СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД. Тертые Калачи

13:48, 7 августа 2003
svg image
1622
svg image
0
image
Хави идет в печали

Нынче времена иные. Наш футбол по странной и неведомо чьей прихоти выбрал путаный путь развития, на заре нового века угодив в глубокий кризис. И теперь признанная кузница молодых талантов, коей давно и по праву признан Могилев, вынуждена работать на экспорт, производя высококачественный товар скорее не благодаря, а вопреки, не для себя — для конкурентов. Наиболее массовые потери “Днепр” понес минувшей зимой, когда на контракты в зажиточные клубы ушла пятерка его воспитанников. Одним из них был Тима Калачев, игрок талантливый и разносторонний, скоростной и техничный. Сегодня он умело и качественно делает игру и результат для футбольного Солигорска, ходит в кумирах у экстравагантных местных болельщиков. Его старший брат Дима, “последний могиканин” из того чемпионского списка пятилетней давности, задержался в “Днепре” немногим дольше, и неделю назад примкнул к могилевской диаспоре в столичном “Динамо”.

Братьям КАЛАЧЕВЫМ приходится мириться с тем, что теперь они соперники. Единомышленники по натуре, оба в один голос говорят о непреходящем желании вновь оказаться по одну сторону баррикад. Но футбольные дороги неисповедимы, такова спортивная жизнь. Опыт борьбы “брат на брата” у них уже есть. В первом круге тогда еще днепровец Калачев-старший “съел” на бровке солигорца Тимофея, заложив краеугольный камень в фундамент сенсационной победы худосочного “Днепра” над благополучным “Шахтером”. На финише сезона в Солигорск заявится минское “Динамо”, не исключено, матч этот станет поворотным в сюжете чемпионата, и кто знает, может, судьбу наград высшей пробы определит именно исход очередного очного противостояния братьев…

Впрочем, далеко заглядывать в будущее пока повременим. Дима лишь неделю назад подписал контракт с “Динамо”, и за место в составе ему еще предстоит побороться. Заявку на попадание в обойму Анатолия Байдачного он уже сделал, успешно дебютировав в новой команде в понедельничном поединке против “Локомотива”. Матч для динамовского новичка не обошелся без последствий. На встречу с корреспондентами “ПБ” Калачев-старший пришел с фингалом под глазом — следом боевого крещения…

— Бандитская пуля?

Д. — Обычный в футболе случай. Неудачно столкнулся с соперником. Вот отметина и осталась. Ничего, пройдет.

— Доволен дебютом в “Динамо”?

Д. — Вполне. Неплохо вроде сыграл. Некоторые неудобства, конечно, испытывал. Все-таки манера игры столичной команды для меня непривычна. В “Днепре” мы больше от обороны действовали, а “Динамо” привыкло много атаковать. Пришлось перестраиваться.

Т. — Да нормально ты отыграл для первого раза. Считаю, выглядел даже лучше некоторых партнеров, которые уже давно в “Динамо”. Так, малость волновался. Но это от избытка желания показать себя с лучшей стороны. Я, кстати, едва не прозевал матч. Забыл о трансляции. Хорошо, мать позвонила: “Включай телевизор, поболей за брата”…

— Дима, какой была твоя первая реакция на приглашение из Минска?

Д. — Я давно собирался уходить из “Днепра”. Хотел попробовать себя в более сильном клубе, в котором есть перспективы роста. “Динамо” для этого вполне подходит. Хотя звонка из столицы, честно говоря, не ожидал.

Теперь потихоньку осваиваюсь, вливаюсь в коллектив. Здесь много могилевских ребят, что облегчает процесс адаптации.

— А не засиделся ли ты в “Днепре”? Вся чемпионская братия давным-давно разъехалась по другим адресам…

Д. — Может, и засиделся… Периодически у меня возникали мысли об уходе из Могилева и варианты неплохие попадались. Но жизнь распорядилась по-своему. Я и не жалею ни о чем. Из многих сезонов, отданных “Днепру”, ни один не был лишним, потерянным.

— Особенно тот самый — чемпионский…

Д. — Это особый случай. Классная команда собралась тогда в Могилеве. Вспоминаю тот год, как сказку. Были ребята в возрасте, с их помощью поднимались на ноги мы, молодежь. Сплав опыта и молодости, как теперь модно говорить. Частенько любили посидеть вместе, отметить какое-нибудь событие. А после этого выйти на поле и сыграть как надо. Любого могли повалить.

В основе той чемпионской команды из молодых закрепились трое — я, Дима Огородник и Дима Лихтарович. Ребята постарше быстро признали нас своими, с дедовщиной как таковой я вообще не сталкивался. Наоборот, заработали авторитет, старожилы нас поддерживали. Особенно Вовка Шунейко. Благодать, короче говоря… Недаром большинство игроков из того состава потом ушли на контракты в хорошие зарубежные клубы.

Т. — Я то героическое время тоже помню. Хотя был малой. Только-только подступался к профессиональному футболу. Играл за дочернюю команду “Днепра” во второй лиге.

— А что стряслось в 1999-м? В первом круге вы смотрелись прилично, держали чемпионский уровень, а потом…

Д. — Ну а что у нас обычно происходит потом? Возникли трудности с финансами. Сперва с ними мирились, играли, но психологически чувствовали себя неважно. Вечно это не могло продолжаться. Каждый поневоле стал задумываться о будущем, прорабатывать варианты ухода в другой клуб…

По большому счету, с тех пор в “Днепре” мало что изменилось. Ежегодно мы теряли сразу нескольких основных футболистов, на смену им приходили другие, молодые. Нужно было заново ставить игру, отрабатывать взаимодействия, шлифовать звенья. А едва команда набирала обороты, начинала давать результат, как опять выпадали люди. И так по кругу, из года в год… Как сказал однажды наш тренер Владимир Костюков, в Могилеве была команда-звездочка, которая не успела стать звездой.

— Тимофей, твой дебют в “Днепре” датирован…

Т. — …сезоном-2000. Хотя мог состояться и позже, а то и не состояться вовсе. Команда полным составом отправлялась на сбор в Польшу, меня в качестве кандидата на поездку, а значит и на участие в чемпионате даже не рассматривали. Молодых да ранних в резерве и без меня хватало — Рожков, Копанцов, Дима Радьков… Я уже готовился к переходу в одну из команд первой лиги. Но до этого, к счастью, не дошло. В последний момент кто-то из ребят уехал на просмотр в другой клуб, вместо него меня и взяли в поездку. Ну а там в спаррингах я вдруг разошелся, голов назабивал…

Д. — А в первом туре, помню, еще и “Неману” забил. Брата выпустили на замену, дали шанс, и он его использовал. Молодец. С того момента мы уже стали вместе играть.

Т. — Выступать в “Днепре” для меня было пределом мечтаний. Упустить такую возможность я не имел права. В первый свой сезон, кажется, голов семь забил, отдал пару-тройку результативных передач. Это не осталось без внимания Юрия Пунтуса. Он позвал меня в “молодежку”, несмотря на то что по возрасту я годился лишь в следующий созыв.

— В отличие от Тимофея ты, Дима, так и не стал основным игроком молодежной сборной…

— Так получилось. В “Днепре” я заиграл раньше брата, лет в семнадцать. А вот в сборной… У Юрия Пышника в юношеской команде дела продвигались нормально, а в “молодежке” не сложилось. Помню, мы датчанам уступили в Борисове 0:2. Для меня тот матч был дебютным. Играл в защите, получалось не все. После этого вызовы на время прекратились, и только в конце цикла вновь пригласили. Три-четыре матча — вот и весь мой актив в сборной.

— Кто вас к футболу приобщил?

Д. — Отец. Он был заядлым болельщиком и вообще человеком спортивным. После работы любил с мужиками мяч погонять. Нас, понятно, с собой постоянно брал.

Т. — А потом, когда мы потихоньку стали поигрывать, Владимир Брежезинский пригласил нас в футбольную школу. Они с отцом дружили. Со СДЮШОР все и началось.

Д. — Вообще мы в футбол поздновато пришли. Мне четырнадцать лет было. Все сверстники уже многое умели, когда я с азов начинал.

— Альтернатива всенародно любимой игре была?

Д. — И не одна. Я гимнастикой успел позаниматься, и на плавание бабушка водила. Но в итоге ничего из этого не вышло. Побаловался и бросил.

— Футбол — самое яркое воспоминание детства?

Т. — Именно. Игра занимала весь наш досуг. Может, оно и к лучшему. Времени для того, чтобы, как говорят, выпить-покурить, попросту не оставалось.

Д. — Во дворе хватало шебуршных приятелей, но водить с ними тесную дружбу было некогда.

Т. — Вредные привычки нас не интересовали еще и в силу воспитания.

— На кого равнялись, постигая футбольную азбуку?

Д. — Я на сборную СССР образца чемпионата Европы 1988 года. Ту советскую команду, а вместе с ней и голландскую на всю жизнь запомнил.

Т. — Мне многие игроки нравились, некоторым даже пытался подражать. Но настоящих кумиров среди них не было. И теперь, пожалуй, тоже нет.

— В детстве ладили друг с другом?

Д. — Всякое бывало.

Т. — Дима меня бил. Часто.

Д. — Ай, ладно тебе…

Т. — Получал я изрядно и помногу. Брат не давал расслабиться. Чуть что, сразу в ухо…

— Расскажите о самой грандиозной драке между вами.

Т. — О, их столько было… И все грандиозные.

Д. — На тренировках, случалось, заводились.

Т. — Что тренировки! Там руки не распустишь — вмиг разнимут. А вот дома… Мы с Димой в родной квартире любили мяч погонять. Места мало, тесно. Толкаем друг друга, потом начинаем спорить. Все споры одинаково заканчивались — в пользу сильного. А еще иногда в квартире летели стекла. Обычно окна снаружи высаживают, а у нас наоборот получалось.

Д. — Между нами и теперь случаются разногласия. Но уже редко и без драк. Прийти к общему мнению труда не составляет.

— Единомышленники?

Т. — Вроде того. Хотя Дима упрямый. Спорить с ним — гиблое дело.

— Говорят, характерами вы не очень похожи.

Д. — Это правда. Тима не такой, как я. Он хитрый. На рожон не лезет. Когда нужно, смолчит. Я более взрывной, агрессивный. Могу высказать в глаза все, что думаю.

— Это помогает в жизни?

Д. — Сложно сказать. Иногда помогает, а порой и вредит.

Т. — Немного пользы от твоей прямоты…

Д. — Я с возрастом научился контролировать свои эмоции.

Т. — А насчет хитрости моей ты палку перегнул. Неудачное слово подобрал. На поле я, может, и хитрый. Так ведь это только плюс. В футболе нужно быть изворотливым, сообразительным, действовать нестандартно. А в жизни я ко многим вещам очень даже просто отношусь. К тем же стычкам во время матча. Редко в них участвую, чаще всего со стороны наблюдаю. Ну скажи мне, какой толк кулаками махать? Что это дает, кроме ненужных карточек? Раз судья свистнул, значит, таково его решение, и он его не изменит, как бы ты того ни хотел.

Д. — Я в принципе тоже особо в драки не лезу. Вот за мяч побороться, так чтобы кости трещали, другое дело. Это для меня.

— Известно, что Калачевы — универсалы. Откуда это у вас?

Д. — Из опыта. Меня тренеры в разных амплуа использовали. Справа, слева, где только не играл за свою недолгую карьеру…

Т. — Когда-то, еще в УОРе, я вплотную занялся своей левой. Тренер подсказал, что да как, показал упражнения. Я много работал. До тех пор, пока не подтянул левую ногу до уровня рабочей правой. Теперь мне не нужно подстраиваться под передачу партнера. Какой ногой принять мяч или пробить для меня сегодня абсолютно без разницы. Да и для Димы тоже. Мы с ним “двуногие” футболисты. Потому с одинаковым успехом играем на обоих флангах.

Д. — Только ты больше в атаке, а я в обороне. Но это уже дело вкуса.

Т. — Я защитника играл только раз в жизни. В одном из матчей “молодежки”. Юрий Иосифович так решил. Сказал: попробуй, у тебя должно все получиться. В целом нормально отработал и в отборе, и в подключениях. Однако большого удовольствия от игры, признаться, не получил. Не мое это, что тут поделать… В полузащите с краю тоже не особенно люблю выходить. Это ж сколько черновой работы нужно выполнить…

— Кто из вас быстрее бегает?

Т. — Оба прилично прем! О чем тут говорить? В свое время в “Днепре” сдавали тесты. На выносливость, скоростные качества… Без ложной скромности скажу, что мы с Димой почти всегда оказывались в числе первых.

— Помните матч, в котором вам в первый и пока последний раз пришлось играть друг против друга?

Д. — Я уже как-то говорил в интервью, что жуть как не хотел опекать Тимофея. Так тренерам и сказал. Но они ни в какую: “Где он, там и ты. Чтоб ни на шаг не отходил. Выполняй”. Куда тут денешься? Пришлось подчиниться. Победа над “Шахтером” не доставила мне радости…

Т. — А я от того поражения долго-долго не мог отойти. Ладно бы кому другому проиграл, а то брату родному. Но главное, такого подвоха от могилевских тренеров я никак не ожидал. Не думал, что они Диму специально переведут на мой фланг. Этого вопроса я ждал. И если бы вы его задали пару недель назад, ответил бы, что скоро у меня будет возможность взять реванш. В конце августа “Днепр” пожалует к нам в гости. Однако Димы там не будет. А встреча с “Динамо” еще не скоро. Но ничего, я подожду. Поквитаемся еще…

А Димин переезд в столицу я только приветствую. Давно ему говорил, мол, тебе уже 25 лет, пора и о смене клуба подумать. Наконец послушал. “Динамо” — такая команда, в которой при хорошей игре футболист не задерживается — идет выше.

— Знаешь, “Шахтер”, сдается, тоже не промах. Не зря же еще совсем недавно ходили упорные слухи, что ты можешь махнуть на запад, в немецкую бундеслигу…

Т. — Слухи эти могут стать явью. И причем очень скоро.

— Поясни.

Т. — Мне неплохо удались матчи “молодежки” против голландцев и австрийцев. На них, как оказалось, присутствовали селекционеры из Европы. Начались звонки, приглашения. Но пока я предпочел остаться в “Шахтере”. Всему свое время.

До уровня ведущих европейских чемпионатов надо еще дорасти. Мне до этого пахать и пахать. А чужих ошибок повторять не хочется. Уехать, чтобы через пару лет вернуться ни с чем? Такая перспектива меня не воодушевляет. Лучше уж подождать, повзрослеть.

— Был еще один слух. Об интересе солигорцев к Калачеву- старшему…

Т. — При определенном стечении обстоятельств мы с Димкой могли бы вновь стать одноклубниками. Мне хорошо в “Шахтере”, однако поддержки брата временами не хватает.

Д. — Было бы неплохо снова оказаться в одной упряжке, но ничего не попишешь, такова жизнь. Возможно, в будущем мы еще поиграем вместе.

— Тима, перейдя в “Шахтер”, ты удивил выбором места жительства. Считай, вся команда обитает в столице, а ты один из немногих, кто снял квартиру в Солигорске…

Т. — Я ведь семейный человек. Нам с женой и ребенком здесь не скучно. А мотаться из Минска туда и обратно слишком хлопотно. И потом Солигорск не худший белорусский город.

Д. — Там, видимо, спокойнее, чем в Минске.

Т. — Если бы… Мне проходу не дают! Едва заселился в квартиру, вся округа мгновенно узнала об этом. В Солигорске я человек узнаваемый. И меня это совсем не напрягает…

— Рискнем предположить, что клички у вас обоих одинаковые.

Д. — Так и есть. Мы с братом — Калачи. Так только и зовут.

— После победных матчей кому вы звоните первым делом?

Д. — Друг другу.

Т. — И только потом родным, друзьям…

— Досуг как проводите?

Д. — В семье.

Т. — Мы оба женаты. И отцами стали почти одновременно. С разницей в четыре дня. Когда моя жена должна была вот-вот родить, у сборной как раз намечался сбор в Турции. Мы уже заехали на базу, готовились к вылету, как пришла весть о пополнении в семье.

— И что? Все бросил и рванул в Могилев?

Д. — Где там! Все заботы на меня свалил.

Т. — Я только заскочил в роддом, на дочку вглянул и айда на самолет. А выпиской потом уже брат занимался. Хорошо, он в отпуске как раз был.

Д. — Удружил ты мне, Тима. Я только жену с сыном забрал, а через пару дней опять являюсь в роддом. Многоженец, е-мое…

— Философский вопрос: на каких таких дрожжах в Могилеве год от году вырастают футбольные таланты?

Д. — Так однозначно и не ответишь. Материальная база в городе слабая, как и везде. Но перспективные ребята тем не менее появляются. Возьмем тот же “Днепр”. Там и сегодня немало одаренной молодежи. При должном подходе и удаче в классных футболистов могут вырасти многие. Например, Вася Глушанков, Антон Хромых, Саша Пищур, Олег Птачик… Толковых ребят хватает. Тренеры, стало быть, у нас хорошие, знающие свое дело. Они, считаю, во всем и “виноваты”.

— Не думаете сами освоить эту неблагодарную профессию?

Д. — Уже осваиваем. Учимся в Могилевском пединституте. На спортфаке. Я на заочном отделении, Тима на дневном.

— Какое будущее друг другу пророчите?

Т. — Дима трудолюбивый, старательный. Обладает лидерскими качествами. Способен повести за собой. Думаю, ему под силу достигнуть в футболе больших высот.

Д. — Брат у меня в порядке. Природой ему дано, наверное, больше, чем мне. К тому же он и понастырнее, и похитрее меня. Для дальнейшего прогресса у Тимофея есть все предпосылки. Если повезет, запросто вырастет в игрока уровня национальной сборной.

— Себя ты в сборной, надо полагать, не видишь?

Д. — Почему? Всякое может случиться. Никогда нельзя зарекаться.

Т. — 25 лет — разве это годы? Вспомните, какими уезжали из минского “Динамо” многие из нынешних старожилов сборной. В довольно зрелом возрасте, что не помешало им закрепиться в составах хороших зарубежных клубов.

Д. — Зачем так далеко ходить? Есть другой пример — Володя Шунейко. В 26 лет прямо из “Днепра” уехал в Самару, за полгода стал полноправным игроком сборной.

— Как думаете, кто будет чемпионом Беларуси?

Д. — “Динамо” это вполне под силу.

Т. — А “Шахтеру” нет? Ты погляди, какая у нас команда, какой состав!

…Калачи начинают привычно спорить, но даже в столь щепетильном вопросе в мгновение ока находят компромисс. Сошлись на прошлогоднем варианте розыгрыша главных наград — золотом матче. Пускай будет по-ихнему. “Шахтер” — “Динамо” — разве это плохая развязка тринадцатого чемпионата?..

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?