"Минск-Арена". Деньги на воздух. Гипоксия текущего периода

20:51, 23 декабря 2009
svg image
10634
svg image
0
image
Хави идет в печали

Центр уже практически оборудован, но какого-то воодушевления в спортивной отрасли по поводу его будущей эксплуатации уловить, увы, не удалось.

Секрет китайского успеха

В Беларуси технология “Lowoxygen” (дословно: “низкий кислород”) еще нигде не использовалась. Конечно, позитивное воздействие гипоксии на работоспособность и обмен веществ в организме известно давно. На равнинной местности традиционные решения представляют собой целый спектр — от барокамер с низким давлением до дыхательных масок, куда подается воздух с пониженным содержанием кислорода.
Однако в 90-х годах на нескольких континентах были запатентованы технологии, с помощью которых в помещениях симулировался гипоксический эффект без изменения атмосферного давления. Это сразу подарило возможность избегать таких побочных явлений пребывания в горах, как возбуждение сердечной деятельности, расширение внутренних органов (в том числе и сосудов головного мозга, что вызывает головные боли), быстрая дегидратация, сгущение крови, утончение мышечных волокон, падение мышечной массы и тому подобное.
Весь мир восхищался успехом китайцев на их домашней Олимпиаде, где они одержали общекомандную победу. Что только не относили к слагаемым триумфа: здесь и использование опыта иностранных специалистов, приглашаемых в больших количествах, и секреты народной медицины, и палочная дисциплина в Поднебесной, и огромный выбор исполнителей. Однако есть в этом ряду и нечто не столь декларативное.
За несколько лет до Игр в Пекине китайцы закупили уникальное оборудование, способное независимо от размера помещения быстро создавать и надолго удерживать в стабильном состоянии любые гипоксические атмосферы: шкала программируемых высот имеет здесь предел в 7000 метров над уровнем моря. В июле 2004 года в спортивном научно-исследовательском центре Шанхая оборудовали зал в 90 кв. метров. Этим не ограничились и раскошелились также на оснащение шести спальных комнат (каждая рассчитана на четыре кровати), где можно создавать высоту 4000 метров.
Потом китайцы пошли еще дальше. В апреле 2007-го в Пекинском университете спорта “горный воздух” создали не только в зале, но и в лаборатории площадью 45 кв. метров. А 21 комната была призвана вызывать у спортсменов даже во сне увеличение количества эритроцитов в крови, усиленный рост микрокапилляров, увеличение клеточного обмена, ускорение сжигания жира и сокращение периода регенерации. В августе 2007-го в институте спорта в Нанкине были оборудованы уже два зала, а также семь 16-метровых комнат.
Эта единственная в своем роде технология была куплена у немца Фолькера Шпигеля. Она совершила подлинный прорыв в подготовке спортсменов, что и подтвердили на своем примере атлеты Поднебесной.

Послужной список

Идеей высокогорного тренинга 46-летний Фолькер Шпигель заболел еще в 80-х, когда учился в спортивном университете Лейпцига, получал диплом ученого, а потом руководил женской сборной ГДР по волейболу. К этому времени к северу от Берлина под землей создали крупнейший в мире центр высокогорной подготовки. После тренировок в нем подопечные Шпигеля завоевали серебро чемпионата Европы-89, проходившего по соседству, в ФРГ.
Проведя ряд собственных исследований, наставник пришел к убеждению, что сможет революционизировать искусственный высокогорный тренинг. В 1999-м он завершил тренерскую карьеру. Снова много учился, сотрудничал с экспертами экологической инженерии, делового администрирования и производства оборудования. А в 2002-м основал и возглавил компанию “Lowoxygen Systems”. Он инвестировал в проект один миллион евро.
Сегодня в Германии существуют семь таких центров, пять из которых работают на спорт высших достижений — в Берлине, Потсдаме (специализированная гребная база), Йене, Мюнхене, Франкфурте-на-Одере (комплекс для бокса). В состав руководства тренировочными центрами входят бывшие спортсмены, доктора наук, специалисты функциональной диагностики, физиотерапии и ортопедии. Ведется сопровождение атлетов из 34 олимпийских видов спорта. Благодаря технологии “Lowoxygen” результаты мирового класса показывали конькобежки четырехкратная победительница Олимпийских игр Гунда Ниманн-Штирнеманн и девятикратная чемпионка мира Монике Гарбрехт-Энфельдт, каноист олимпийский чемпион Андреас Диттмер, пловчиха двукратная олимпийская чемпионка Бритта Штеффен, гребчиха пятикратная чемпионка мира Катрин Рутшов-Стомпоровски, боксер чемпион мира Маркус Бейер, сумоистка семикратная чемпионка мира Сандра Кеппен, бегунья на 400 метров чемпионка Европы и серебряный призер чемпионата мира Клаудиа Маркс. Женская сборная по дзюдо использует технологию уже в течение восьми лет. Как результат, олимпийской чемпионкой стала Ивонне Бениш, а Аннет Бем — бронзовой медалисткой Игр. Бениш не скрывала восторга: “Мы тренировались в Берлинском центре “Lowoxygen” два раза в год по десять дней. После я два-три дня лежала пластом, однако затем ощущала сильный прилив энергии”.
По рекомендации своего тренера установил оборудование “Lowoxygen” победитель “Тур де Франс” Ян Ульрих — в подвале собственного дома, что стоило ему свыше 75 тыс. евро. С осени 2007 года начал сотрудничество со Шпигелем берлинский футбольный клуб “Герта”, на своей базе создав “горный воздух” на площади 200 кв. метров. Английский нападающий Уэйн Руни перед чемпионатом мира залечивал травму именно в Берлинском центре “Lowoxygen”. Там же не далее как этой осенью курс реабилитации проходили футболисты национальной сборной Германии.
Стоимость одной тренировки в центре (до двух часов) составляет в среднем 50-60 евро. Конечно, для национальных команд существует система скидок. Рекомендуются серии по 10-12 занятий. В год необходимо проводить три-четыре таких блока. Кроме того, в промежутке между ними желательны два-три тренинга в неделю, которые поддерживали бы достигнутый уровень. Обычно за спортсменов экстракласса расходы несут федерации или НОК.
Эта технология внедрена также в Объединенных Арабских Эмиратах, Индии, Испании и Швейцарии. Клиентами группы “Low- oxygen” являются НОКи ряда стран Европы и Азии. В России этим оборудованием пока оснащена лишь одна частная вилла да маленькая (площадью 9 кв. метров) комнатка в столичном Олимпийском спорткомплексе. Правда, под Игры-2014 в Сочи компания “Lowoxygen” уже подготовила оборудование, которое в ближайшее время будет поставлено в Анапу: в два зала, восемнадцать спален и три комнаты для пассивного отдыха.
Технология Шпигеля также широко используется для лечения астмы, бронхита, диабета, гипертонии, ортопедической реабилитации, профилактики рецидивирующих инфекций и так далее — в больницах и клиниках, санаторно-курортных учреждениях, SPA-студиях. Кроме того, она востребована в такой неожиданной области, как противопожарная защита, ведь низкое содержание кислорода препятствует возгоранию.
И вот на прошлой неделе руководитель компании “Lowoxygen” прибыл на “Минск-Арену”, чтобы присутствовать при передаче белорусской стороне оснащенного его оборудованием тренировочного центра, включающего три помещения для высокогорного тренинга (площадью 41, 46 и 78 кв. метров)…
Обычные окна, ничем не примечательные двери — никаких внешних признаков барокамеры. Бесшумно и быстро воздух очищается от оксидных веществ и бактерий. С помощью настенного дисплея плавно регулируются уровень высоты и температура в помещении… Около четырехсот тысяч евро потрачены для того, чтобы помочь нашему спорту штурмовать новые высоты.

“Устарело”…

В эту сумму входила и стоимость трехдневного курса обучения, который проводил на “Минск-Арене” ведущий научный сотрудник Берлинского центра “Lowoxygen” Юлиан Респондек, в прошлом каноист. Как ни странно, семинар не почтили своим присутствием никто из врачей и тренеров национальных команд Республики Беларусь, ни один специалист нашего НИИ спорта. Хотя структуры Минспорта получили соответствующие пакеты документов заблаговременно. Сказать по правде, я была обескуражена.
К тому же, по словам немецкого спеца, методика интервальной гипоксической тренировки скрупулезно подбирается под индивидуальные особенности каждого атлета, что предполагает их серьезное предварительное изучение. То есть эффект отнюдь не достигается с наскока!..
Мое недоумение вовсе не развеял и состоявшийся вскоре после отъезда немцев разговор с Павлом ГАЛКИНЫМ, руководителем “Минск- Арены”, частью которой является новый центр. Как выяснилось, у директора до сих пор нет четкого видения, что делать с этим уникальным объектом. Более того, Павел Владимирович с ходу выразил сомнение в том, что технология “Lowoxygen” достаточно современна.

Павел Владимирович, дорогостоящее оборудование установлено. Каков будет штат нового тренировочного центра, заложен ли он в бюджет, известно ли уже, кто там будет работать?
— Наши специалисты, которые присутствовали на занятиях, мне еще не доложили, от них пока нет рекомендаций.

А кто от “Минск-Арены” был на семинаре?
— Во-первых, как и просили немцы, мы послали технарей, которые будут обслуживать оборудование — специалистов по вентиляции и электричеству. Во-вторых, там были инструктор по фитнесу и медсестра, закончившая институт физкультуры и медучилище.

Да, но ваша медсестра пришла только во второй день, и то на очень короткое время. То есть штат центра еще не сформирован?
— Я пока не знаю. Мне должны предложить пояснительную записку, какой штат там нужен. В моем понимании ситуация такова: должен быть инструктор по фитнесу, задающий нагрузку, которую запрограммирует тренер. Как изначально мне сказали: там все довольно просто: включил — выключил, задали параметры — создали воздух, как на высоте полторы тысячи метров, и на этом фоне выполняют физическую нагрузку.
Говорить что-то по “горному воздуху” более конкретно не могу, так как в центре не был. Тему знаю минимизированно. Повторюсь, будучи специалистом в области спорта, я расцениваю эту технологию как, может быть, уже устаревшую на сегодняшний день.
Если спортсмен поработал в этих условиях полтора-два часа, а потом вышел на улицу… Как это скажется на его тренированности? Будут ли расширяться те функциональные возможности, которых он достигает, находясь в высокогорье? Ведь в горы поднялся и находится там две-три недели. А здесь интенсивно потренировался и снова оказался на равнине… Как все будет? Станет ли повышаться уровень гемоглобина, как в горах? Я не знаю, не занимался этими исследованиями. Но если такие центры создают, значит, есть в этом какой-то толк. Надо в этом плане, наверное, поработать нашему институту.

“К концу 2010-го”…

Ничего не оставалось, как обратиться к директору НИИ физкультуры и спорта доктору медицинских наук Николаю КРУЧИНСКОМУ.

Николай Генрихович, кто-то из ваших подчиненных ходил на прошлой неделе на семинар по обучению незнакомой методике тренировок?
— К сожалению, нет. Так получилось организационно. У нас был ученый совет, а потом мы в Мин- спорта сдавали всю годовую работу.

— Как вы будете подключаться к новой для белорусского спорта теме?
— Очень просто. Напишем проект и подключимся. Методику нужно использовать и, более того, ее можно адаптировать к нашим условиям. Научный проект подразумевает несколько составляющих: ту же “Минск-Арену”, ту же команду, в которой будет применяться методика, а также ученых, которые это сделают. Притом, мне кажется, это может быть не просто проект из отраслевой или госпрограммы — он потянет на инновационный, следовательно, можно просить немножко больше денег. Поэтому не вижу больших проблем. Впрочем, это не говорит о том, что мы сделаем все уже завтра. Тем не менее реально к концу следующего года выйти на проект и начать его осуществлять.

А толчок какой-то нужен для старта проекта? Заказ национальных команд, например?
— По логике вещей, было бы хорошо, если бы кто-то из национальных команд проявил к этому интерес. Но они еще, наверное, не “прощупали” ситуацию. Конечно, мы поработаем здесь с Республиканским центром спортивной медицины, потому что методика своеобразная.
Кстати, Минспорта недавно согласовало нам новую структуру, в которой предполагается в том числе и лаборатория спортивной медицины. Не исключаю, что она разместится на “Минск-Арене”, хотя обсуждать этот вариант еще не готов (здесь сразу возникнут вопросы оплаты аренды, так как арена принадлежит Мингорисполкому).

Директор “Минск-Арены” выразил мнение, что отдельный штат для центра необязателен, а инструктор по фитнесу и медсестра вполне способны работать в нем по совместительству.
— Знаете, не впервые убеждаюсь: не всегда мы правильно планируем то, что будет на выходе. И иной раз получаем вовсе не то, что задумывали вначале. Это как раз касается медицинской составляющей “Минск-Арены”. Здесь еще надо много работать.

Используется ли в белорусской медицине эффект гипоксии?
— Конечно. В пятой столичной клинике существует целое отделение. А в Витебске, где есть камеры и гипербарической, и нормобарической оксигенизации, у наших коллег имеются наработки в подготовке спортсменов. Но, к сожалению, в силу чисто технических особенностей используемых барокамер, применение в спорте очень затруднено. Только представьте: лыжника или конькобежца поместить в бочку. Все это очень сложно… В новом же центре на “Минск-Арене” будет значительно проще в этом плане, так как помещение, где можно моделировать условия гипоксии, — это обычная комната. Здесь широкое поле для деятельности.

Насколько востребована эта технология в мировом спорте?
— Довольно широко используют китайцы. Ее аналог давно освоен конькобежцами из Швеции, Норвегии и Голландии. А пресловутые кислородные палатки норвежских лыжников и биатлонистов, не сомневаюсь, вам и так хорошо известны. Знаю, что как раз с помощью этой технологии английская велосипедная команда готовилась к Олимпийским играм 2008 года. И более того, англичане моделировали в этом помещении условия воздуха Пекина. Поэтому то, что мы получим такие возможности, — это в принципе определенный прорыв, с моей точки зрения. Другое дело, как мы сможем этими возможностями воспользоваться… Я перед Директоратом национальных команд ставил вопрос, чтобы при подготовке к Олимпиаде 2012 года послать в Англию в том числе и сотрудников нашего института: пробы воздуха взять, воды. Мы в состоянии провести их анализ, а потом смоделировать условия подготовки к Играм. Это необходимо для того, чтобы максимально полезно использовать имеющиеся возможности.

Хотелось бы надеяться, что на уникальный тренировочный центр “Минск-Арены” не повесят замок до “лучших времен” и более полумиллиона долларов, затраченных на воздух, не пустят на ветер…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?