Ушел бунтарь
Цели ставил высокие и перед собой, и перед теми, кто его окружал. Искренне огорчался тому, что многие не вписывались в рамки его представлений. Однажды ему повезло. Первый секретарь Луганского обкома КПСС, а проще — хозяин Луганской области Владимир Шевченко вознамерился обойти Киев по многим показателям, в том числе спортивным. Он искал думающих честолюбивых наставников. Так Чернов оказался во главе женской волейбольной команды “Искра”, которую за несколько сезонов привел на пьедестал чемпионата СССР и к обладанию Кубком Союза. А тут и футбольная “Заря” под руководством Германа Зонина взобралась на союзный трон. В Киеве всполошился главный партийный босс Украины, друг Брежнева Владимир Щербицкий. И Шевченко вскоре утратил не только свой пост, но и свободу. Вслед за ним “на зону” отправили и сотни его соратников, в том числе Владимира Чернова. Но интеллект и характер Владимира Семеновича сотворили чудо. “Искра” продолжала тренироваться по его планам, а перед самым ответственным турниром — финалом Кубка кубков — пожаловала в зону, к своему тренеру, на трехмесячный сбор. На это было получено разрешение и тюремного начальства, и местного пахана. Ничего подобного в мире еще не было! Так подопечные Чернова взяли первый еврокубок. А второй Кубок кубков он выиграл через девять лет, в 1986-м, с минским “Коммунальником”. Добыть европейский трофей с разными командами — уникальное достижение!
И с женой Тамарой он расписался, будучи заключенным. Она немало сделала для доказательства его невиновности и досрочного освобождения. Они счастливо прожили более тридцати лет.
Увы, в суверенные годы Чернов оказался практически невостребованным на родине, в Беларуси. Он успешно работал за границей, но дома завистники из числа тренеров и функционеров делали все, чтобы выжить мощного конкурента. Его мечта — поработать с национальной командой — так и не осуществилась. Донимали болезни, операции. Несколько лет назад ему ампутировали ногу. Однако и тогда он не смирился: написал книгу, начал еще одну, консультировал клубные команды.
О Чернове многое написано. Журналисты его обожали. Рассказчик он был замечательный — умный, тонкий, ироничный. Уникальный тренер, удивительный человек…
Памяти Владимира Чернова
Уходит гвардия, уходит,
Не сдав высот, когда-то взятых,
Оставив тем, кто на подходе,
Бесценный опыт, меч и латы.
Они боролись и хрипели,
Дорогу поливая потом,
Они проламывались к цели,
Сквозь жернова большого спорта.
Мяч волейбольный, как планету,
Боготворил и ненавидел.
И конструировал победу
Такой, какой во сне увидел.
Его запихивали в зону…
Он там недаром тратил время:
Вел “Искру” прямо к евротрону
Великий неуемный Тренер.
И в Минск с собой привез удачу…
Девчонки молотили шквально,
Летал заговоренный мячик —
Взял Кубок кубков “Коммунальник”.
Весь из углов, бунтарь шершавый,
Непонимаемый, гонимый,
Увенчан европейской славой,
И ученицами любимый.
С забвением не мог смириться
Спортивный гений и Учитель…
Решил тихонько удалиться —
Устал, ушел в свою обитель.
Уходит гвардия, уходит,
Не сдав высот, когда-то взятых,
Оставив тем, кто на подходе,
Бесценный опыт, меч и латы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь