Авторитет. Андрей Ковалев: Кольцову пожал руку

13:25, 31 мая 2007
svg image
3594
svg image
0
image
Хави идет в печали

И, наверное, не случайно Ковалев явился одним из тех, кого Александр Лукашенко посчитал нужным видеть на апрельском совещании, посвященном “российскому вектору”. Именно там было остужено стремление к интеграции белорусского клуба в российский чемпионат. Хотя в центре нашего разговора оказался не только диалог в Администрации президента страны. Опыт и авторитет собеседника позволяли прогуляться по всем главным перекресткам отечественного хоккея.

— Удивило приглашение на дебаты к первому лицу государства?
— Немного, хотя оно поступило заранее, недели за три. Повестка была известна и фактически исчерпывалась единственным вопросом. Моя позиция по нему сформировалась давно, за сезон обсуждали его с игроками и тренерами неоднократно.

— Если правильно понял, твой подход совпал с президентским?
— Именно. Я больше слушал, выступать не пришлось. Уже потому, что Александр Григорьевич пришел на встречу явно подготовленным и обозначил все минусы российского проекта, добавить оказалось нечего. А вот наблюдать за остальными гостями диалога было интересно, так как подтверждались предположения.

— Какие?
— Кто в нашем хоккее мужик с четкими убеждениями, которые готов отстаивать, а кто флюгер, колеблющийся вместе с генеральной линией. Фамилии последних называть не стану, бог с ними. А вот Костя Кольцов оказался молодцом: спокойно и уверенно разложил по полкам свое мнение на сей счет. Россия — не панацея. Ясно, что пренебрегать богатым опытом восточных соседей не стоит. Но это можно делать, сохраняя суверенитет: через семинары, кэмпы и тому подобные мероприятия, давно и широко используемые в мире. Причем не зацикливаться на российском векторе — хоккейный мир большой. Так поступают чехи, словаки, финны — в общем, все соседи, достигшие несомненных успехов. После его спича подошел и пожал Косте руку, обозначив, таким образом, и свою позицию.

— Но у нас хоккей развивается по несколько иным законам, нежели у тех же чехов. Вот не подпишет президент новый указ о поддержке, и вся система рухнет в течение нескольких месяцев.
— Я не склонен так драматизировать ситуацию. Апрельский совет только подтвердил: президент неравнодушен к проблемам хоккея, который достиг таких высот благодаря государственной поддержке. И к деньгам, выделяемым на это, отношение должно быть хозяйское. Одним из серьезных минусов похода на восток был назван как раз финансовый аспект. За годовой бюджет команды, которая может претендовать на что-то серьезное в чемпионате России, можно возвести с полдесятка арен в Беларуси.

— Есть мнение, что без участия в суперлиге и пятнадцатитысячная “Минск-Арена” — ненужная роскошь.
— Глупости. Россия здесь ни при чем. Это мультифункциональный комплекс для многих видов спорта плюс концертная площадка. Минску такой объект давно пора иметь по статусу столицы. Да и не уверен я, что он забивался бы под завязку на хоккейных матчах с участием “Авангарда” или ЦСКА. Ну раз, ну два, потом интерес неминуемо пошел бы на убыль. Своя рубашка все равно ближе к телу, и дерби минских команд для зрителя реально сделать столь же привлекательными. Когда я выступал в Германии, битком забитый семнадцатитысячник в Кельне на матчах с командами из соседних городов не был редкостью. Я уж не говорю о сборной.

— Неужели веришь, что у нас реально собрать хотя бы десять тысяч на игру, к примеру, “Юности” с “Керамином”?
— Не сразу, но придем и к этому. И уровень хоккея подрастет, и реклама, надеюсь, наконец станет хоть издали напоминать европейскую. Там матч, который пройдет в уик-энд, раскручивают уже с понедельника: афиши, баннеры, реклама в СМИ.

— После завершения карьеры Микульчика-старшего, Скабелки ты остался одним из немногих игроков советской закваски, продолжающих игровую карьеру. Ощущаешь себя гуру для молодежи?
— С советами стараюсь не лезть, но никогда не отказываю, если обращаются. Правда, плоды пока больше видны на примере немецких игроков. Вольф, Анчичка, попившие крови у нашей сборной на чемпионате мира в России, — как раз мои крестники. Когда выступали вместе в Германии, постоянно спрашивали, как я делаю то или это. Желания парням не занимать.

— Наша молодежь из другого теста? Ее и впрямь портят быстрые деньги?
— Да ну, брось. Не раз спорил со сторонниками идеи, что, мол, нынче “молодняк” избаловался, не то что в наше время. Да, соблазнов сейчас больше, но их и раньше хватало. Принцип остался неизменным: кто хочет чего-то добиться — пашет. И о каких деньгах идет речь? Что, тысяча-полторы долларов — это потолок?

— Все относительно. Если их родители, всю жизнь проработав, вышли в лучшем случае на рубеж пятисот…
— Ну, может, кто и расслабляется, но таких меньшинство. Сейчас перспектив действительно прилично зарабатывать, выступая на высоком уровне, — выше крыши. И свободы куда больше — это ж мы жили по принципу “не высовывайся”. Хотя у меня по поведению всегда был “неуд” — высовывался, с тренерами, случалось, спорил. Но я-то получал по ушам, теперешнюю же молодежь так не зажимают. Те, кто понаглее, конечно, могут из-за этого борзеть. Но если хоккеист действительно чего-то стоит, ему свобода — подспорье, а не помеха.

— Вернемся к мировому первенству. Стыдно ли было за бывших и нынешних партнеров в форме сборной?
— А чего за них стыдиться? Ребята сделали что могли. Ну разве что с немцами были способны закончить матч успешно, тем более накануне Дня Победы.

— Как полагаешь, нынешняя сборная здорово отличается от той, в которой выступал ты? Имею в виду, само собой, не состав, а атмосферу, философию, если угодно.
— Сложно судить, как и большинство смотрю на национальную команду больше со стороны. Но пару непонятных моментов действительно есть. Например, не могу взять в толк, отчего нынешний штаб проигнорировал талантливых молодых игроков: Стефановича, Коробова, младшего Костицына.

— Потому и игнорировал, наверное. Мол, слишком молодые, не потянут.
— Не знаю, не знаю… 20 лет — это молодой? Ну пусть Стефанович и Коробов моложе, но это же явно будущее нашей сборной. Причем самое ближайшее. Хотя бы на сборы их стоило вызвать. А там, гладишь, и в состав смогли бы пробиться, почему нет? Тихонов в свое время Могильного брал еще до 20-летия. А Стэфу, как в свое время Кольцову, сейчас явно светят первые раунды драфта, его нужно раскручивать всеми возможными способами. Коробовым, слышал, тоже НХЛовцы всерьез интересуются — ему еще восемнадцать, а фактура уже ого-го, такие там ценятся. По этому пути и надо идти. Нужно, чтобы за океаном на высшем уровне выступали хотя бы десяток белорусов. Тогда не будет таким болезненным для сборной неприезд двух-трех. У тех же немцев сейчас так и есть.

— А толку? На чемпионат мира в Россию все равно никто не приехал. Да и сборная Германии только-только вернулась в элиту из дивизиона 1.
— Стечение обстоятельств может быть всяким, мы уже не раз вылетали. Да, они выступали в Москве только хоккеистами DEL-лиги, но при этом обыграли чехов, и даже будущие чемпионы мира канадцы от них едва отскочили. А мы вот так и не сумели.

— Ориентировка на НХЛ — единственно возможный вариант при нынешней политике российской хоккейной федерации?
— Нет, конечно. Хотя русские сейчас и впрямь что-то мутят, Третьяка не всегда понимаю. Особенно в истории с Мезиным — его же просто унижают, заставляя россиянина доказывать через суд свое право считаться россиянином.

— Но логика ФХР понятна: своих киперов их сборной не хватает, а Мезин для них — прямой конкурент.
— Сколько раз уже проигрывалась эта пластинка! Да не добьются они ничего такими ограничениями! Только себе же хуже сделают.

— Продолжим тему об НХЛовском векторе. Как считаешь, практику импорта наставников сборной из-за океана стоит продолжать?
— Очень спорный вопрос. На мой взгляд, все, что они могли нам дать, уже дали. По крайней мере в плане тренировочного процесса — здесь у них все грамотно. Прежде, помню, нас на сборах перед чемпионатами мира изматывали двух-трехразовыми тренировками, добивавшими многих. Все же приезжали “наевшимися”, а нас продолжали гонять. Американцы в этом смысле дальновиднее. Понимают, что к мировому первенству хоккеист должен подойти максимально свежим, чтобы играть в удовольствие.

— Думаешь кто-то из наших тренеров почерпнул много полезного у Хэнлона и Фрэйзера?
— Уверен в этом. Знаю я таких: “Чему там учиться? Мы это знали десять лет назад”. А сами чуть ли не в приоткрытую дверь наблюдают и конспектируют. Но серьезный минус выписанных импортных коучей — слабое знание наших сборников. Вот и выходит, что при определении состава им непозволительно часто приходится прибегать к помощи помощников.

— Комплектование многих ведущих сборных сейчас можно поручать недавним игрокам с именами: Немчинов, Гретцки, Айзерманн. Как думаешь, справился бы с этой ролью? Смог бы, скажем, убедить Калюжного?
— Думаю, да. Хотя уверен, что лучше с этой задачей справился бы Захаров. Вот уж из кого получился бы отличный генеральный менеджер сборной.

— Сомневаюсь, что он согласится на такую роль.
— Возможно, тренерские амбиции у Михаила Михайловича пока не удовлетворены. Но менеджер действительно получился бы классный. Уверен, что он не только Калюжного вызвал бы, но и старшего Костицына у “Монреаля” отвоевал бы.

— И все-таки кто способен сменить заокеанских тренеров у руля сборной? Прежняя колода уже перетасована. Ваше поколение или продолжает выступать, или только осваивается в роли ассистентов.
— Ну я мог бы. (Смеется.) Кстати, вполне серьезно. Не сегодня, само собой, и не завтра, но послезавтра — почему бы и нет?

— Ну все, сейчас титулованные ровесники на тебя хором обидятся.
— Зачем? Старая гвардия могла бы взяться за это коллективно. Я, например, не отрицаю идеи двух равноправных главных тренеров. Причем второй необязательно должен быть многократным “чемпионом и обладателем”, из таких не всегда получаются равновеликие наставники. Зато простой работяга от хоккея может оказаться гениальным стратегом и тактиком, вроде Тарасова.

— Ты таких потенциальных самородков в Беларуси знаешь?
— Знаю нескольких, но называть фамилии не стану. Чтобы не расслаблялись. (Смеется.)

— Реализация такого проекта — все-таки дело не ближайшего времени. Многие ждали, что ты после минувшего сезона закончишь. Но ты, кажется, не собираешься.
— Поживем — увидим. Но зачем спешить вешать коньки на гвоздь, если не чувствуешь, что тебе уже пошел пятый десяток?

— Не дают покоя лавры Олега Микульчика, закончившего игровую карьеру на сорок третьем году?
— Крис Челиос, я слышал, недавно заключил новый контракт. И сразу позвонил Горди Хоу: “Не беспокойся, я на твой рекорд посягать не буду”. Примерно то же и у меня с Олегом — за его достижениями не гонюсь. Но золота чемпионата Беларуси у меня пока так и нет. Не скажу, что это цель жизни, однако азарт подхлестывает. А раз он еще есть — зачем уходить?

— Что скажешь о нынешних событиях в “Динамо”?
— Довольно банальная история: в попытках достичь цели не рассчитали силы. Прежде всего финансовые. В Германии в таких случаях все просто: клуб объявляется банкротом, его долги закрывают городские власти, а команда продолжает выступать под другим именем. Но этот сценарий означает очередную смерть бренда “Динамо”, чего допускать никак нельзя. Я, не забывай, сам динамовец. Кстати, где поздравления? Недавно же был День пограничника…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?