Новая веха или клон ВХА?
Начнем со второго: новорожденная лига очень здорово оконфузилась историей с екатеринбургским “Автомобилистом”. Не то чтобы снятие команды с соревнований еще до их старта стало таким уж сокрушительным ударом по репутации КХЛ, но присущий доселе новому проекту лоск точно подпортило. Намекнув, что по крайней мере в какой-то части лига организуется, опираясь на чистой воды волюнтаризм.
Весной, когда список участников чемпионата КХЛ-2008/09 еще только формировался, екатеринбуржцы заявляли о своей готовности потянуть воз неслабых финансовых требований лиги. Но уже к июлю поняли, что откусили тогда гораздо больше, чем могут прожевать. Сформировать хотя бы минимально пристойный бюджет оказалось не под силу, и на минувшей неделе недопуск “Авто” к старту был оформлен де-юре. Говорят, величина уральского облома такова, что сейчас вообще стоит вопрос быть или не быть “Автомобилисту” в жизнеспособном состоянии даже в высшей, второй по рангу в России, лиге.
Чужим проблемам не принято радоваться, но известия с Урала заставили белорусов приосаниться. Вариант заявки второй белорусской команды — минской “Юности” — в ЧКХЛ-2008/09 оказался уже не таким фантастическим, как в конце мая, когда минчане пытались прошмыгнуть в лигу “вне очереди”, взяв в партнеры для четности воскресенский “Химик”. Но их возможные (официально о них заявлено не было) июльские притязания на свято место постигла участь майских: руководство лиги логично отдало право первой ночи воскресенцам. Все-таки клуб со славной более чем полувековой историей, да и своя рубашка ближе.
Химики, стоит напомнить, весной проявили не свойственную екатеринбуржцам взвешенность. Имея все права на место в КХЛ (клуб выиграл чемпионат России-2007/08 в “вышке”), они не стали рубить сплеча, прикинули возможные расходы и на всякий случай до поры отказались от повышения в ранге — дорого. Однако июльский форс-мажор заставил пересмотреть позицию, заручиться гарантиями губернатора Московской области и срочно перекраивать бюджет, пересматривать кадровую политику и переделывать планы подготовки. Бог даст, все образуется, и история с “Автомобилистом” окажется единственной для лиги неприятностью подобного масштаба в обозримой перспективе.
Теперь — о победе. Речь о нескольких громких трансокеанских переходах, в кои-то веки состоявшихся не в направлении “с востока на запад”, а в обратном. Номером один здесь, безусловно, является переезд в омский “Авангард” Яромира Ягра. Чешская суперзвезда “Нью-Йорк Рейнджерс” сдался-таки под напором и посулами руководства омских “ястребов”, в рядах которых выступал в период НХЛовского локаута-2004/05.
И все же победа не в этом: Ягр-то переехал с берегов Гудзона в Сибирь вполне цивилизованно, после окончания срока соглашения с нью-йоркскими “рейнджерами”. А вот недавнее появление 22-летнего форварда “Нэшвилл Предаторс” Александра Радулова в стане уфимского “Салавата Юлаева” сопровождается все не утихающим скандалом. В ряды чемпионов России россиянин фактически сбежал, имея на руках еще не истекший контракт с “хищниками” из штата Теннеси. И пенять уфимцам на неэтичность в данном случае не пристало: их НХЛовские визави всего лишь оказались в роли многих российских клубов, у которых прежде заокеанская лига столь же беспардонно и безвозмездно уводила таланты.
Да и юридически предъявить уфимцам почти нечего: договора о взаимном уважении контрактов между НХЛ и ФХР (и уж тем более КХЛ) нет. Из прежнего двустороннего (НХЛ — ИИХФ) Россия вышла еще несколько лет назад в одностороннем порядке: Москву объяснимо не устаивала фиксированная сумма компенсации, которую НХЛовские боссы были готовы выплачивать европейцам за любого воспитанника — 200 тысяч долларов. “Не хотите — не надо, вообще ничего не получите”, — раздалось с той стороны Атлантики, куда последние несколько лет хоккеисты стали уезжать вообще без отступных их прежним клубам и невзирая на действующие уже контракты. Самый серьезный резонанс в этом смысле вызвало бегство из “Магнитки” в “Питтсбург” Евгения Малкина — первого номера драфта-2004.
Тогда в Новом Свете еще не предполагали, что уже скоро этот процесс может оказаться двусторонним. Сейчас поняли и недавно решили договариваться. Президент КХЛ Александр Медведев провел переговоры с вице-президентом НХЛ Биллом Дейли, в результате чего клубы новой лиги согласились пока ввести мораторий на повторение “сценария Радулова”. Но тот в Нэшвилл, судя по всему, не вернется: “Салават” успел заключить с ним контракт за пару дней до того, как боссы двух лиг ударили по рукам. По крайней мере на этом настаивает российская сторона.
Спокойно проглотить эту пилюлю и удовлетвориться перемирием за океаном не пожелали: с западных берегов Атлантики продолжают метать громы и молнии в адрес беглеца, его клуба и новой лиги. Даже несмотря на то, что уже в этом межсезонье по проверенной и отработанной схеме (без оглядки на европейские контракты) за океан из России собрались пятеро: нападающий ЦСКА Никита Филатов, чешский защитник “Сибири” Томаш Мойжиш, форвард московского “Динамо” Федор Федоров и его коллеги по амплуа из “Северстали” Виктор Тихонов-младший и канадец Джейсон Крог.
В этом смысле до забавного примечательна позиция Международной федерации хоккея. Ведомству Рене Фазеля нынче вообще не позавидуешь: появление и амбиции КХЛ добавили ему головной боли. Уже хотя бы потому, что свели на нет установившийся в мировом хоккее баланс. Справедливый или нет — иной вопрос, но хоть какое-то равновесие явно нарушено. Накануне саммита в Швейцарии, где по существу претензий встречались Дейли и Медведев, шеф ИИХФ очень своевременно решил уйти в отпуск. Мол, Александр и Билл — люди умные, разберутся сами. И все же проскочить конфликт “на выдохе” международной федерации не удалось: когда по ту сторону океана поняли, что Радулова отдавать никто не собирается, конфликт разгорелся с новой силой, и уже КХЛ предъявила НХЛ претензии за упомянутый квинтет.
Еще менее удачной оказалась попытка ИИХФ урезать в правах (в частности, на какие-либо переходы) всю шестерку игроков (пятерых бежавших с востока на запад и одного — с запада на восток) вплоть до выяснения всех обстоятельств. Российская реакция оказалась сдержанной, зато американская влупила цюрихским чиновникам под дых. Директор ассоциации игроков НХЛ Пол Келли фактически заявил, что ИИХФ лезет не в свое дело, нарушая права хоккеистов. Имел ли он в виду заодно и Радулова неизвестно, но суть была такова. Мол, это спор между двумя лигами, и федерация, пусть и международная, здесь — никаким боком. По сути, тонкий намек, дескать, вы, швейцарские ребята, третьи лишние.
Как говорится, за что боролись: Цюрих в последние годы в любом конфликте пытался действовать по принципу “и нашим, и вашим”, но с заметным НХЛовским уклоном. Его Рене Фазел объяснял в том числе и в интервью “Прессболу” во время своего прошлогоднего визита в Беларусь. Мол, все-таки НХЛ — сильнейшая лига мира, в конфликтах с ней никто не заинтересован, а то и чемпионаты мира с Олимпиадами могут проходить без сильнейших ее полпредов. Дипломатия ИИХФ довела ее до полного неуважения как минимум одной из сторон конфликта.
Впрочем, эйфория, которой нынче подвержены российские болельщики и даже частично журналисты (“показали этим наглым американцам, что тоже щи не лаптем хлебаем”), кажется преждевременной. Рано, очень рано объявлять КХЛ равным заокеанскому конкуренту бойцом и защитником святой правды. Пока бой НХЛ — КХЛ неравный, и будет оставаться таковым еще долго. За плечами первой — история, традиции, выстроенная и отлаженная система, в конце концов, авторитет. Такой, что и сейчас, когда проект КХЛ набирает обороты, многие российские звезды и звездочки продолжают заявлять о желании выступать именно за океаном (дисбаланс сбежавших в Новый Свет и в Старый — яркое тому свидетельство). Да и факт, что с российской стороны субъектом “показательного угона” стали не Овечкин с Малкиным, а Радулов, котирующийся в той же НХЛ заметно меньше, тоже о чем-то говорит. Примы-то заокеанского российского легиона к зарождению на их родине нового проекта относятся сдержанно-философски. Дескать, посмотрим, что из этого выйдет. Пока же не согласятся возвращаться ни за какие коврижки, пусть при желании тому же “Александру Великому” и могли бы насобирать вашингтонские 120 миллионов долларов за 13 лет. Крыть НХЛовскую карту российско-постсоветской лиге пока особо нечем, и оружие одно — деньги, слегка приправленные соблазном покоряющих НХЛ россиян вернуться на родину, не потеряв (а то и приобретя) в финансах.
Но однажды история это уже проходила: замешанная лишь на долларах Всемирная хоккейная ассоциация в начале 70-х вступила в схватку с НХЛ. Да, локальной победы добиться удалось: звезд перетянули, нос конкурентам утерли, заставив их пересмотреть многие принципы работы в сторону большей терпимости и демократичности. Но уже на пороге 80-х ВХА надорвалась и тихо умерла, оставив в наследство лишь многомиллионные убытки, НХЛ же живет и здравствует по сей день. Не хотелось бы повторения этой истории с КХЛ, ибо в этом сейчас прямой убыток и белорусам. Как ни крути, мы теперь с россиянами в одной лодке.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь