ПОРТРЕТ. Александр Игнатик: слэм-данки — украшение игры

06:32, 27 января 2005
svg image
4374
svg image
0
image
Хави идет в печали

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”

Александр ИГНАТИК. Родился 14.03.82 в Минске. Форвард-центровой. Рост 203 см. Баскетболом начал заниматься в 1998 году. Первый тренер — Михаил Фейман. Выступал за команды: РШВСМ-БГПА (Минск, 1999-2001), РТИ (Минск, 2001-02), РТИ-РУОР (Минск, 2002-03), “Минск”-БНТУ (2003-04), “Виталюр” (Минск, с 2004-го). Серебряный (2003) и бронзовый (2002) призер чемпионатов Беларуси. Участник трех “Матчей звезд” (2000, 2004-05). Кандидат в национальную сборную страны.

— Саша, как считаешь, стоящая затея — стимулировать игроков к тому, чтобы они чаще забрасывали сверху?

— Безусловно. В нашей стране баскетбол, к сожалению, малозрелищный, поэтому использование подобных элементов придает игре особые краски. Как в футболе болельщики проводят полтора часа в ожидании одного-двух голов, так и у нас они на ура воспринимают слэм-данки.

— Отъезд Руслана Бойдакова в Польшу лишил тебя основного конкурента в борьбе за приз. Однако из России вернулся Александр Веренич, который также любит “вколачивать гвозди”…

— Да, Саня может. И не раз, кстати, это доказывал на “Матчах звезд”, когда завоевывал трофеи за самые красивые слэм-данки. Что ж, дополнительная конкуренция только повысит интерес.

— Как оцениваешь свой текущий результат в споре за приз — шестнадцать слэм-данков в двадцати четырех матчах?

— Считаю, что можно было бы забросить и больше, но не всегда получается. Процент исполнения у меня пока не превышает восьмидесяти. Значит, есть над чем работать.

— А что мешает нашим баскетболистам чаще использовать этот технический элемент?

— Наверное, стереотип мышления. Ведь в отличие от Америки у нас слэм-данки не входят в перечень обычных технических приемов. Скорее, они как элемент экзотики. Да и слабая оснащенность наших спортивных залов отпугивает. Лично я уже не одну травму рук получил, когда ранил их о кольца с зазубринами.

— Так, кстати, вышло на январском “Матче звезд”. Ты ведь рассматривался как фаворит в конкурсе бросков сверху, однако выбыл из борьбы по причине травмы уже после первого подхода…

— Не повезло… У нас есть всего лишь имитация того, что кольца амортизируют, на самом деле их качество очень низкое.

— За кого болел, оказавшись в роли зрителя?

— За своего одноклубника — Жору Кондрусевича.

— Показалось, что к самому зрелищному конкурсу “звездного матча” его участники отнеслись как-то несерьезно. Не чувствовалось специальной подготовки, да и оригинальностью бросков никто не блеснул.

— Согласен, подготовка к конкурсу нужна. Хотя в качестве оправдания замечу, что лично у меня на это не хватило времени. В этот период “Виталюр” проводил сбор — подтягивали физические кондиции, шлифовали командные взаимодействия, поэтому специально работать над слэм-данками было некогда.

— А сам “Матч звезд” понравился?

— Такие поединки должны быть принципиальными не по соревновательному характеру, а по зрелищности. Мне кажется, совсем не лишним был бы сценарий вечера, сборные должны собираться накануне, чтобы потренироваться, продумать, за счет каких элементов можно из обычной игры сделать шоу. Нашу толкотню под щитом болельщики видят в любом матче чемпионата, а здесь зрелище должно быть особым — своеобразным лакомством. В частности, побольше красивых комбинаций, скрытых пасов, сумасшедших бросков, на которые не решишься в рядовой игре, и, конечно же, слэм-данков.

— К сожалению, на этот раз зрителям пришлось ютиться в тесном зале БНТУ.

— Меня вообще поражает, что в двухмиллионном Минске нет универсального спортивного зала на две-три тысячи мест, где можно было бы проводить подобные матчи. Люди должны ощущать праздник, которого у них совсем мало в обыденной жизни, а им приходилось жаться вдоль стенок маленького зала. Обидно… Да и сама организация поединка могла быть на более высоком уровне, насыщена элементами праздничного шоу.

— В межсезонье ты одним из первых покинул “Минск”-БНТУ. Предчувствовал, что у команды наступает финансовый крах?

— К этому все шло. В прошлом сезоне не раз случалось, что не было денег. В “Виталюре” же полные финансовые гарантии, да и уровень организации тренировочного процесса выше.

— Насколько интересно, на твой взгляд, проходит нынешний чемпионат?

— Сейчас в отличие от предыдущих первенств нет явного лидера. Хотя “Виталюр” и идет без поражений, но в каждой игре приходится быть начеку. Нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что мы обязательно финишируем первыми. Все может измениться в любом туре.

— Осторожная, прямо скажем, оценка. Как в прежние годы все ждали, кому проиграет “Гродно-93”, так и сейчас болельщиков интригует вопрос, на ком же споткнется лидер чемпионата “Виталюр”? В грядущем туре вы принимаете чемпиона…

— Намек довольно прозрачен. Игры, безусловно, предстоят тяжелые. Посмотрим, чья возьмет. Ребята настраиваются очень серьезно, уступать лидерство мы не собираемся.

— В зимний период дозаявок ваши ближайшие конкуренты активно поработали над усилением своих составов, в “Виталюре” же появился один только Александр Веренич. Получается, команда укомплектована и слабых мест в составе нет?

— Этот вопрос, скорее, к тренерскому штабу. Перед Новым годом мы съездили в Литву, где поиграли с местными клубами довольно высокого уровня. И должен сказать, что смотрелись на их фоне неплохо. У нас нет ярко выраженного центра, это, конечно же, минус, зато команда более мобильная. Те игры убедили, что “Виталюр” может выступать на хорошем уровне, потенциал у нас неплохой.

— Не пора ли прорываться на международную арену?

— Без этого нельзя, если хочешь расти.

— Так, может, стоило уже в этом сезоне заявиться в еврокубки?

— Вряд ли это было бы разумно. Первый год надо осмотреться, поиграть в каких-нибудь турнирах, проверить, на что способны. Сразу лезть в пекло и начинать с поражений всегда неприятно.

— Нынче в “Виталюре” наблюдается своеобразная “гродненская” болезнь. Ровный состав позволяет избегать чрезмерных нагрузок на игроков-лидеров, соответственно их бомбардирская статистика невысока. В лучшие снайперы чемпионата с ней никак не пробьешься.

— Все равно в каждой встрече кто-то забивает много. Если в команде есть ярко выраженный лидер, это тоже не лучший вариант. Представьте, три игры он проведет здорово, а на четвертую не хватит сил — и команда, привыкшая выезжать за счет лидера, затормозит. У нас же едва ли не каждый может взять инициативу в свои руки. Вот соперник и ломает голову, кто выстрелит.

— Насколько дружный коллектив именуется “Виталюром”?

— Довольно дружный. Что касается внеигровых мероприятий, то зарождаются какие-то традиции. Команда новая, поэтому пока ребята больше общаются с теми, с кем были хорошо знакомы раньше. Думаю, со временем все наладится. Главное, что у нас нет признаков антагонизма.

— В составе “Виталюра” есть баскетболист, напрямую причастный к его названию. Юра Яцук, отец которого является главным спонсором, имеет в коллективе особый статус?

— Не сказал бы. Работает, выкладывается на занятиях, как все. Да и у тренеров к нему отношение обычное. Может быть, самую малость и есть что-то, но это мое субъективное мнение.

— В финансовом отношении клуб уверенно стоит на ногах?

— Да. Сегодня “Виталюр” — самый стабильный белорусский баскетбольный клуб. Это огромный стимул к работе, да и пример другим клубам, как нужно вести хозяйственные дела.

— Любопытно, что Михаил Фейман доверяет ключевую позицию центра 17-летнему Параховскому. Что скажешь о дебютанте?

— Перспективы у Андрея, безусловно, есть. Но, для того чтобы вырасти в мастера, ему еще надо работать и работать.

— Конкуренции не боишься?

— Парень наступает на пятки, однако это и хорошо. В команде обязательно должна быть конкуренция, иначе не будешь прибавлять.

— Твоя результативность в играх нынешнего чемпионата колеблется между 17 и 2 очками. Согласись, подобная разбежка вряд ли говорит о стабильности.

— Мне сложно оценить свою игру. Может, в каких-то матчах физически выглядел не лучшим образом и это сказалось на результативности. С другой стороны, на каждую игру тренер ставит различные задачи: опробовать какие-то тактические разработки, новые комбинации. Да и личная статистика не является для меня самоцелью. Главное, чтобы в графе командных поражений как можно дольше сохранялся ноль.

— Возвращался под опеку Михаила Феймана с какими чувствами?

— С прекрасными. Ведь Михаил Аркадьевич — мой первый тренер.

— Ты пришел в баскетбол довольно поздно…

— В десятом классе. Фейман — мой сосед по дому, и не раз пытался перетянуть меня в баскетбол. Но я тогда серьезно увлекался бальными танцами, уже подходил к профессиональному уровню, много ездил на соревнования.

— С таким-то ростом?

— Ну, тогда я был пониже. Но все равно рост уже становился серьезной помехой, и однажды бросил это дело. Тогда и решил попробовать себя в баскетболе.

— И каково пришлось сразу?

— Было очень тяжело. Ведь ребята тренировались с четвертого класса, уже имели поставленную технику, бросок. Я же практически был самоучкой, так что приходилось наверстывать упущенное в ускоренном темпе. Позже, когда играл за юношескую сборную, нехватка техники очень сказывалась.

— У тебя спортивная семья?

— Не сказал бы. Папа в свое время занимался лыжами на любительском уровне, да старший брат играл в хоккей, пока не выбили зуб.

— Для большинства баскетболистов совмещать спорт и учебу — задача сродни невыполнимой. А как у тебя?

— Все в порядке. Закончил БНТУ, сейчас там же получаю второе высшее образование. Пытаюсь освоить специальность экономиста-менеджера с бухгалтерским уклоном.

— Похоже, в дальнейшем себя тренером не видишь?

— Неизвестно, как жизнь сложится. Образование же лишним никогда не бывает.

— Отпущенная борода — попытка найти свой имидж либо признак лени в отношении бритья?

— Будем считать, что это поиск имиджа.

— На легионерские хлеба уезжают ребята и моложе тебя. Ты же минскую прописку упорно не меняешь. Боишься рискнуть?

— После школы приглашали в Америку, но меня все отговорили. Не знаю, к лучшему это или к худшему. Заглядывать далеко вперед не берусь. До конца сезона у меня действующий контракт с “Виталюром”, а дальше будет видно.

— Ты связан узами Гименея?

— Да, уже полтора года.

— И кто твоя избранница?

— Прекрасная Елена. Закончила БГУ, экономист. Детей пока нет, живем в свое удовольствие.

— К баскетболу супруга имеет отношение?

— Нет, она вообще не спортсменка. Но сейчас разбирается в баскетболе не хуже меня, знает, где кто играет, как кого зовут. Переживает за меня, ходит на наши матчи.

— А кто еще твои самые преданные болельщики?

— Близкие друзья, теща.

— А вот народный фольклор утверждает, что…

— Нет-нет, теща у меня прекрасный человек. И совершенно не соответствует типу героев народных анекдотов. Считаю, в семейном плане мне очень повезло.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?