Авторское. Судите сами
Вознамерься кто-то провести мониторинг посещений интернет-страниц, где размещена русскоязычная версия “Официальной книги правил ИИХФ”, он заметил бы аномальный скачок визитов на них именно из Беларуси в последние дни. Жаль, что родная федерация почему-то решила не публиковать на своем сайте регламент 16-го чемпионата Беларуси. Но его секретность слабо препятствует поискам истины, ибо большинство его положений перенесены из правил ИИХФ буква в букву. Народ с упоением искал ответа на вопрос, кто же прав в “новополоцком триллере”, заодно, надеюсь, проштудировав и остальные разделы хоккейных скрижалей, что точно не помешает.
Но пойду от противного, подчеркивая, кто в этой истории точно не виноват — “Химик”-СКА. И мне понятно раздражение новополочан от пятничного вердикта судейского комитета “добросать” буллиты в Минске 14 февраля. Сколь бы разумные аргументы ни приводили провинившиеся стороны и ФХРБ в пользу этого решения, их можно побить одним козырем: болельщики “Химика” заплатили деньги, чтобы стать свидетелями определения сильнейшего на их льду, а не в столичном парке Горького.
С невиновными ясно, перейдем к виновным. Отрицать, что бучу заварила “Юность”, глупо и бессмысленно. И уже не важно, из каких соображений минчане требовали отмены “неправильного” буллита Шитковского после неудачной попытки ветерана — находясь ли под влиянием внезапного озарения или пытаясь сыграть в свою пользу на маленькой ошибке арбитра с очередностью бросков. Ошибке, которой, как показало поверхностное расследование даже таким дилетантом, как автор этих строк, вовсе и не было.
Большой судейский прокол случился после. Нет, вовсе не тогда, когда об отмене не было объявлено хозяевам и болельщикам по динамикам новополоцкой арены. И даже не минутой ранее, когда арбитр встречи решился на собственно отмену — это частности. А когда рефери дал слабину и позволил сделать себя ведомым вместо положенной по статусу роли ведущего.
Я намеренно не упоминаю здесь фамилию судьи того поединка. Во-первых, болельщики помнят ее и так, а желающие отыщут без труда. Во-вторых, ему, бедолаге, и без того уже досталось на орехи, и раздача слонов почти наверняка еще не завершена. В-третьих, на его месте вполне мог оказаться любой его коллега. Вполне допускаю, что кто-то из них не повелся бы на финт с буллитами, твердо зная, что смена очередности их исполнения между “стандартной” серией из трех бросков и последующим тай-брейком (до первого промаха) в регламенте не прописана. Но, как уже отмечалось, история с буллитами — частность. Судью подвело скорее не незнание документов в таких мелочах (хотя в них мелочей и не бывает), а простое допущение. Допущение возможности управлять собой.
И он во мгновение ока стал пленником этого допущения. Уверен: дай рефери хотя бы пять секунд (вернее — умей он дать их себе сам), он нашел бы куда более правильное (или по крайней мере менее ошибочное) разрешение проблемы. Для этого вовсе не нужно было лихорадочно искать в памяти “пункт об очередности”, достаточно вспомнить, что возможность отмены исполненного броска в регламенте уж точно не прописана. Но судью уже несло по прокладываемой перед ним другими колее, хладнокровия не хватило.
С этим у нашего судейского корпуса, заметил, вообще наблюдаются проблемы, которые новополоцкая история лишь обнажила (и за это, не сочтите за цинизм, ей отдельное спасибо). Она вряд ли свидетельствует о проблемах методического плана: правила наши судьи знают пристойно, не уступая, уверен, в этой части многим зарубежным собратьям по цеху. Но сколько раз уже доводилось наблюдать картину, когда тренерский (или даже игроцкий) окрик с одной из скамеек судорожно возносил руку рефери, фиксирующего фол (или его имитацию), произошедший парой секунд ранее. Или, того хуже, порождал странную последовательность жестов от “рука к линии ворот” (гол засчитан) до “руки в стороны” (гол не зафиксирован). И все — в течение одной секунды, не так давно видел и такое.
В привлечении иностранных рефери к обслуживанию игр нашей экстралиги есть минимум один плюс: “голоса со скамеек” им незнакомы, их интонация и грозность — до красного фонаря за воротами. И, принимая решение по каждому конкретному игровому моменту, они не мучаются выбором между одними правилами, которым следуют, и вилкой “правила и возможные последствия их применения”, пусть даже абсолютно верного. В голове иностранца неоткуда взяться мысли “с этим лучше не связываться и в спорной ситуации лучше ему подсвистнуть, пусть подавится”. Речь, кстати, не только о финнах, шведах, русских, чехах или канадцах “в полосатом”. Мне всегда импонировала манера арбитража практически своего (со времен ВЕХЛ и ОЧБ) и незаслуженно забытого ФХРБ латыша Эдуарда Одиньша. Вот уж у кого можно было поучиться здоровому “пофигизму”. Опять же не претендую на лавры эксперта — это субъективное мнение дилетанта.
После недельной давности событий в Новополоцке довелось слышать мнение: мол, нужно в будущем четко прописать в регламенте или следование правилам “смены очереди на тай-брейке”, или не следование им. Чтобы не путались. Пустое, господа! Максимум, чему это поспособствует — неповторению новополоцких событий в масштабе один к одному. Так они, уверен, и не повторятся в чемпионате Беларуси еще лет пятьдесят, слишком уж наглядным получился урок. Но если расписывать подобные и аналогичные по тонкости моменты (а их можно накопать не один десяток), регламент распухнет втрое. А это — дорога к увеличению количества скандалов, а не наоборот.
Что предложить взамен? Я посоветовал бы провести черту оседлости. Поясню: в том же регламенте прописан запрет представителям команды переступать порог судейской до, во время и сразу после матчей. Таким же образом нужно запретить рефери приближаться к скамейкам команд во время матча. Сообщения о наложении дисциплинарного штрафа за вмешательство в арбитраж или просьбу не затягивать со сменами можно передавать через лайнсменов. А любую попытку вступить в диалог с тренером на скамейке карать штрафом в размере как минимум положенного судье по регламенту гонорара за игру.
Понимаю, утопия. Поэтому, обращаясь к арбитрам, просто попрошу: ребята, судите, пожалуйста, сами. Лучше стать жертвой собственной ошибки, чем страдать от чужой. И тренируйте твердость как можно активнее — плей-офф на носу.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь