Такие разные "Динамо". Имя собственное

21:26, 11 ноября 2010
svg image
22789
svg image
0
image
Хави идет в печали

Давайте не станем подгонять время и мы. Хотя с позиций стерильной логики такой ход событий не то чтобы возможен. Он неизбежен. Уж коли единственным официальным правообладателем марки “Динамо” в нашей стране признается одноименное спортивное общество, легко представить, что рано или поздно у него возникнет и прямой интерес к футбольной составляющей этого звучного бренда.
Причины тому могут быть разными. И даже взаимоисключающими по сути.
Если быть оптимистом, то не грех предположить, что рано или поздно динамовский футбол сделается занятием не только престижным, но и вполне рентабельным. Своего рода лакомым куском, оставлять который под прежним именем в других руках станет неразумно. Однако это, конечно, фантазия дерзко смелая. Ибо за вот уже десяток лет наступившего века не то что к реализации такой возможности, но даже к ее проверке не сделано ни единого твердого шага.
Поэтому более вероятным видится другой ход событий, основанный на взгляде пессимиста. Динамовское ведомство попросят сверху, а то и обяжут выступить в роли спасателя, реаниматора идеи сохранить футбольную команду “Динамо” из Минска спортивным символом страны, узнаваемым за ее пределами. Ведь ясно, что теперешние хозяева клуба с такой ролью элементарно не справляются.
Ну в самом деле: чем отметилось “Динамо” в Европе в нынешнем еврокубковом цикле? Загаженными клубными стикерами святыми для эстонцев местами в центре Таллинна. Вывешенными на тамошних трибунах расистскими растяжками, обошедшимися клубу в немалый штраф. Скандальными, с рукоприкладством, выяснениями легитимности флагов, поднятых в фанатском секторе стадиона в Брюсселе… Право, все это отложилось в памяти очевидцев матчей куда тверже, нежели динамовские результаты и игра.
Показательно, впрочем, не это. Подобные экстремистские выходки болельщиков зачастую сопутствуют бытованию и поистине великих клубов. Но там они обходятся практически без резонанса, оказываются каплей в море массового внимания и почитания. В минскодинамовском случае удручает как раз то, что команда смирилась с давней утратой статуса народной. Она добровольно съехала с лучшей в стране арены на дешевый пригородный газон. А там осталась, по сути, наедине со своими “ультрас”. И тамошние ее выступления все сильнее смахивают на спиритические сеансы секты маргиналов. Те привлечены не столько самим зрелищем, сколько кайфом хорового исполнения примитивно рифмованных заклинаний.
Показательно, что на других трибунах — под крышами “Минск- Арены” и Дворца спорта, где играют динамовские хоккеисты и гандболисты, — те же парни “голубых кровей” становятся просто частью немалой числом публики. Они болеют в один такт и в одном настроении с ней, перестают упиваться своей псевдозначимостью, остерегаются акций, которые уж точно не сойдут им там с рук. А все потому, что болеют они уже за другое “Динамо”. Другое — аурой, предназначением и целями.
В такой вот идейной несхожести команд из разных видов, но под одним именем заключен знаковый для нашего спорта парадокс. Имиджевый капитал, сколоченный во времена оные на футболе, и футбольный по происхождению бренд осознанно подхвачены другими игровиками. Ведь, назвавшись “Динамо”, те изначально стартовали не с нуля, избавились от уймы хлопот и трат на пиар-раскрутку фактически новорожденных проектов. И ведь не прогадали.
В то время как “Динамо” футбольное, переданное в поднаторевшие в экономике и отнюдь не пустые руки, впало в состояние десятилетней летаргии. И это — при давних традициях, при обжитой и готовой к эксплуатации загородной клубной базе, при неоспоримом прежде праве играть в самом центре столицы! При налаженной и подтвержденной результатами системе воспроизводства юных талантов умелыми тренерами. При сановной опеке властей предержащих…
В прежние годы уже доводилось всерьез обсуждать версию сугубо прагматичного, потребительского отношения к футбольному “Динамо” его теперешних хозяев. Повсеместная удачливость бизнес-начинаний Юрия Чижа и его компаньонов все сильнее крепит недоумение в отношении хронической невыполнимости их же динамовских намерений. Команда живет в кадровой лихорадке, в череде весенних честолюбивых обещаний, горьких летних разочарований и осенних подвигов во спасение.
Все это выглядит воплощением в жизнь давно опробованного управленческого алгоритма, направленного на то, чтобы… избежать высоких спортивных достижений. Ведь титулы логично под- разумевают развитие успеха и проекта в целом, а оно — инвестиции. Причем без всякой гарантии скорой окупаемости и существенной прибыли.
На резонный вопрос, к чему в таком случае столь обременительный бренд его владельцам, возможен вполне тривиальный ответ. На уровне повседневного обывательского восприятия “Динамо” остается паролем респектабельности. На уровне социальной ответственности перед обществом и страной его кормилец выглядит персонажем благородно-неприкасаемым. Расхожий образ чемодана без ручки в приложении к “Динамо” требует уточнения. Его и впрямь неудобно нести. Зато не бросишь. Не потому, что жалко, а никак невозможно! Уж слишком значимо все то, что туда уложено…
…Одно раннее утро нынешнего сентября довелось коротать с Юрием Бородичем и его советником Александром Муштой на ступенях отеля “АС Porto”. Это в сотне метров от знаменитого стадиона “Драгау”. Накануне динамовские гандболисты прорвались в Лигу чемпионов, а теперь должны были забрать нас по дороге в аэропорт. Команда немного задерживалась, а близлежащий урбанистический пейзаж сам собой навевал разговор на футбольные темы. И не только. Дело в том, что португальские футбольные “фирмы” (такие как “Порту”, “Бенфика”, “Спортинг”) давно сделались конгломератом команд и по другим игровым видам. Впрочем, такая модель организации и финансирования клубного спортивного хозяйства наиболее последовательно воплощена в другой пиренейской стране — в ФК “Барселона”. Мы вспомнили о каталонских баскетболистах и гандболистах. О Сереге Рутенко с его рассказами о клубном “сине-гранатовом” братстве…
Признаться, значения той беседе тогда не придал. А вот сел за эти заметки — и тот предрассветный разговор на далеком краю Европы всплыл в памяти сам собой. Может, и неспроста?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?