АВТОРСКОЕ. Покажем хоккей детям!

05:05, 8 сентября 2005
svg image
829
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кстати, времена были суровые, но стадион в будний день забит под завязку. Явно с работы сбежали. Как? Единственное объяснение — болельщицкая страсть. Она превозмогает все! В перерывах матчей те, кто стоял на трибуне повыше, развлекались тем, что безразборно садили снежками в нижние ряды. Это было зрелище! Особенно когда играть стали по вечерам при ярком электрическом свете. Сверкая в лучах, тысячи снежков лавиной неслись вниз — словно феерическая метель. Особенно доставалось военным. Полковники и генералы ходили на игры массово, и все как один в папахах из серого каракуля, высоких и очень приметных сверху. Вот по ним-то и стреляли. Только и успевали высокие военные чины подбирать сшибленные пакимо. Такие дымящиеся белым паром куски”.

Это цитата из воспоминаний Юрия Олещука, опубликованных в журнале “Огонек” в начале 60-х. Так ходили на хоккей в первые годы появления этой игры на советской земле. В силу возраста автору этих строк не удалось увидеть подобного зрелища. Родившись два с небольшим десятка лет назад, я наблюдал совсем другую картину — любимая игра, как и страна, переживала кризис. Спорт ведь вранья не терпит. Это в политике или экономике можно выдавать желаемое за действительное. В спорте, и в хоккее в частности, выкрутиться невозможно — выходят команды на лед, и все становится на свои места. Сколько лет мы жили победами — на полях и великих стройках, в космосе и на спортивных аренах. Успехи были призваны вселять оптимизм и уверенность в том, что завтра обязательно будет лучше. Но… Пустели прилавки магазинов, появились не известные доселе проблемы. С развалом Союза рассыпался, как конструктор в руках ребенка, и весь советский хоккей. Игроки готовы были по первому зову бежать в Северную Америку, соглашаясь на мизерные контракты с клубами из минорных лиг.

Первый раз я пошел на хоккей в 1991-м. Вернее сказать — папа привел. Это был последний чемпионат СССР. В Минск пожаловал московский ЦСКА, к тому времени уже успевший превратиться из команды-машины в команду “масочников”. И несмотря на то, что минское “Динамо” уступило, та встреча явилась для меня знакомством со ставшей любимой игрой. Начала следующего сезона уже ждал с нетерпением. В то время не имело значения, кто будет противостоять единственному представителю БССР в советской элите: ЦСКА, “Спартак”, “Крылья Советов”, нижегородское “Торпедо”… Просто хотелось вновь окунуться в незабываемую атмосферу хоккейного праздника. Это, наверное, сродни тому, как провинциал оказывается в большом городе, где его окружает лишь неизвестность. Несмотря на всю порочность этого чувства, оно настолько притягательно, что заставляет тебя возвращаться к нему снова и снова. Большой город засасывает и делает из тебя совсем другого человека: забирает силу либо, наоборот, делает сильным. Тут уж как себя поставишь. То же и в хоккее: из простого прохожего он сотворяет преданного болельщика или даже безбашенного фаната. Возможно, для того, кто видел ристалища под вывеской чемпионата СССР, новообразованная МХЛ и не стала символом зрелища высшей пробы. Но для меня, как и для многих ребят, пришедших когда-то на хоккей со своими отцами, это было началом длинного и интересного путешествия. Недавно, разбирая собственные хоккейные справочники и прочие статистические записи, совершенно случайно наткнулся на календарь одного из первых чемпионатов МХЛ. В нем красным стержнем были подчеркнуты некоторые домашние встречи минского на тот момент уже “Тивали”. Среди выбранных мною дружин значились московские ЦСКА, “Крылья Советов”, “Динамо”, челябинский “Трактор”, воскресенский “Химик” и еще пара-тройка клубов. Получилось, чуть ли не все матчи “Тивали”, проходившие в Минске. Уже не вспомню, почему, может, из-за отсутствия времени у отца, а может, от переживания за семейный бюджет, но список пришлось сократить раза в два. Тогда поход на хоккей превращался в настоящий праздник и к предстоящим домашним матчам готовился задолго до их начала.

К сожалению, существование МХЛ оказалось кратким. России необходимо было взять паузу, дабы окрепнуть, разрулить свои проблемы и организовать независимый чемпионат. В котором не нашлось места для белорусов, украинцев, латышей, казахов. Тогда-то мы и узнали, что есть чувство неизвестности, страшное и интересное одновременно. Страшно за свое будущее. Интересно, потому что приобретаешь право выбора, возможность самостоятельного решения. Здесь главное — не ошибиться…

Но куда уж без ошибок неопытным дебютантам? Все приходилось делать самим, начинать с нуля. Но самое главное — отечественный хоккей потерял зрителя. Вернее, его столица. Титул самого хоккейного города Беларуси смещался то в сторону Гродно, то Новополоцка. Минск же с развалом “села Тивали” и вовсе стал провинцией. Для белорусского спорта, а значит и для его болельщика, наступили тяжелые времена. Трибуны пустовали.

И лишь появление национальной команды в элите мирового хоккея способствовало возрождению болельщицкого духа. Двойную силу ему придала и игра футбольной сборной, руководимой Эдуардом Малофеевым. Тогда казалось, что мы возвращаемся в старые добрые времена. Очереди у касс новехонького, только что отстроенного Ледового дворца на улице Притыцкого, ожидание игры сборной, спустя 7 лет появившейся перед отечественным зрителем в матче против принципиальнейшего соперника — команды Латвии. А эпопею с продажей билетов на футбольное противостояние с Украиной и Польшей и вовсе вспоминаю с трепетом и злостью одновременно. Вот что должен хоть раз в жизни пережить настоящий болельщик.

Нынче подобного состояния души достичь очень сложно, и факторов, объясняющих это, предостаточно. Кажется, совсем недавно хоккей был семейным праздником, событием сродни выходу в театр. Нынче многие родители боятся отпускать чад на различные спортивные соревнования: уж лучше пусть дома сидят и в компьютер играют. Зато рядышком, под присмотром. Почему-то многим кажется, что посещение спортивных соревнований не столько способствует пропаганде здорового образа жизни, сколько приобщает ребенка к матерщине. Родителей пугают выпуски новостей, газетные статьи, слухи об очередных побоищах фанатов. Порой даже кажется, что за ходом матчей лучше наблюдать дома, за чашкой чая, укутавшись в теплый плед. Народ стал бояться себя. Еще вчера поход на игру приносил удовольствие, сегодня — страх.

Сейчас многое по-другому. Помнится, раньше, когда я был совсем маленьким, мы чуть ли не дрались за место на дворовом стадионе. Буквально занимали очередь. У всех были общие интересы: летом — футбол, зимой — хоккей. Домой возвращались, когда мяч был попросту не виден, если раньше за тобой не приходили родители. Сегодня с грустью смотрю на заросший лопухом и клевером школьный стадион. Нынче он используется совсем для других целей — каждый вечер на соседних парапетах подростки распивают дешевое вино.

А ведь хочется настоящего праздника! Раньше все ходили в школу, имея в ранцах одинаковые тетрадки. Радовались тому, что нынче кажется мелочью: цветным карандашам, новенькому ластику, воскресному походу в зоопарк, обещанному за хорошее поведение на уроках. В который раз убеждаюсь в утверждении, что игра — это жизнь. В ней не бывает мелочей. У нас нет необходимости возвращаться в прошлое, нужно просто грамотно построить свое будущее, где всем будет комфортно. Создать на хоккее праздник — обязанность взрослых. Для того чтобы дети почувствовали себя раскрепощенными и вместе с нами могли наслаждаться игрой. И хочется верить, что кто-то уже вооружился ручкой с красным стержнем и обводит матчи в календаре, на которые поведет своего сына…

До старта четырнадцатого хоккейного чемпионата страны остались считанные часы.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?