Лига Европы. "Эвертон" — БАТЭ. В гостях у “битлов”. Между “Рэдиссоном” и “Гудисоном”
Судят встречу турки: рефери — Сельчук Дерели, ассистенты рефери — Эртиндж Сезертам, Мустафа Эмре Эйсой, дополнительные ассистенты рефери — Фират Аудинус, Бюлент Йылдирим. Комиссар — люксембуржец Люсьен Кайзер, инспектор — фаререц Лассин Исаксен. Цена билета — 10-25 фунтов стерлингов.
Долог путь до Ливерпуля…
Почти три тысячи километров от Минска до “второго города империи”, как однажды назвал Ливерпуль Бенджамин Дизраэли, преодолеть можно по-разному. Самый экстремальный способ — за фанатским корпусом БАТЭ. “Желто-синие” пилигримы обычно предпочитают ударить по европейским разгильдяйству и бюрократизму бесстрашным автобусным пробегом. Презрев расстояния, славный отряд веселых борисовских болельщиков продолжает оставаться важнейшим популяризатором белорусского чемпиона на пограничных переходах, заражая жизнерадостностью и уважением к БАТЭ встречных-поперечных всех мастей. В этом плане путешествие в Англию стало знаковым по количеству пересеченных кордонов. Эстетику традиционно прихваченных в дорогу желто-синих баннеров оценили таможенные службы всех попавшихся на пути государств.
Пожалуй, на втором месте по степени заковыристости пути — журналисты “ПБ”. Чтобы поспеть к официальной тренировке БАТЭ на “Гудисон Парк”, свой путь к туманам Мерсисайда автор этих строк начал еще вторничным вечером — перелетом до киевского аэропорта “Борисполь”. В пригороде украинской столицы предстояло разбить бивак до заутреннего рейса до… Амстердама. И уже из тамошнего “Схипхола” держать курс до Ливерпуля. Запутанно, зато нескучно.
На Украине понимаешь, насколько полезно знать “родную беларускую мову”. При всем восточнославянском языковом родстве исключительно русскоговорящему человеку понять украинский не так-то просто. А для въезда в страну это необходимо твердо сделать хотя бы раз — при заполнении “iммiграцiйноi картки”. Она оформлена на двух языках — украинском и английском. Белорусам про “прiзвище”, “громадянство”, “мету прибуття” и “пiдпic прид»явника” все понятно. А вот некоторым россиянам приходится туго. Они в принципе приблизительно чувствуют, какую информацию от них страждут получить пограничники, но что в какое поле писать обычно сомневаются. Остается только молить о помощи рядом оформляющихся товарищей.
Гуляя вокруг здания аэровокзала, можно потихоньку изучать местную лексику по предвыборным плакатам кандидатов в президенты и рекламе. Хотя и здесь “iноземця” может застопорить какое-нибудь объявление вроде ценника на парковке: “5 грiвен — 1 год”. Некоторые “темные” могут не отходя от кассы решить, что украинские стоянки — самые дешевые в мире. Хотя “год” — это, разумеется, сокращенная “година”.
Наверное, встречаются и примеры обратного свойства. Иначе зачем сопровождать российские сериалы украинскими субтитрами? Тоже забавно смотрится. “Личность преступника не установлена”, — говорят коллеги какому-нибудь Дукалису. “Особистiсть злочинця не встановлена”, — объясняют причину расстройства бравого мента непонятливым. “Черт!” — реагирует товарищ капитан. “Чорт!” — транслируют его эмоции субтитры. Еще один отменный способ привыкнуть к украинскому, чтобы на борту “лiтака” просьба стюардессы “застебнiть прив»язний ремiнь” уже ни для кого не требовала дополнительных объяснений. Кстати, отличное слово — “лiтак”. В сто раз точнее “самолета”. Быстрее.
Амстердамский “Схипхол” в этом плане, как ни странно, гораздо менее экзотичен. Прекрасные сотрудницы “KLM” в синей униформе знают множество языков. Русский, конечно, нет. Но на инглиш, дойч и франсе рассчитывать можно с уверенностью. Даже если пытаться разговаривать с ними на голландском, все равно ответят на том языке, акцент которого у вас расслышали.
Но и их можно удивлять. Как оказалось, в замешательство голландцев время от времени вводят белорусские паспорта. Правда, не всякие, а те, что выданы после сорока пяти лет. Менять документ в следующий раз владельцу предстоит, только когда стукнет сто годков. Положение дел, при котором паспорт может действовать, например, до 2067 года, голландской погранслужбе кажется подозрительным — не иначе неумелая подделка. Барышни дико извиняются, но уходят минут на семь разбираться. “Не бойтесь, доживем!” — оптимистично успокаивают их наши…
“Эвертон” — “Ливерпуль” — 2:2
От Амстердама до Ливерпуля — меньше часа лету. Покрытый облаками Мерсисайд с темной титульной рекой выглядит по-осеннему грустно. Погоды в Ливерпуле нынче стоят так себе. То начинается, то стихает дождик — такое ощущение, что блокаду серой мглы на небе не прорвать до весны.
Ливерпульский аэропорт имени Джона Леннона считается одним из самых бурно развивающихся воздушных гаваней Британии. Но до загруженности лондонских аналогов ему еще далеко. Правда, бывали времена, когда здешние залы прилета были забиты почище франкфуртских и нью-йоркских вместе взятых. Это случалось тогда, когда в родной город возвращались с гастролей великие “Битлз”. Собственно, и сейчас фанаты “битлов” составляют значительную часть туристов, прибывающих в город. Поспорить с ними могут разве что поклонники местного “Ливерпуля”.
На матчи “Эвертона” паломничества пока не устраивают, но болеть за “ирисок” есть кому. К примеру, за дружину Дэвида Мойеса переживала девушка из пункта обмена валют. Но к БАТЭ она отнеслась по-человечески: “Матч ничего не решает. Так что если ваши выиграют, я не расстроюсь”. “Эвертон” поддерживала и девушка на рецепции отеля по имени Саманта. “Честно говоря, в Ливерпуле живу только два года, поэтому не скажу, что я великий фанат. Но если выбирать между “красными” и “ирисками”, то я за “Эвертон”. У них выдающихся достижений немного, зато они ведут себя скромнее, не зазнаются. Простые парни”. Зато за “Ливерпуль” переживали двое сидевших за стойками сотрудников “погранзаставы”.
Паспортный контроль граждан Великобритании и Евросоюза проходит здесь споро, даже если вдруг почти одновременно прилетят два самолета. Вторая очередь — для всех остальных — движется медленнее. К этим внимания больше. Но особой дотошности нет — что белорусов, что американцев пропускают приблизительно с одинаковой скоростью.
Таксисты в Ливерпуле — народ приветливый, но своеобразный. Как, собственно, и сами такси — “кэбы”, как их здесь по конандойльски называют. Машины — эксклюзивного английского дизайна. Их производит компания LTI (“London Taxis International”), базирующаяся в Ковентри. Автомобили только на первый взгляд выглядят чопорно и вызывают неверие в собственную скорость. На самом деле в руках опытного “кэбмэна” он домчит куда угодно в рекордно короткие сроки. В салоне рядом с водителем для пассажиров место не предусмотрено. Все клиенты сидят сзади — там довольно просторно. Причем, помимо трех привычных стационарных посадочных мест, есть еще два откидных, которые можно запросто не заметить. Водителя отделяет стеклянная перегородка, в которой проделано небольшое отверстие с тарелочкой для расчета. Рядом с ней — объявление: “С мая 2009 года цена всех поездок увеличивается на один фунт тридцать пенсов”. Рядом указан телефон — для жалоб и предложений.
Автолюбителям, привыкшим к “правильному” расположению руля и полос на дороге, смотреть на то, как гоняют “по встречной” эти загадочные англичане, просто невозможно. Сами британцы к своей непохожести на континентальную Европу уже давно привыкли. Свою отличность они не отрицают. Зато уверены, что на островах жизнь правильнее. Имеют право…
На Олдхолл Роуд
Маршрут игроков и тренерского штаба БАТЭ также лежал через Амстердам. В голландскую столицу борисовская команда направилась из Рима во вторник после полудня. А уже из “Схипхола” Виктор Гончаренко и его дружина вылетели в Ливерпуль. В воздухе чемпион Беларуси провел в общей сложности около трех часов. Два — на первом участке пути, один — на втором. Отметим отсутствие на обоих рейсах российского форварда борисовчан Александра Алумоны. Затемпературивший нападающий вместо Ливерпуля отправился домой.
Местом своей дислокации БАТЭ выбрал четырехзвездочный отель “Рэдиссон”, расположенный на живописной улочке Олдхолл Роуд. Вид из окон хорош: набережная Мерси с кружащими над водой чайками, необычная архитектура и даже несколько ветровых электростанций.
Вечер команды был распланирован заранее: в 16.15 состоялось тактическое занятие, в 17.30 автобус с футболистами и тренерами на борту подкатил к стадиону “Гудисон Парк”. Через несколько минут журналисты задали дежурные вопросы Виктору Гончаренко и Александру Юревичу на традиционной пресс-конференции. А в 18.00 началось последнее предматчевое занятие на овеянном легендами “Гудисон Парке”. Умеющие хранить традиции англичане и здесь умудрились совместить историю и современный комфорт.
Арена “Эвертона” — самый старый в мире чисто футбольный стадион, специально построенный исключительно для игры номер один в 1892 году. Правда, с тех пор он несколько раз модернизировался, но болельщики все равно зовут его Великая Старая Леди. Многочисленные реконструкции позволяли ставить арене все новые рекорды. “Гудисон Парк” был первым стадионом, на котором появились двухъярусные трибуны (затем — и трехъярусные), первым, на котором местами для зрителей закрыли весь периметр, и первой площадкой в английской лиге с подогревом поля. А в июле 1913 года именно дом “Эвертона” стал первым футбольным сооружением, которое посетил правящий монарх. Тогда на “Гудисон” пожаловали Георг V и королева Мэри.
“Ириски” были бы не прочь расширить свою арену. Но сделать это без сноса близлежащих зданий — задача почти невыполнимая. “Гудисон” так врос в Ливерпуль, что поменять что-то очень тяжело. Дома подступают к арене вплотную.
Постройка совершенно нового стадиона пока тоже не вариант. “Эвертон” обращался к местным властям с просьбой осуществить так называемый “проект Керкби”, целью которого являлось возведение новой пятидесятитысячной арены. Однако местное самоуправление инициативу завернуло. Хотя проект уже был разработан, а клубное руководство собиралось выручить деньги на продаже прав на официальное название арены.
Впрочем, против фактического переезда “Эвертона” в Керкби высказывались и многие болельщики. По мнению фанов клуба, нет никакого смысла менять прописку. Самые деятельные даже выступили с акцией “Оставьте “Эвертон” дома!”
Их можно понять. Не факт, что, увеличив вместимость стадиона на десять тысяч зрителей, но удалив от них арену, удалось бы сохранить неповторимую эвертонскую атмосферу, царящую на “Гудисоне”. Ведь для не слишком именитого клуба болельщики — самое главное богатство. Сегодня вечером мы в этом наверняка убедимся.
Дэвид Мойес: шанс для молодых
Вчера вечером главный тренер “Эвертона” Дэвид МОЙЕС на пресс-конференции ответил на вопросы журналистов.
— Чего ожидаете от матча с БАТЭ?
— Мы уже обеспечили себе выход в следующий раунд, а выше второго места не поднимемся. Так что в последней встрече в группе хотим немного поэкспериментировать. Дадим шанс некоторым из тех, кто нечасто появляется в составе. Хочу, чтобы эти ребята получили от игры радость, но в то же время участие в матче должно стать для них стимулом для дальнейшего роста. В принципе от молодых большего требовать нельзя. Игроки сначала выступают на юниорском уровне, затем переходят в наш резерв. Следующий шаг для них — попытаться попасть в главную команду. У нас будет хороший шанс прикинуть, кто в будущем сумеет пробиться в состав “Эвертона”.
— Кому из игроков основы дадите отдохнуть?
— К примеру, Тиму Ховарду. Место в воротах займет молодой Карло Нэш, до этого никогда не выступавший за основную команду.
— Кому доверите капитанскую повязку?
— Тони Хибберту, для которого игра станет особой — 20-й в составе “Эвертона” в еврокубках. Это клубный рекорд. Конечно, в наши дни достичь такого показателя легче, чем раньше, до введения групповых стадий. Но все равно это огромная честь. Надеюсь, у Хибберта впереди еще много матчей на евроарене.
— Леон Осман восстановился после травмы, которая вывела его из строя в октябре…
— Он еще не совсем готов играть. Но мы подталкиваем Леона, потому что хотим, чтобы он как можно быстрее набрал форму. Задача Османа в поединке с БАТЭ — провести на поле 60 минут. Думаю, для начала этого будет достаточно. В последнее время он не тренировался с мячом, поэтому я не могу требовать от него многого.
— Может, уже готовы назвать стартовый состав?
— Да. На поле выйдут Нэш, Коулмэн, Даффи, Хибберт, Бидуэлл, Осман, Форшоу, Бакстер, Родуэлл, Якубу, Агард. Конечно, если бы нам обязательно требовалась победа, то состав был бы совсем другим. Мы с уважением относимся к Лиге Европы, но в ближайшем будущем нас ждет много важных встреч. Поэтому надо приберечь некоторых игроков.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь