Наталия Трофимова: слово капитана

14:24, 17 декабря 2008
svg image
3098
svg image
0
image
Хави идет в печали

Парадокс, но найти что-либо о Трофимовой-человеке — слабостях, интересах, пристрастиях, жизненной философии — оказалось делом практически нереальным. Дабы хоть немного исправить ситуацию, корреспондент “ПБ” обратился за помощью к самой Наташе…
Общественное сомнение

— Летом ты перебралась из относительно шумного Кракова в скромный Рыбник. Насколько легко перенесла переезд?
— Никаких проблем! Такое впечатление, что перешла из квартиры, в которой жила, в соседнюю, находящуюся на смежной лестничной площадке. Пожалуй, изменения коснулись лишь внешнего антуража: хотя Рыбник располагается всего в полутора часах езды от Кракова, он на порядок меньше и тише. Течение событий здесь чуть более умеренное, что ли… Но, уверена, это не такая большая проблема, чтобы обращать на нее внимание.
Сказать по правде, вообще никогда не стремилась в большие города, поэтому нынешняя атмосфера устраивает по всем параметрам. Плюс условия для тренировок и восстановления — спортивный зал, тренажеры, сауны, физиотерапия — в “Рыбнике” ничуть не хуже, чем в сильнейших польских клубах. А раз рабочее место отвечает топ- стандартам, то и на бытовые нюансы смотришь чуть проще.

— Как прошла смена клуба?
— В принципе никакого дискомфорта не возникло: довольно быстро прижилась на новом месте, освоилась в незнакомом окружении. Единственный момент, омрачающий существование, связан с огромным количеством времени, которое провожу на площадке. Наверное, слышать это из уст профессионала немного странно, но запредельные нагрузки, с которыми нынче сталкиваюсь, выхолащивают. С годами моложе не становишься — организм тонко реагирует на малейшие перекосы в тренировочном или игровом процессе. Проблемы же со здоровьем способны перечеркнуть весь позитив, получаемый от матчей.

— Не вызывает ли твое практически бессменное пребывание на паркете зависти партнерш? Мол, пришла со стороны — и сразу в основу!
— Не думаю. Скорее, идет внутренняя конкуренция между местными баскетболистками, потому как правила лиги предусматривают обязательное нахождение на площадке как минимум двух польских спортсменок. Иностранкам в этом плане дышать чуть легче… Хотя соглашусь, что баскетбольная зависть как таковая в раздевалках порой встречается, причем она совершенно не отличается от обычной житейской. Правда, мне об этом судить трудно: никогда ничего подобного не испытывала, да и по отношению к себе тоже.

— Не жалеешь о трансфере в “Рыбник”?
— Уверена, что если сомневаешься “быть или не быть”, лучше совершить какой-либо поступок, а потом разбираться с последствиями, чем всю жизнь жалеть об упущенной возможности. Учиться на собственных ошибках гораздо полезнее, нежели рассуждать о неких эфемерных, не воплощенных в реальность возможностях. Переход из клуба в клуб не является исключением из общего правила.

— Считается, что трейд из сильной дружины в более слабую — шаг назад: мол, престижнее быть вторым в городе, чем первым на деревне. Согласна?
— По мне так “провинциальный” вариант куда более приемлем. Ведь если добьюсь успеха с “деревней”, то смогу со спокойной совестью утверждать, что в полной мере приложила руку к клубным победам, отдала ради успеха все что могла. Пополнять же копилку ничего не значащими золотыми кругляшами, полируя скамейку в сильной команде, — заведомо проигрышный вариант для спортсмена, обладающего маломальскими амбициями и чувством собственного достоинства.

— Смело пошла вразрез с общественным мнением!
— А что здесь плохого? Всем ведь не угодишь. А если не научишься слушать самого себя — доверять внутреннему голосу, чувствам и впечатлениям, — потеряешься как личность. Следуя все время советам окружающих, непременно заблудишься. Зачем же в таком случае идти на поводу?

— Есть ли у тебя непререкаемый авторитет, чьи ремарки всенепременно принимаются к сведению?
— Имя конкретного человека на ум не приходит. Но всегда внимательно выслушиваю специалистов в профильной области. Тщательно обрабатываю поток информации, фильтрую. Полезные замечания обязательно фиксирую в памяти, дельные советы беру на вооружение. Пустое же критиканство стараюсь пропускать мимо ушей.
При этом не чураюсь помогать окружающим, если вижу, что дельный намек может возыметь положительный эффект. Но здесь вопрос заключается уже в иной плоскости: готов ли человек выслушать и воспользоваться подсказкой либо желает поскорее отбросить ее за ненадобностью. Если шаг навстречу делается, подробно делюсь мыслями, если нет — не навязываюсь.

Белорусский мотив

— Наташа, насколько успехи национальной команды изменили твою жизнь и отношение к баскетболу?
— Прежде всего хочу сказать огромное спасибо сборной за возможность участвовать в Олимпиаде. Для каждого спортсмена это состязание — пик карьеры, мечта, к осуществлению которой можно идти всю жизнь, но так и не добиться желаемого. Мне в этом плане повезло: ощущать атмосферу Игр, прикасаться к их волшебству — это нечто нереальное!
В практическом же смысле национальная команда способствовала профессиональному взрослению, накоплению баскетбольной мудрости. Банальный пример — научилась, прислушиваясь к организму, разбираться, какие упражнения делать, какие нет. Стала с большим трепетом и вниманием относиться к здоровью. Добавила спортивной рассудительности и ответственности. Думаю, это немало.

— Нет ли пресыщенности? Ведь после попадания на Олимпиаду наверняка непросто найти серьезную мотивацию для ударного труда.
— Если откровенно, то не совсем довольна качеством своих действий на Играх. Поэтому с помощью выступлений в польской лиге стараюсь обрести форму, с которой не стыдно было бы показаться на чемпионате Европы с его повышенными требованиями и приносить пользу команде.
А пресыщенность… Откуда ей взяться, если в Пекине мы ничего так и не выиграли? Да и в Риге летом ловить нечего, если продолжать жить воспоминаниями об успехе двухлетней давности. Сейчас ведь на сборную Беларуси будут настраиваться очень серьезно, воспринимать как одного из фаворитов турнира, выходить на матч, словно на последний бой.
Чтобы доказать справедливость бронзового успеха-2007, нам придется в каждой встрече прыгать выше головы. Поэтому готовлюсь работать, а не почивать на лаврах.

— Сталкиваешься ли с проблемами психологического плана при переключении с клубных дел на сборную?
— Отнюдь, ведь суть игры не зависит от условностей формата. Наоборот, всегда радуюсь встрече с девчонками, возможности побыть вместе и пообщаться после чемпионатных разъездов. Турниры и сборы — в том числе и тот, что начнется в Минске под Новый год, — воспринимаю исключительно в позитивном ключе.

— Как считаешь, что еще необходимо сделать национальной команде, чтобы привлечь белорусского баскетбольного болельщика на трибуны, а заодно “окультурить” его?
— Наверное, надо просто постоянно добиваться успехов, которые привлекут внимание общественности. Ведь в стране немало людей, которые верят в нас, поддерживают в любых, даже самых трудных ситуациях, регулярно приходят на игры. Если национальная команда сумеет новыми победами поддержать возникший в Беларуси интерес к женскому баскетболу, то движение наверняка активизируется и наберет обороты. А там, чем черт не шутит, может, появятся схожие с польскими фан-клубы. Разумеется, культура боления в этом случае также возрастет. Иных путей пока придумать не могу.

Культурная революция

— Ты в Польше с 1999 года. Что привлекает в “заграничье”?
— Страна более открытая, нежели наша, — наверное, сказывается влияние европейской культуры. Не без своих проблем и заморочек, но все же решаются они куда проще, нежели белорусские. При этом менталитеты людей очень схожи, что устраняет многие психологические барьеры при адаптации и общении в повседневной жизни. Если честно, вряд ли смогу назвать какие-нибудь кардинальные отличия, позволяющие безошибочно разграничить в коммуникации поляков и белорусов. Язык, естественно, в расчет не беру.

— Повлиял ли польский уклад на твою натуру?
— Совсем немного. К примеру, при визитах на родину очень сильно нервирует некачественное обслуживание в магазинах… А в остальном не изменяю белорусским привычкам. Даже местная кухня не смогла соблазнить — как и раньше, осталась непритязательна в еде.

— А как насчет влияния Востока? Может, после поездки в Пекин мечтаешь поменять китайскую культуру на европейскую?
— Нет, на столь кардинальные перемены вряд ли соглашусь. Хотя, не скрою, очень импонирует восточный принцип отношений между людьми — конфуцианская градация “старший-младший”, “отец- сын”. Уверена, жизнь стала бы куда более упорядоченной, окажись подобная схема базовой и в Европе. Кстати, на Олимпиаде могли наглядно убедиться в том, какие плоды приносит данная философия. Все волонтеры, помогавшие спортсменам в деревне, были настолько милыми, внимательными и отзывчивыми, что не заслужили ни одного негативного слова или отзыва в свой адрес. Хотя работка у них была еще та… Не поверишь, но за две недели ничего, кроме почтения и уважения, в адрес гостей не выказывалось, хотя поводов для недовольства у них наверняка было предостаточно.

— Знаю, что любишь путешествовать. Какая из поездок оставила в душе самое яркое впечатление?
— Ответ однозначный — Испания. Имей возможность, с удовольствием осталась бы там на постоянное местожительство. Помимо традиционного набора “солнце, воздух, пляжи”, без ума от местной культуры и архитектуры. Да и люди на Пиренеях очень открытые, улыбчивые, позитивные. Больше ни в одной стране не находила столь идеального сочетания компонентов, превращающих жизнь в радость.

— Внимание к архитектуре выдает в тебе человека, неравнодушного к стилю. При создании домашней обстановки придерживаешься ли каких-либо жанровых канонов?
— Только одного — минимализм во всем! Поскольку постоянно нахожусь в разъездах, а живу в квартирах, которые снимает клуб, не обременяю комнаты атрибутами, от которых нет практической пользы. Так убираться проще, да и при переезде не возникает дополнительных трудностей. Всерьез же озабочусь вопросами декора “резиденции” лишь через пару лет, когда остепенюсь, осяду на одном месте и займусь обустройством дома. Надеюсь, это будут приятные хлопоты.

— Насколько ты склонна к комплиментам?
— Когда была моложе, могла согласиться с расхожим мнением, что женщины любят ушами. Но уже давно словам, не подтвержденным на деле конкретными действиями, не верю. Пожалуй, с тех самых пор, как было завоевано мое сердце: молодой человек, с которым по сей день вместе, покорил совершением смелых и нетривиальных поступков, пока иные лишь кормили обещаниями.

— Что считаешь основным в отношениях — разум или чувства?
— Пропорция должна быть равной. Без эмоций очень трудно справляться с повседневностью, однако уповать исключительно на страсть в таком щепетильном деле глупо и недальновидно. Поэтому не стоит терять голову, а, наоборот, с ее помощью регулировать конфликты, искать пути для сглаживания острых углов и обхода подводных камней. Вообще, базой, на которой можно строить что-то серьезное в отношениях, вижу взаимное уважение, доверие, понимание и любовь. Только при наличии такого фундамента совместно построенный замок не рискует дать трещину или развалиться.

— Считаешь себя счастливым человеком?
— Конечно! Хотя бы потому, что в жизни совпали любимая работа и хобби, за занятие которыми получаю достойное вознаграждение.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?