“Граундспоттинг”. Максим Малец. “Для меня важны дух и история стадиона”

20:49, 25 августа 2022
svg image
942
svg image
0
image
Хави идет в печали

Теперь у него таковых под сотню, и в том числе наши, белорусские. Мой собеседник побывал на неделе в Минске и воспользовался возможностью пополнить перечень посещенных арен, а корреспондент “ПБ” в свою очередь не упустил случая, чтобы об этом поговорить.

— Минские стадионы в коллекцию занес впервые?
— В Беларуси не был двенадцать лет, поэтому решил навестить родственников и заодно посетить ваши арены. Написал знакомым в Москве, которые свели меня с пресс-службой баскетбольного “Минска”. Там сразу заинтересовались и пообещали показать здешние спортивные объекты. Когда заручился их согласием, выбор посетить Минск был сделан. Сразу шокировало, насколько сложно попасть на стадион. Если хочешь на пустой, нужно с одними людьми общаться, если на матч — с другими. Дали длинный список контактов — уже запутался, кому писать. На “Динамо-Юни” действительно раньше не был, а вот “Динамо” видел до реконструкции. Правда, внутрь попал только сейчас. Интересная история возникла с “Трактором”. Попросил там сделать три снимка, на что потребовали разрешение. А для этого нужно было поехать на другой конец города. Удивительно! Всюду, где был в Европе, нет никаких препятствий. Ты можешь легко зайти внутрь стадиона, а у вас и в России — все строго. У нас есть специальные дни для экскурсий. Но представим, что ты три дня в городе и иной возможности попасть на арену нет… Увы, другой менталитет.

— Какое впечатление произвел обновленный “Динамо”?
— Ставлю ему твердую пятерку. Он стал лучше в разы. Хотя и раньше выглядел монументально, потому что других подобных сооружений в Беларуси не было, а сейчас похорошел. Мачты, конечно, впечатляют, внутри очень атмосферно. Здесь играл Месси, забивал Рибери. Короче говоря, творилась история, а для меня крайне важно прошлое стадиона, куда наведываюсь.

— Как вообще решил коллекционировать стадионы?
— Всегда нравилось что-то необычное. Однажды в 2011 году с девушкой поехали в Болгарию и решили наведаться на стадион в Бургосе. Он и стал, можно сказать, первым в моем списке. Тогда пришло четкое осознание, что хотел бы в будущем посетить как можно больше арен. Любопытно, что только в 2018-м узнал, как называется мое увлечение, когда в Россию во время чемпионата мира приехало очень много ”граундхопперов”.

— Граундхоппинг и граундспоттинг — в чем отличие?
— Я занимаюсь именно граундспоттингом. Меня интересуют именно пустые сооружения. Важен его дух, а не конкретный футбольный матч, который там проводится. В России, да и в мире хватает граундхопперов, есть целые сообщества. Достаточно вспомнить ”Русскую команду”. Самые известные у нас — Кирилл Чемберлен и Арт Романтик. А вот тех, кто занимается граундспоттингом, — меньше. Без ложной скромности, я своего рода флагман. Первый, кто вообще заговорил о своем хобби на телевидении.

— За пределами Европы где-то бывал?
— Пока в коллекции только стадионы Старого Света. Естественно, хотелось бы побывать и на других континентах. В тех же Штатах, Азии, Австралии, на бразильской ”Маракане”. Сейчас, конечно, с этим есть сложности. Если будут полностью открыты границы, мечтаю о новых точках на карте мира.

— Слышал, помимо них, ты собираешь значки?
— Да, обязательное условие — наличие у клуба фан-магазина. Подчеркну: именно официального. Часто бывает, что выпуском продукции в домашних условиях занимаются обычные болельщики, поскольку команда по тем или иным причинам не может на себя взять производство шарфов, маек и прочего. Порой случается, что фан-магазин находится не на территории стадиона. Например, во французском Монпелье. Приехал и даже не побывал на стадионе, потому что он располагается в противоположной от фан-шопа стороне. Времени катастрофически не хватало, по сути, стоял выбор: либо стадион, либо значок. И тогда для меня важнее было приобрести сувенир. С тех пор, правда, приоритеты чуточку изменились.

— У всех топ-клубов стран, где оказывался, наличествуют фаншопы?
— Без исключения. Кстати, вспомнил интересную историю в одном сообществе, где ребята помогли трем или четырем белорусским клубам сделать значки. Собрали лимитированную коллекцию в сто штук, команда их признала в качестве официальных — и это уже экземпляр в коллекцию. В общем, у вас с этим проблемы.

— Много в коллекции значков со стадионов, куда пока не довелось добраться?
— У меня за плечами 97 стадионов и 14 стран, а сувениров около тысячи, так что порядка 90 процентов таких, которые покупал не лично. Привозят родные, знакомые. На самом деле цель — собрать хотя бы по одному значку из каждой страны. В плане количества стадионов же равняюсь на Федерико — это знаменитый болельщик “Милана”, у которого свыше 500 посещенных арен.

— Наличием значков из каких стран особенно гордишься?
— Раз пять, наверное, пытался заполучить его из Индии. Все никак не выходит. Зато удалось отыскать иранский — из клуба ”Эстегляль”. Тоже пришлось непросто. Хотя думал, что вообще нереально. В связи с известными событиями после февраля этого года туристической сфере пришлось перестроить работу и делать туры в арабские страны. В итоге нашел контакт человека оттуда, который относительно сносно говорит на русском. Добился, чтобы он, посещая Москву, привез мне сувенирную продукцию. Так что, если сильно захотеть, достать можно все что угодно. Кроме Ирана, выделю Южную Корею и Исландию. Меня в фейсбуке нашел один исландский фанат, когда увидел изображение коллекции. Он тоже коллекционер и предложил прислать значок его любимой команды. Надо же, пошел на почту и отправил мне! Там, повторюсь, другой менталитет. Европейцы готовы заморочиться, им никогда ничего не сложно.

— Какие стадионы особенно впечатлили?
— Валенсия, ”Месталья”. Величественные трибуны. Сидишь и получаешь реальный кайф от того, что тебя окружает. Это словами сложно передать. Все равно что Колизей! Не зря же люди, чтобы туда попасть, стоят в огромных очередях. Нечто подобное по ощущениям испытывал в Валенсии.

— Работе поездки не мешают? Чем занимаешься?
— Занят в туристической сфере уже 15 лет, поэтому, кстати, не выбирал никогда, куда летать. Мои посещения стадионов совпадали с адресам командировок. Скажем, в Барселоне был пять раз. Кстати, один из российских туроператоров в октябре делает пробный “граундспоттинг”-тур по Стамбулу. Все желающие могут провести в Турции четыре ночи и пять дней и посетить шесть знаковых стадионов, не считая музеев и фан-шопов. Наверное, в этом смысле будем первопроходцами. Не слышал, чтобы кто-то в Европе такое организовывал.

— Уверен, об этом часто спрашивают: а откуда деньги, чтобы путешествовать?
— На самом деле я трачу довольно мало. В Минск прибыл на плацкарте, здесь передвигаюсь на общественном транспорте, живу у двоюродного брата, питаюсь в ”Макдональдсе”, который у нас закрыли. Если бы я летал, куда только мог пожелать, ценник был бы о-го-го. А так — все весьма бюджетно. Ну а в Европе, уже говорил, совмещаю работу с хобби.

— В твоем ютьюб-канале есть ролики, посвященные бейсболу, хоккею на траве…
— Параллельно стараюсь заниматься популяризацией спорта в стране. А началось все года три назад, когда случайно увидел парня с огромнейшим мячом. Оказалось, мотобольный. Сборная России — многократный чемпион Европы, а про это мало кто знает. В районе, где живу, удалось организовать для детей открытую тренировку по американскому футболу. То же рассчитываю сделать и с регби.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?