Мини-футбол. Саркис Маргарян. Хочу вернуться на родину и развивать футзал
Клуб с блеском в усеченном составе добыл чемпионство белорусами и одним россиянином, не потерпев в плей-офф ни одного поражения. И вдруг — бах! — спустя две недели после окончания чемпионата объявил о подписании очередного легионера, игрока сборной Армении Саркиса МАРГАРЯНА, которого благополучно “отжал” у конкурента ВРЗ.
Конечно, Саркис посмеется над этой иронией. Никого не “отжимали” — так сложились обстоятельства. К тому же уроженец Еревана не чужой для “Столицы” человек. Он провел за команду один матч во втором круге чемпионата, когда “столичники” завоевали в 2017-м второе чемпионство. Саркис по этому поводу по-армянски шутит. О том, как можно благодаря счастливому случаю попасть в сборную родной страны, как заиграть в другом чемпионате, как оставаться хорошим, дружелюбным парнем, несмотря на различную клубную принадлежность, и про многое другое — от Маргаряна, для которого грядущий сезон станет девятым в белорусском чемпионате.
— Каким образом ты оказался в футзале и вообще в Беларуси?
— Я, можно сказать, футболом-то и не занимался. И говорить, что перешел в зал с большого поля — это не в моем случае. До девяти лет вообще не знал, что существует такой вид спорта, пока из России не прилетел мой старший двоюродный брат и не заразил своей любовью к футболу, за что ему очень благодарен. Пробовался в различные футбольные школы, но везде не задерживался более чем на два-три месяца. Кстати, по-моему, три месяца посещал футзальную школу.
Но, несмотря на это, проводил в день по два-три матча в разных дворах и залах. Когда поступил в университет и играл на первенстве вузов, меня заметили и пригласили выступать за сборную всех университетов. Мы несколько раз участвовали в международных турнирах среди европейских вузов и выглядели довольно-таки неплохо.
В те годы чемпион Армении “Талгриг” готовился к предварительному раунду Лиги чемпионов. Клуб как раз должен был сыграть первый матч со “Столицей” (минчане выиграли — 2:1, 27.08.2014. — “ПБ”.) И в рамках подготовки пригласили нашу университетскую команду на товарищеские матчи два дня подряд. Видимо, тогда я хорошо сыграл, потому что тренер сборной Армении взял мои данные, чтобы пригласить на следующие сборы.
Брат тогда уже переехал в Беларусь. И когда узнал, что я почти получил приглашение в сборную, предложил попробовать силы в Беларуси. Вот так я и оказался здесь в 21 год, не имея за плечами ни футбольной школы, ни игр в высшей лиге. Мне организовали просмотр в “Витэне”, но Юрий Поклад и Андрей Толмач, оценив мои способности, корректно предложили начать профессиональную карьеру с команд поскромнее. И направили в “Динамо”-БНТУ. Вот здесь я и начал делать свои первые шаги.
— В первые три года ты играл нечасто. Был молод, или тренеры не всегда доверяли?
— Дело не в этом. Первые три сезона я играл по полсезона, потому что летал на родину решать личные вопросы. Наша университетская команда участвовала в чемпионате Армении, второй круг я играл за нее и с ней стал чемпионом страны. И только когда закрыл все проблемы и окончательно вернулся в Беларусь, начал выступать здесь полноценно. А так по количеству игрового времени меня все устраивало. Команда молодая, и все играли примерно поровну.
— Когда ты вроде бы закрепился в “Динамо”-БНТУ, после первого круга перешел в “Столицу”. Теплилась надежда заиграть за нее?
— Те полгода чувствовал себя в “Динамо”-БНТУ уверенно. Мне хотелось сделать шаг вперед. Но в итоге получился не шаг, а целых три. Понимал, что попадать в заявку на матч в той команде было практически невозможно, но решил рискнуть и перейти в “Столицу”. И ни разу об этом не пожалел. Мне посчастливилось поработать у Андрея Толмача, Владимира Левуса, Дмитрия Баровского.
— Какие были мысли, когда очень редко попадал даже в заявку на матч и провел в том чемпионском сезоне одну встречу?
— Ощущения были двоякими. С одной стороны, плохо, что остался без игровой практики. С другой — многому научился в тактическом плане. В дальнейшем полученные знания мне очень пригодились.
— Кстати, а золотая медаль за тот второй круг тебе полагалась?
— Не считаю, что тогда стал чемпионом, но медаль мне дали. И сейчас всем говорю, что мне ее вручили как фартовому игроку.
— За кем-то из партнеров наблюдал специально во время тренировок, подготовки к матчам?
— За те шесть месяцев смотрел абсолютно на всех партнеров с открытым ртом и пытался усваивать все, что видел и что объясняли тренеры и опытные игроки. Можно сказать, что побывал на длительной стажировке в топовом клубе.
— Возвращение в “Динамо”-БНТУ было трехсторонним решением?
— Да. Вернулся, чтобы на практике пробовать то, чему научился в предыдущие полгода. Руководство динамовцев не возражало, у “столичников” шла подготовка к Лиге чемпионов, поэтому подобное развитие событий было оптимальным.
— Следующий сезон удался: отыграл все матчи, но забил всего четыре мяча. Забивать — не твое?
— Забиваю немного до сих пор. А в том сезоне вообще как отрезало. Действительно, забивать не мое. При работе со мной тренеры всегда делали акцент на игре один в один и на обострение у чужих ворот. А там уже разбирались партнеры.
— Что послужило поводом для переезда в “Борисов”-900 на три последующих сезона?
— Просто поступило предложение от борисовчан, и я не раздумывая его принял. Было внутреннее ощущение: “Борисов” станет хорошим трамплином для попадание в топ-команду. Так оно и получилось. С первого года чувствовал себя комфортно, поэтому не спешил менять команду. Там мне дали то, что нужно молодому футболисту: практику, объяснили, как играет команда тактически, предоставили свободу в действиях. И сейчас уверен, что именно в “Борисове”-900 я раскрылся как футзалист.
Молодым борисовчанам советую цепляться за тот шанс, который им предоставляют в родном городе. Главное, слушать старших и более опытных, а также работать не покладая рук. И все будет хорошо. Тем более база в физкультурно- оздоровительном центре великолепная.
— В Борисове пытались тебя сохранить?
— Думаю, были не против, чтобы я остался. Но в то же время понимали, что упускать такую возможность, как переход в ВРЗ, нельзя. И искренне пожелали мне удачи в новом сезоне.
— Предложение от ВРЗ оказалось неожиданностью?
— Конечно, не было уверенности, что меня позовут в топ-команду. Но желание перейти в хороший клуб вселяло оптимизм. Надеялся, что попаду в какую-либо из команд, которые борются за высокие места. И предложение от ВРЗ было тем, чего ждал больше всего.
— Не настораживало, что при переходе в топовый клуб может повториться “столичная” история?
— Нет. Я был спокойным и уверенным в своих силах. Ведь нужно понимать: переход из “Динамо”-БНТУ в “Столицу” в 23 года и из “Борисова”-900 в ВРЗ в 28 лет — совершенно разные вещи. Может, поэтому и отыграл сезон на достойном уровне.
— Пусть ты провел за ВРЗ сезон, но наверняка смог понять, почему команда столько лет останавливается в шаге от чемпионства? А здесь еще и в финале Кубка проиграла БЧ.
— Никто не может назвать конкретную причину на протяжении всех лет. Но каждый год они, наверное, разные. Где-то сказалась усталость, где-то не хватило везения, где-то повлияла психология, подсознательная боязнь снова стать вторыми. Короче говоря, факторов можно найти много, но есть ли в этом смысл? Как бы то ни было, “Столице” мы проиграли в финале все три матча, причем дважды дома.
— Есть подозрение, что еще во время плей-офф ты договорился со “Столицей”.
— Подозрений, считаю, быть не должно, потому что все видели: на тренировках и играх я выкладывался на сто, а то двести процентов. И решение о переходе в “Столицу” принял после окончания сезона.
— Что стало ключевым при переходе в “Столицу”? И как в ВРЗ восприняли твое решение?
— Факторов было много: это и участие в Лиге чемпионов, и город, и новый вызов, и желание что-то еще доказать себе, и знакомый главный тренер, который, считаю, может многого достичь на новом этапе карьеры. Также ряд личных причин. И после того как я привел их гомельскому руководству, оно безоговорочно приняло мое решение.
Вообще, хочется заметить, что в Беларуси мне всегда везет на хорошие команды в плане человеческих отношений. Это и “Динамо”-БНТУ с Валерием Драчевским и Михаилом Мишенским, и “Борисов”-900 с Николаем Крижановским во главе клуба, и ВРЗ со всем тренерским штабом и руководством — со всеми удавалось без проблем находить взаимопонимание и чувствовать поддержку. “Столицу” оставлю за скобками — именно там я узнал, что такое профессиональный футзал в плане организации процесса. И теперь возвращаюсь в клуб, в котором подходы к работе и игрокам мне известны.
— Состав “Столицы” с твоего первого прихода значительно изменился. С кем прежде доводилось пересекаться в одной команде?
— С того полусезона в команде остались Горбенко, Щербич, Лукша и Чибисов. Ха-ха! И я. В “Динамо”-БНТУ играл с Книгой, Лавором, Пискуном, Умпировичем, Трофимовичем. Но в целом со всеми парнями, естественно, знаком по матчам друг против друга.
— Бросалось в глаза, что в Борисове и Гомеле ты тепло общался с болельщиками “столичников”. Это черта дружелюбного армянского характера?
— С болельщиками всех клубов, за которые играл, у меня теплые отношения. Но со “столичниками”, правильно, у меня особые отношения, потому что вместе с ними я полгода сидел на трибуне, когда не попадал в состав, и болел за партнеров. Мы много общались, обсуждали матчи. Действительно, был тогда частью команды. И мы могли поговорить после поединков, когда я играл за борисовчан и гомельчан. А армянский дружелюбный характер у меня тоже есть — не буду скромничать.
— Расскажи, что представляет из себя чемпионат Армении? Сколько профессиональных клубов, есть ли легионеры?
— В чемпионате Армении выступают десять команд, которые играют в два круга, плюс серия плей-офф. Профессиональными можно назвать две команды, но легионеров в чемпионате нет, потому что клубы не могут себе их позволить.
— В квалификации чемпионата мира-2024 сборной Армении достались в соперники Чехия, Босния и Герцеговина. Как в команде восприняли такой расклад?
— В целом нормально. Как говорится, могло быть и лучше, и хуже. В любом случае, если мы ставим задачу выйти в следующий этап, нужно набирать как можно больше очков.
— Как считаешь, прогресс сборной Армении ощутим?
— Прогресс случился благодаря появлению квалифицированных игроков, которые выступают в топовых европейских чемпионатах. Важно отметить правильный подход Федерации футбола Армении непосредственно к футзалу. Увеличилось количество сборов, товарищеских матчей с хорошими соперниками, ведется поиск талантливых армян в других чемпионатах с привлечением их в сборную.
— Это правда, что однажды ты был посредником при организации товарищеских матчей между Беларусью и Арменией?
— Один раз такое произошло. Я был связующим звеном между двумя федерациями. Матчи проводились в Лиде и Минске. Тогда мы уступили и раз сыграли вничью 1:1 в Минске. Для сборной Армении это был хороший опыт. Сыграть против сильной сборной Беларуси было удачей. Уже несколько лет пытаюсь организовать подобные матчи в Ереване. Надеюсь, в ближайшее время получится осуществить задуманное.
— Тебе вот-вот исполнится 29 лет. Самый подходящий возраст для футзалиста?
— Да, думаю 27-33 — идеальный возраст для футзалиста. Именно в эти года спортсмен в нашем виде спорта готов физически на сто процентов и тактический успевает обучиться. Также с опытом психологически игрок становится устойчивее.
— Насколько известно, твой главный болельщик — это брат…
— Если честно, семья не сильно следит за моей карьерой. Да, родственники знают, что я переезжаю из одной команды в другую, но матчи смотрят редко. Для них важно, чтобы у меня не было травм. Мама и вовсе до сих пор причитает: “Зачем тебе футбол? Я знаю, пока ты не станешь инвалидом, не прекратишь играть”. Дело в том, что она врач и очень волнуется, когда я получаю повреждение. Иногда даже приходится скрывать от нее даже малейшую травму.
А вот брат по возможности присутствует на всех играх — не как болельщик, а как личный тренер. Как в теннисе. Его подсказки больше не тактического характера, а психологического. Например: больше бери на себя и играй увереннее. Такая поддержка сильно помогает.
— Кажется, ты основательно обосновался в Беларуси. А вообще рассматриваешь вариант возвращения на родину? Например, поиграть в чемпионате Армении?
— Я не стал бы утверждать, что окончательно обосновался в Беларуси. Конечно, мне в вашей стране нравится. С первого дня влюбился в Минск. Но, скорее всего, когда-нибудь все же вернусь на родину и буду заниматься развитием футзала в Армении. А поиграть в чемпионате родной страны уже вряд ли получится.
— И напоследок что-то смешное и интересное о партнерах, с которыми довелось поиграть…
— Однажды с “Динамо”-БНТУ поехали на очередной матч чемпионата, и парни взяли один комплект формы, решив, что соперник будет играть в белом. Но он отказался менять цвет. А у нас только я и еще пятеро игроков взяли второй комплект. И нам пришлось во время игры меняться майками, чтобы совершать замены. Двое менялись, а двое переодевались и выходили на площадку. История, которая меня один-единственный раз удивила в белорусском чемпионате.
— Что скажешь про качество армянского коньяка?
— Лучшего в мире просто нет!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь