ЛАУРЕАТ СЕЗОНА. Валерий Стрипейкис: все задуманное сбылось

07:12, 23 ноября 2004
svg image
1081
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вину разделим поровну

— Валера, предлагаю начать разговор с итогов выступления твоего “Нафтана” в чемпионате. Десятое место отражает его истинные возможности?

— Ни в коем случае. По потенциалу игроков, собранных в клубе, мы способны на большее. Но если исходить из ситуации, в которую попали, когда были внизу таблицы, то финишировали еще более или менее удачно. Однако в целом сезон выдался неудачным.

— Какой его отрезок дался наиболее тяжело?

— Весенний. Начали за здравие: обыграли в кубковом матче минское “Динамо”, дебютировали в чемпионате ничьей в Борисове. А потом вдруг последовал провал. В чем причина, никто не мог понять. Возможно, негативно сказался кубковый выигрыш. Кое-кто подумал: раз победили “Динамо”, то других, менее сильных соперников, положим на лопатки не напрягаясь.

— Злые языки говорили, что Зайцев не забивал головы подопечных тактическими задачами. Мол, сами знаете, как играть.

— Василий Николаевич — начинающий тренер, многому еще нужно учиться. Для меня работа, которую Зайцев провел с командой в предсезонке, дала положительный эффект: физическую базу заложил вполне приличную. Но в “Нафтане” много молодежи, вероятно, к ней нужен был другой подход. Хотя в любом случае нельзя неудачи команды сваливать только на тренера — он ведь не играет на поле. Вину следует делить поровну.

— Похоже, монолитного коллектива у вас не сложилось.

— Это верно. Группа опытных футболистов и группа молодых жили своей жизнью.

— Смена наставника являлась неизбежностью?

— В той ситуации нужно было либо нас всех разгонять и набирать новых игроков, либо освобождать тренера.

— Что изменилось с приходом Вячеслава Акшаева?

— Отношение к работе, особенно среди молодых. Ведь Вячеслав Евгеньевич многих не знал, поэтому на тренировках необходимо было доказывать право на место в составе. Команда встрепенулась, дело постепенно наладилось.

“Славию” вспоминаю с ностальгией

— Как считаешь, распределение медалей прошло справедливо?

— Абсолютно. Говорят, не повезло жодинскому “Торпедо”. Но если посмотреть, как оно сыграло с призерами, становится ясно, что команда вчистую проиграла борьбу за пьедестал. “Шахтер”, БАТЭ и минское “Динамо” объективно были сильнее всех. Очень понравился “Гомель”, когда его еще возглавлял Подпалый. Показалось, что это самая живая команда из тех, с кем пришлось сыграть. А на финише, видите, что с ней произошло. По слухам, негативно сказалась смена тренеров.

— Не слишком ли велик 13-очковый отрыв ведущего квартета от преследователей?

— Это произошло потому, что команды, пытавшиеся их достать, поняли тщетность попыток и, потеряв мотивацию, сбросили обороты, фактически доигрывали чемпионат. Если отсутствует возможность завоевать медали, то большой разницы нет, финишируешь четвертым или девятым.

— Зато спор за место в высшей лиге оказался очень горячим, пришлось даже дополнительный матч проводить.

— Все зависело от финансов. У кого их больше, тот и решил задачу.

— Раз МТЗ-РИПО заговорил о создании суперклуба по белорусским меркам, значит, денег действительно много.

— Суперклуб был в Мозыре. Сейчас крайне сложно достичь того уровня организации дела, тренировочного процесса, подбора футболистов, которые были в “Славии” в ее чемпионские времена.

— Похоже, время, проведенное в мозырской команде, вспоминаешь с ностальгией.

— Угадали.

Далеко загадывать не буду

— Все матчи первенства в “Нафтане” провели только ты и Седнев. Для нападающего, находящегося в гуще жесткой борьбы, это очень приличный показатель.

— Значит, умею готовиться. Ведь, помимо командной подготовки, существует индивидуальная: недоспишь, недоешь — и все сразу сказывается на игре. По молодости не придаешь этому особого внимания, но с возрастом понимаешь, что в футболе нет мелочей. Физически себя чувствую нормально, мог бы еще туров десять отыграть.

— Начиная с 1996 года в каждом из сезонов ты забиваешь не менее десяти голов. В чем причина такой стабильности?

— В постоянной нацеленности на ворота. Голевой голод еще не утолил. Конечно, многое зависит от партнеров. В той же “Славии” Карсаков, Лукашенко или Шутов могли такую выверенную передачу дать — оставалось только ногу подставить.

— А если попытаться определить, в какой пропорции соотносятся голы, которые ты сотворил самостоятельно, с теми, что создали для тебя одноклубники?

— Думаю, 40 на 60.

— В заочном бомбардирском соперничестве долгое время лидировал Василюк, однако на финишной прямой ты его технично обставил.

— Роме было тяжелее. По себе знаю: это сильнейший психологический пресс, когда в каждом туре опасаешься, что дышащие тебе в затылок конкуренты сыграют более удачно и обойдут. Со второй-третьей позиции вырываться в лидеры легче.

— Ты доволен своим показателем результативности в чемпионате — 0,6 гола за матч?

— Если вспомнить, сколько моментов не использовал, то ясно, что этот показатель реально довести до единицы.

— А других, более молодых, бомбардиров принимал в расчет? Скажем, столичного динамовца Разина, жодинца Зуева или могилевчанина Бондарева?

— Безусловно. Ведь шансы стать первым у всех были одинаковыми.

— Между прочим, у Бондарева коэффициент результативности оказался даже чуть выше твоего: 0,66 — провел 14 мячей в 21 матче.

— Что ж он тридцать матчей не сыграл, может, забил бы больше? Молодежь подпирает, но в следующем году от борьбы за бомбардирское лидерство отказываться не собираюсь.

— Теперь твой голевой показатель в национальных чемпионатах равен 130 голам. В союзные времена Олег Блохин перешагнул 200-голевой рубеж. Не вдохновляет такая планка?

— Высоковата. Пожалуй, пока стоит думать о ста пятидесяти. Слишком далеко не люблю загадывать.

Сулико себя еще покажет

— В игре “Нафтана” наблюдался явный дисбаланс: по забитым мячам вы уступили лишь квартету фаворитов, зато по пропущенным — одиннадцатые.

— Поначалу у нас вообще выходила абсурдная ситуация: если не забивали три гола, выиграть не могли. Однако нельзя обвинять только защитников и вратаря. На оборону работает вся команда. И когда отличившись дважды, умудрялись проигрывать, что было крайне обидно, то виноваты все без исключения. Значит, играли неправильно.

— На твоем счету 18 голов, а у партнера по атаке Какабадзе всего три. Выходит, тянул одеяло на себя?

— Ни в коем случае. Пожалуй, у Сулико было даже больше моментов, чем у меня. Но в одних эпизодах не везло, в других не хватало исполнительских качеств. Какабадзе — хороший нападающий. Ему, на мой взгляд, мешает раскрыться отвлечение на разные житейские проблемы. Думаю, он еще себя покажет.

— Ваш дуэт перспективен?

— Вполне. С моим ростом тяжело бороться вверху, а Сулико как раз умеет это хорошо делать. Немножко подточить его технику, и будет забивать чаще.

— Вопреки логике дома твоя команда играла не очень удачно: 6 побед при 7 поражениях, причем пропускала в длительной серии из 12 матчей кряду.

— Причина — психология. Первая домашняя игра чемпионата с “Локомотивом”. Настроение — шапкозакидательское. Как же, в предсезонке в Польше выиграли у витеблян 4:2, значит, дома еще больше натолкаем. Оказалось, не все так просто: три получили, а могли и больше. Потом приехала “Дарида”. Разве это соперники — в межсезонье непонятно как готовились. В итоге — 1:2. Нас погубило завышенное самомнение. Хорошо хоть вовремя спохватились.

— Фантастическое невезение новополочан проявилось и в том, что Седнев, Киренкин и Какабадзе трижды поражали собственные ворота.

— Черный год какой-то. Может, нас сглазили?

— “Нафтан” стал автором, пожалуй, самого эксцентричного поступка сезона. Имею в виду выходку Синицына в поединке с жодинским “Торпедо”. Любопытно, а как вы, находившиеся на поле, восприняли действия вашего запасного голкипера?

— Мы “горели” 2:3, и на последний угловой Паречин побежал вперед. Но получилась “оборотка”, кажется, Родионов подхватил мяч. Саня Седнев потом рассказывал: “Особой опасности не было. Думаю, не станет же он бить с центра поля. Оборачиваюсь и вдруг вижу, что Паречин вразвалочку возвращается назад. Жодинец и пробил по пустым воротам”. Мяч бы так и вкатился в “рамку”, как вдруг из-за нее выскочил Синицын и выбил. Не знаю, что на Серегу нашло. Когда его дисквалифицировали, сильно переживал, что подвел команду. Хотя благодаря ему “Нафтан” пропустил на один мяч меньше.

— Какие из матчей можешь назвать лучшими для команды, а какие — худшими?

— Удачный — со “Славией” в Новополоцке. Проигрывали 0:1, однако во втором тайме удалось переломить ход игры и забить три гола. С минским “Динамо” в весенней кубковой встрече действовали успешно. Со “Звездой” наколотили кучу голов — пошла бомбардирская гонка, нужно было доставать Ромку. Худший же выбирать не приходится: гостевое поражение от будущего чемпиона.

— Парадокс: при равенстве ударов во втором тайме вы умудрились его провалить — 1:4.

— Динамовцы нас полностью переиграли. Матч, наверное, был полезен для нас. Когда тебя опускают на грешную землю, начинаешь критически смотреть на свои возможности, перестаешь витать в облаках.

У “точки” главное — не мудрить

— Из своих голов можешь выделить наиболее запомнившиеся?

— Пожалуй, те, что забил МТЗ-РИПО и “Звезде”: моих ударов из-за линии штрафной вратари явно не ожидали.

— Когда выходишь к одиннадцатиметровой отметке, стараешься как-то психологически воздействовать на голкипера?

— Раньше вообще ни о чем не думал: подходил к мячу и вколачивал в ворота. Но в последнее время что-то изобретаю, наверное, начал сказываться возраст. Вот и в кубковой игре с “Шахтером” перемудрил…

— Слегка подпортил свой процент реализации пенальти. Хотя он у тебя достаточно высок: забил 17 из 21.

— Однако достижения Куланина мне не перекрыть. У него, если не ошибаюсь, 18 из 19. Человек без нервов! Он и сейчас, будучи тренером, не меняется.

— Лучший снайпер нафтановского дубля Владимир Круглов остановился на отметке 10 голов. Похоже, конкуренции со стороны молодежи пока не ждешь?

— В дубле есть хорошие ребята, тот же Савинов. Человеку дано все, чтобы стать классным нападающим. Но к делу нужно совершенно по- другому относиться. Если хочешь чего-то достичь, надо вкалывать, а молодым работать не хочется.

— В Беларуси в футбол приходится играть от снега до снега. Какая пора года самая любимая?

— Больше нравится играть осенью и весной — легче дышится. А вот летом, в жару и зной, не играешь, а мучишься.

— Весной “Нафтану” не удастся повторить нынешний победный кубковый дебют — вы неожиданно уступили дома “Барановичам”.

— Наступили на те же грабли: не настроились на игру, проявили самоуверенность. Снова команду не спасли два забитых гола — пропустили на один больше, причем на последней минуте.

— У тебя контракт с клубом еще на год. Другие варианты не рассматриваешь?

— Их нет.

— А если гипотетически предположить, что за хорошие деньги позовут в МТЗ-РИПО?

— Категорически откажусь.

— Почему?

— Мне пришлось столкнуться с их спонсором Романовым в “Каунасе”. После того как со мной там поступили бесчестно, у меня нет к нему доверия. Получилось, поиграл в Литве за просто так.

Любовь с первого взгляда

— В повседневной жизни ты такой же напористый и агрессивный, как на поле?

— Это два совершенно разных человека. На поле я заводной, могу накричать на кого-то. Потом, правда, сильно переживаю. В нефутбольной жизни я человек спокойный, неконфликтный.

— Расскажи о семье.

— Семья пока маленькая: жена Марина и я. Но весной ждем пополнения.

— Как давно была создана ваша ячейка общества?

— Два года назад.

— Так ты вступал в брак уже опытным холостяком. Не хватало времени выбрать невесту?

— Вроде того.

— И где удалось отыскать свою половинку?

— В Бобруйске, когда там играл. Очень быстро поняли, что созданы друг для друга, и уже через четыре месяца поженились. Мы с Мариной одно целое: она переживает за меня, всегда старается прийти на футбол, если есть такая возможность.

— Жена имеет отношение к спорту?

— Никакого. Но после нашего знакомства влюбилась в футбол.

— У вас квартира в Минске?

— Да. Спасибо Анатолию Степановичу Зубовскому — бывшему президенту “Славии”, с его помощью удалось поселиться в столице.

— Насколько хозяйственный ты муж? Можно ли представить тебя кухарящим у плиты?

— О нет! Максимум, на что способен, — заварить чай или кофе.

— Походы в магазин или на рынок отторжения не вызывают?

— В принципе нет. Но торговаться не умею. Какую цену называют, такую и плачу.

— Тебе наверняка приходилось сталкиваться с завистью к обеспеченности футболистов. Как реагируешь?

— Отношусь к этому спокойно. Если кто-то считает, что мы получаем завышенные блага, пусть попробует себя в этом виде спорта. Хлеб футболиста не так сладок, как кажется. Люди смотрят на конечный результат: есть квартира, машина, деньги. А кто считал, сколько пота проливается на тренировках и в играх?

— Сам-то никогда не жалел, что судьба свела с футболом?

— Никогда. Как только начал ходить, любимой игрушкой стал мяч, который мне подарил отец. Так что другого жизненного пути, вероятно, и быть не могло.

— Пожалуй, у каждого человека есть какое-то увлечение, помимо профессии.

— У меня слабость — люблю хорошие автомобили. Правда, долго они у меня не задерживаются. Купишь новый, и кажется: все, лучшего не надо. Но проходит годик, и тянет к другому.

— Какая машина у тебя сегодня в фаворитах?

— “Фольксваген-Пассат В5”.

— Боится ли чего-нибудь бесстрашный форвард Стрипейкис: высоты, автоинспектора, стоматолога или гнева жены?

— Ничего не боюсь. Я фаталист: чему быть, того не миновать.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?