Лига чемпионов. Македония — БАТЭ. Вокруг матча. Александры Македонские
Опознать в них всю городскую управу, включая мэрию и прочие объекты государственной важности, без помощи местных обитателей не получится. Разве что, подойдя вплотную к постройке в духе поселка городского типа, вы увидите на ней табличку, гласящую, что именно здесь находится “мозг” Скопье.
Переехать “на первый этаж” власти города заставила катастрофа. После сильнейшего землетрясения в 1963 году старое здание мэрии было разрушено. Как и большинство других построек. Тогда и приняли решение: у градоначальников не появится свое здание, пока город полностью не будет восстановлен после катастрофы. С тех пор они живут во “времянках”. Говорят, внутри отделка сродни версальской, а каждый новый мэр меняет все в еще более шикарную сторону. И тем не менее даже в этой странной жертве что-то есть.
Как, несомненно, есть и в той борьбе, которую развернули македонцы за своего титульного героя — Александра Великого. Местные ученые на полном серьезе заявляют, что и легендарный полководец, и его отец были этническими македонцами и разговаривали на старомакедонском языке. И что значительная часть северной Греции на самом деле — историческая территория великой Древней Македонии. Георгий, гид-переводчик белорусской делегации в Скопье, заметил: “Когда Македония была в составе СФРЮ, греческим властям почему-то было все равно, как она называется. Да и провинция Греции относительно недавно именовалась Северная Греция. Моя бабушка прожила там 102 года и ни слова не знала по-гречески! Они активизировались только сейчас, когда мы стали независимым государством”. Но как ни бесятся официальные Афины, а славяне своего кумира не отдают ни в какую. Напротив, балканцы тщательно пытаются как можно больше аэропортов, гостиниц, улиц и магазинов поскорее назвать в честь Александра Великого. Видимо, в тайной надежде, что рано или поздно количество перейдет в качество.
За свою независимость македонцы сражались долго, но успеха достигли лишь в 1991-м. К их чести, отрезать пуповину Белграда удалось без помощи военных. Произошедшие за последние 18 лет изменения трудно оценить однозначно. Старики до сих пор скучают по братству южных славян. Молодые — гордятся независимостью своей страны и почти не понимают русского языка…
Любопытно, что в протоколе хозяев не было ни одного человека по имени Александр. У БАТЭ же таковых оказалось семь: Юревич и Володько — в основе, Гутор, Павлов и Алумона — в запасе, Федорович и Ермакович — на тренерском посту. Однако диктору-информатору прочитать правильно белорусскую заявку это не помогло. Более того, после гола в исполнении Скавыша он громогласно объявил, что автором забитого мяча стал Александр Володько. Который от эпизода был далековато.
Македонский футбольный болельщик требователен и склонен к измене. Местный фанатский сектор заполняется споро за полчаса до начала матча. Все, как обычно: заслуженные бритоголовые фанаты со стажем, которых стерегут полицейские приблизительно такой же внешности. С баннерами тоже все в порядке. Их несколько — от разных группировок. К тому же почти у всех — флаги Македонии: командные цвета с национальными удачно совпадают. Зато продажи других видов атрибутики не видно. Изготовлением программок клуб себя также не утруждает. Из чисто местных ноу-хау нельзя не отметить шланг с водой, заботливо протянутый к фанатскому сектору. Резиновая кишка не простаивает: к ней то и дело подходят обитатели сектора. Болеть на западной трибуне “Филипа II” без “водопровода” тяжеловато.
Ударная фишка “лавовите” (то есть “львов”) — что-то наподобие нашего “стадион, вместе с нами!”. Правда, раскачать на перфоманс основную трибуну не так-то легко. В поединке с БАТЭ выходит лишь раз. Про реконструируемую трибуну и говорить нечего. Строители, также наблюдающие за ходом поединка, слишком малочисленны, чтобы пытаться заявить о себе кричалками.
Небольшое количество зрителей компенсируется удачными акустическими свойствами трибуны. Звук отражается от козырька, что увеличивает эффект. В начале матча мячом владеет БАТЭ — это вызывает недовольный гул стадиона. Своих македонцы поддерживают горячо. Но до поры. После первого гола “желто-красные” вызывают уже меньше сочувствия. А после второго терпение зрителей заканчивается. Уход Глигоровского, которого в преддверии поединка нахваливали на всех форумах, сопровождается отнюдь не доброжелательным посвистом.
Удивительно, но смена милости на гнев происходит и в фанатском секторе. Он редеет стремительно. Из первоначальной сотни к последней десятиминутке в секторе остаются два десятка самых оптимистичных. Пожалуй, такого “исхода” белорусские фанаты не позволяют себе даже на самых неудачных матчах…
После финального свистка македонские болельщики покидают стадион тихо и быстро. Александры футбольные — белорусские — оказались для их любимцев чересчур великими.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь