наиболее объективен, потому что именно им больше всего достается от судей, как и судьям от тренеров.

— Арбитры смотрят предыдущие поединки команд, консультируются с коллегами?
— Однозначно. После назначения нужно понимать, чего ожидать от следующего матча. В каждой команде есть и агрессивные, и адекватные игроки. Важно с первых минут найти баланс. А готовиться нужно, чтобы настроить себя. Жестким или грубым будет матч — разные понятия.

— Для вас существует отличие — играют первая и вторая команды или первая и последняя?
— При таком подходе ничего хорошего не будет. Одна ошибка — и поединок станет сложным. Команды могут завестись. Считаю, что к игрокам всех команд нужно относиться уважительно, независимо от занимаемого места.

— Перед началом сезона предполагали, что есть шанс пробиться в топ-список?
— Какой солдат не мечтает стать генералом? Но если бы перед началом сезона кто-то сказал, что стану лучшим, то посмеялся бы. Почему? У нас классная судейская семья, не побоюсь этого слова. Взаимоотношение между арбитрами на высшем уровне, все друг другу помогают как в работе, так и в житейских вопросах. Начало сезона выдалось для меня успешным. А потом был спад. Я это ощущал. Случались неудачные матчи. Но это мое внутреннее восприятие. Возможно, со стороны смотрелось иначе. А вот финальная стадия действительно удалась.

— С кем первым поделились новостью о титуле?
— Со своими главными болельщицами! У меня их четыре: мама Людмила, жена Валентина и две дочери — Александра и Евгения. Сразу же им позвонил. Старшая дочь воскликнула: “Папа, ты крутой!” Жена сказала: “Я же тебе еще в начале сезона говорила, что будешь лучшим”. А вообще, столько звонков и сообщений с поздравлениями я не получал даже на дни рождения.

— Последний матч сезона между “Витэном” и ВРЗ. Было интересно или страшно?
— Сразу обрадовался. Но небольшое волнение присутствовало. Потому что, если выходишь на игру без эмоций, можно отработать не совсем удачно. А если отдаешься матчу с полной концентрацией, то два часа игрового времени пролетают незаметно. Но нужно понимать, что одна ошибка может испортить не только матч, но и весь сезон.

— Как готовитесь к поединкам подобного накала?
— Благодарен своему коллеге Михаилу Прохорову, с которым мы работали на третьем и пятом матчах финальной серии. В полуфинале, накануне встречи ВРЗ и “Столицы”, он сказал очень правильные слова: “Не надо бояться совершить ошибку. Выходи на матч и кайфуй от того, что тебя назначили. Нужно этим гордиться. На тебя будет смотреть вся страна”.

— Прежде вы работали арбитром в футзале и носили белые штаны. Удалось посмотреть мир?
— Посчастливилось посетить огромное количество стран, обзавестись множеством знакомств. Самая дальняя страна, которую увидел, — Колумбия. 2011 год, чемпионат мира. Также приятно было работать на чемпионате мира в Минске в 2015 году. Все мои знакомые из мира футзала отмечали, что это был самый классный чемпионат — как по антуражу, так и по качеству проведения. Было приятно дойти до финала.

— Какие матчи наиболее запомнились?
— Как болели в Колумбии — это из области фантастики. В Европе такого нет. Когда Колумбия играет против Парагвая, Венесуэлы, Аргентины — болельщики становятся крэйзи. Достаточно сказать, что фанаты просили не только футболки игроков, но и готовы были порвать на сувениры экипировку судей.

— Почему вы решили перейти в мини-футбол под эгидой FIFA?
— Впервые перейти в мини-футбол пригласили в 2015 году. Но я планировал отработать в России чемпионат Европы, где должны были выступать сборные с сильными игроками. А затем поступило приглашение обслуживать матчи чемпионата Индии в 2016-м. Эти два фактора стали определяющими. К тому же хотелось в 2019-м поехать на чемпионат мира в Аргентину.

— Видео матчей чемпионата Индии с участием Роналдиньо, Гиггза, Скоулза облетело весь мир…
— Индийская федерация футзала сотрудничает с испанской федерацией. Испанцы получили запрос прислать на турнир своих арбитров и провести судейский семинар. Мой друг, главный секретарь федерации футзала Испании Алекс Асторгас, обратился ко мне с предложением обслуживать такой турнир. Естественно, долго не раздумывал. Это было что-то невообразимое — Луис Амадо, Фалькао, Фолья, Сирило, Ромуло, Пула, звезды большого футбола.

— Каково с ними работалось?
— Очень легко! Это люди с большой буквы. Ощутить негатив со стороны Гиггза или Кафу — из ряда вон выходящее. Больше всего запомнился первый матч. Играли команды Гиггза и Фалькао. Церемония открытия затянулась. Ко мне подошел Райан, спросил, как дела. И мы общались минут пятнадцать. Такое западает в память на всю жизнь.

— Кто вообще подтолкнул в судейство?
— Не кто, а что. Играл в футбол с сознательного возраста. Но замучили травмы колена.

— Успехов на игровом поприще достигли?
— Стал серебряным призером чемпионата Беларуси по футзалу с “Городеей”, в большом футболе был чемпионом Брестской области в составе “Ганцевичей”, в Минской области побеждал с “Городеей”, выигрывал региональный Кубок Беларуси в составе “Ганцевичей”. А в родных Барановичах не сыграл ни одного матча.

— Самые интересные, сложные эпизоды в судействе?
— Дурацких ситуаций не припомню. В Колумбии латинские команды просто по щелчку пальцев могли вспыхнуть на ровном месте и устроить драку. Помню, был резервным арбитром в 2011 году на финале Парагвай — Колумбия. Там весь поединок состоял из драк. А по антуражу: Колумбия — Аргентина. 7500 зрителей — эмоции переполняли!

— За какой-то эпизод стыдно?
— Постоянно пересматриваю свои матчи. Всегда вспоминаю фразу: “Видели все, кроме судьи”. Иногда так и есть. Вроде трибуны видят, а судья смотрит туда, куда он должен смотреть. Приведу несколько примеров. Недавно с Королишиным был случай. Смотрю в другую сторону, эпизод в метре от меня, а я уже переключился по движению игроков. Ошибки анализируешь постфактум. И пусть игроки не думают, что судьи не просматривают свои матчи — еще как разбирают!
До сих пор с тренером ВРЗ Сергеем Василенко с улыбкой вспоминаем момент, когда он был вратарем. Атака шла на ворота соперника. Игрок запутался в сетке, а Сергей быстро ввел мяч в игру. Я остался наблюдать за ситуацией. И когда ВРЗ был близок к забитому мячу, Сергей ударил соперника по ногам. Я сразу же назначил пенальти. Кроме меня и Сергея, никто не понял, что случилось.
Еще был интересный момент — сборные Чехии и Словакии. Там, наоборот, один из соперников в подобной ситуации ударил оппонента локтем в лицо — удаление. Тогда срабатывает интуиция — просто контролируешь эпизод и ждешь развязки. Порой надеешься на подстраховку партнера — тем более переговорные устройства сейчас присутствуют. Есть суждение: если арбитр может зайти в раздевалку проигравшей команды, то ему не стыдно за проделанную работу.

— Как относитесь к тому, что за работой наблюдают родственники?
— Я редко вижусь с мамой. Но если есть трансляция, то всегда ее оповещаю. Она не пропустила ни одного матча. Супруга и дети предпочитают Дворец спорта “Уручье” — там есть активности. На МАПИД также приезжают. Ездят и в другие города. Если кого-то присутствие семьи напрягает, то для меня — импульс.

— Титулы некоторым позволяют задирать нос. Вы подвержены “звездной” болезни?
— Как это ни скромно, за дюжину лет я столько раз признавался лучшим… Крышу не сносит. Чемпионаты мира и Европы. Забраться проще. Падать — больно. Да, можно сделать пару фото с призом, а потом нужно работать.

— Можете выделить команду, с которой было наиболее комфортно работать?
— Есть хорошая фраза: “В семье не без…” Есть эмоциональные игроки, к которым и нужно относиться соответствующе. В этом сезоне работалось проще, нежели в предыдущем. Наверное, годом ранее ко мне команды присматривались. Все же я отработал в “вышке” всего сорок матчей.

— Ваша судейская позиция: кнут или пряник?
— Сначала я беседую. Не помогает — желтая карточка. Я не любитель зажигать “красный” свет. Однако получилось, что в пяти матчах высшей лиги удалял игроков — за неспортивное поведение, за фол последней надежды и грубость. После первого круга на семинаре отметили: была одна красная от Шупилова в гомельском дерби ВРЗ — БЧ.

— Кто-то думает: взял свисток и побежал…
— Просто так начать судить невозможно. Нужно чувствовать дух игры. Мне кажется, легче стать хорошим арбитром тому, кто варился в этой “кухне”. На нарушения ты смотришь иными глазами — не болельщицкими, а игроцкими. И здесь неважно: играл ты на уровне высшей лиги или просто отличаешь мяч от ананаса.
Важен общий уровень интеллекта. Показывать, что за игрой следишь. Обратил внимание, что в плей-офф иногда судьи бежали быстрее игроков. Однако футболисты каждые две минуты меняются, а арбитры в концентрации практически два часа. Также нужно быть психологически подготовленным. У каждого игрока свои эмоции, поэтому надо быть спокойным и не обращать внимания на внеигровые моменты.
Сейчас сделан большой шаг в плане физической подготовки. У судей каждую неделю были тренировки, стало больше семинаров, начали активнее разбирать игровые ситуации.

— Знание правил игры как проверяется?
— В двадцати вопросах можно допустить две ошибки. Но самое сложное, что за последние два года в правила дважды вносились изменения. Поэтому приходилось снова поступать в первый класс. А потом доносить изменения до игроков, которые далеко не все хотя бы раз в жизни держали в руках “Правила игры”.

— У вас огромный судейский послужной список. Какая цель и мотивация у Шупилова на этом поприще?
— Суперкубок и финал Кубка Беларуси я еще не обслуживал. А мотивация — поддержать реноме, держать себя в хорошей форме, доказать, что признание было неслучайным. Для меня главное — общение и причастность к виду спорта. Приятно приезжать в любой город и без стыда смотреть людям в глаза. Обидно, что в силу возраста не удастся поработать на международной арене — вершина, которую я не смогу покорить. Но ни секунду не жалею, что десять лет носил белые штанишки.

— Сохранили на память?
— Конечно! И не одни. У меня огромная коллекция судейских футболок. Можно сказать — музей. Это разные федерации, турниры. Навскидку штук тридцать. В чем-то судил, кое-что дарили судьи из других стран, когда мы менялись футболками.
Ну и, конечно, сохранилось много видеозаписей. Порой, когда накатывает ностальгия, хочется их пересмотреть. Работать на международных матчах — это что-то неимоверное. Но и легче: приехал, отсудил и уехал. Возможно, с этими людьми ты больше не пересечешься. В нашем чемпионате в этом плане сложнее.

— Возможно, работая в Беларуси, можно было заработать больше, чем в футзале даже на международных матчах?
— Главным стимулом быть в форме — стало понимание, что ты будешь вызываться на международные соревнования. Топ-рефери всегда сдавали нормативы, к которым тщательно готовился. Последние мои сборы были в 2019 году. Затем отработал два матча континентального Кубка между московским “Динамо” и колумбийским “Косикосом”, потом слетал во Францию на женскую Лигу чемпионов. Всегда вел статистику международных поединков. Перед стартом этого турнира до сотни оставалось семь матчей. Понимал: если дойду до финала, то смогу отсудить максимум шесть игр. И по какой-то случайности в один день дали работать на двух матчах. В итоге финал женской Лиги чемпионов стал для меня сотым. На этом футзальная карьера завершилась.
А к чему стремиться сейчас? К новым юбилеям. В первом мини-футбольном сезоне было 15 матчей, во втором — 25. До сотни осталось всего 60. Было бы желание и здоровье…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?