Авторитетное предложение. 13 лет опаздываем на пути к 25 медалям ХХХ Олимпиады

21:25, 25 января 2011
svg image
3663
svg image
0
image
Хави идет в печали

Правда, для этого, как признается Геннадий Павлович, “нужно было спуститься с небес на землю”. Не все реалистично просматривается с высоты?!
Не это ли обстоятельство привело к тем результатам, которые обнародовало управление спорта Министерства спорта и туризма на республиканском совещании в конце декабря прошедшего года? Проведенный мониторинг спортивного резерва подвиг участников совещания сделать однозначный вывод: нужна безотлагательная работа по всем направлениям подготовки резерва, дальнейшее промедление не только “обесточит” национальные команды, но и приведет к определенным трудностям как в дальнейшем продвижении отечественного спорта на мировой арене, так и в сохранении завоеванных позиций. Отступать дальше некуда!

Неоформленный конструктив

Вижу много здравого смысла в действиях и высказываниях Алексеенко и в выступлениях на совещании Минспорта. В то же время в предложениях по проведению перестройки подготовки резерва нет полной законченности.
Установление тотального контроля, введение учетной карточки тренера, проведение мастер-классов, укрепление исполнительской дисциплины и неукоснительное выполнение служебных обязанностей — все это неизбежные административные меры при любых переменах. Однако они не всегда гарантируют получение нужного результата, если не учитывают психологию действующих лиц по всей технологической цепочке и не предоставляют возможности заработать, подчеркиваю, ЗАРАБОТАТЬ, А НЕ ПОЛУЧИТЬ.
Любая система эффективна лишь тогда, когда связь осуществляется в обоих направлениях — сверху вниз и наоборот. В этом плане пока непонятно:
а) на каких принципах и по каким технологиям будет осуществляться работа со сборными командами в РЦОПе по легкой атлетике;
б) как будут выстраиваться взаимоотношения наставников всех уровней;
в) как будут распределяться зарабатываемые бонусы;
г) каковы регламенты работы по возрастам?

“Старая пластинка”

Между тем после участия самостоятельной национальной командой в первых трех чемпионатах мира по легкой атлетике (1993, 1995, 1997) группе лучших спортсменов было совершенно ясно, что низкий уровень имеющегося резерва станет главным тормозом преодоления жесткой конкуренции на предстоящих топовых соревнованиях. Обобщенный взгляд на проблему я изложил тогда в служебной записке N 350 от 4.05.1998 года министру спорта и туризма Ананьеву. Полагаю, она до сих пор не утратила актуальности, а потому привожу ее текст.
(Публикуется с несущественными сокращениями.)
Уважаемый Николай Константинович!
Считаю своим долгом высказать соображения на систему подготовки резерва в Республике Беларусь. В настоящее время ее качественная сторона не отвечает международным стандартам… В легкой атлетике в 1997 году мы имели лишь в трех видах у юниоров и одном у юниорок результаты, дающие право бороться за медали. Именно в них на чемпионате Европы-97 завоевано 4 медали (2-1-1) и 6-е место. В списках 25 лучших пловцов-юниоров мира белорусы встречаются лишь в четырех дисциплинах.
И в легкой атлетике, и в плавании в большинстве видов результаты наших чемпионов настолько низки, что рассчитывать на завоевание медалей не приходится. С учетом того, что от чемпионских показателей у юниоров до аналогичных у взрослых — дистанция огромного размера, нужно признать печальный факт, что сложившаяся у нас система подготовки резерва, несмотря на сохранившийся количественный потенциал, постепенно становится ахиллесовой пятой большого спорта. Еще несколько лет такой работы с резервом — и кризис неминуем.
Почему так происходит?
С момента самостоятельного выхода Беларуси на международную арену в силу возрастающих популярности и значения спорта очень многое изменилось у наших соперников в подходах к организации и технологии подготовки атлетов и практически ничего — у нас.
…Тренеров, умеющих готовить чемпионов, крайне мало… Профессионализм большинства наставников на местах очень низок… Большинство специалистов не прониклись главной национальной задачей: воспитать атлетов, способных достойно защитить интересы страны.
Существующая иерархия подразделений резерва не создает такой мотивации в формировании мировоззрения и профессионализма наставников из-за разорванности уровней подготовки…
С помощью призывов и лозунгов нельзя изменить тренерский взгляд на вещи и поднять профессиональный потолок наставников. В то же время нам вполне по силам без дополнительных затрат перестроить ряды и законодательно завязать все в один узел, учтя мотивацию, преемственность и материальное обеспечение тренеров.
На мой взгляд, для Беларуси с ее небольшим потенциалом населения (и талантов для спорта) наиболее эффективным является создание областных центров подготовки на базе ДЮСШ, УОР, ШВСМ. Конечно, нельзя забывать о мере ответственности для всех уровней, но самая высшая должна быть в верхнем звене… Материальное обеспечение специалистов следует закрепить законодательно, а материальные стимулы (которые нужно заработать) распределить по всей цепи подготовки.
Это главные моменты, на которых будет базироваться прогрессивная технология воспитания атлетов снизу доверху и оказываться бескорыстное методическое воздействие сверху донизу, ибо в предполагаемом центре наверху (в иерархии специалистов) должны быть самые лучшие наставники.
На основе мотивации и материального стимулирования объединить всех! Тогда в иерархии подразделений будет и иерархия тренеров, что позволит в центрах использовать самую прогрессивную технологию подготовки, влиять на нее и оперативно контролировать…
Республиканские ШВСМ (или национальные центры) необходимо сориентировать на национальные команды. В них должны остаться только лучшие специалисты по видам (или группам родственных видов), которые станут осуществлять централизованную подготовку национальных команд (без учебных групп). Они… должны будут иметь самые тесные контакты со старшими тренерами областных центров.

13 лет безвременья

В личной беседе с министром было найдено понимание по поставленным вопросам, и документ передали управлению спорта для изучения и реализации.
Поскольку положительное решение было связано с принятием ряда регламентирующих и правовых документов, чиновники среднего звена заволокитили начинания, заявив, что создание таких центров не отвечает имеющейся правовой базе, а изменить ее невозможно.
Идея создания центров в более полном варианте прошла через всех прежних министров. Одни отвечали: “У нас стройная система подготовки резерва и ничего переделывать не нужно”, другие: “Какой резерв? Не будет медалей на Олимпийских играх, и нас всех здесь не будет”. И процветала очередная кампанейщина по эксплуатации имеющегося человеческого потенциала, без достаточного качественного пополнения.
Потребовалось почти 13 лет, чтобы вернуться к сегодняшним реалиям и начать какие-то телодвижения на стратегическом направлении. Да и уместен вопрос: чем все закончится? Если к оценке столь прогрессивного проекта не привлечены независимые эксперты-профессионалы, может сложиться, как в поговорке “Хотели как лучше, а получилось как всегда”.

Не оппоненты, а союзники

Нужно помнить, что конечная цель подготовки — воспитание выдающихся спортсменов (а не юных калифов на час). Поэтому ответственность должна быть одинаковой на всех этапах. Центры могут строить работу в соответствии с контрактом-заказом Министерства спорта на олимпийский цикл. Лучшие специалисты — именитые тренеры, добившиеся триумфов на международном уровне, должны работать в центрах без учебных групп и личных учеников и отвечать за конечный результат. Только тогда у них будет стимул делиться опытом, творческими наработками и прогрессивными технологиями с менее искушенными коллегами.
Старший тренер центра, не имея учебной группы, становится самым заинтересованным лицом эффективной работы всей цепи. Его коллеги на местах, не опасаясь, что их учеников уведут столичные мэтры, станут с ними сотрудничать и вряд ли откажутся от их помощи.
Когда специалисты высшего и остальных звеньев столицы и регионов будут не оппонентами, а союзниками, выстроится рациональная система управления тренировочным процессом не только в системе подразделений, но и в годичных циклах подготовки.

Контроль против “натаскивания”

Весьма настораживает поверхностное отношение к вопросам “натаскивания” в юношеском спорте. Попытки предотвратить это путем призывов, запретов и разного рода “страшилок” не решат вопроса — слишком велика ставка юношеских Олимпийских игр.
В юношеском спорте необходимо регламентировать подготовку в масштабе всех спортивных школ Беларуси. Для этого в каждом виде спорта (с учетом специфики дисциплин) из центра спускаются модели подготовки, которые не только определяют технологию учебно-тренировочного процесса в годичном цикле, но и устанавливают жесткие сроки контроля (с учетом стратегии подготовки и нюансов технологии). В основе контроля — педагогическое тестирование и медицинское освидетельствование.
По каждой специализации тестирование должно строго отвечать методической направленности и физиологическим закономерностям формирования организма девушек и юношей. В сроки, определенные моделью, все занимающиеся в соревновательной форме (при участии директоров, завучей, методистов школ, возможно, и гостренеров) сдают нормативы по тестам. Это промежуточный контроль. Результаты каждого занимающегося направляются в РЦОПы, где анализируются с участием специалистов национальных команд и кафедр БГУФКа.
Конечное звено контроля — календарь соревнований, определенный моделью подготовки и обязательный для всех занимающихся.

Аттестация, ведущая в тупик

Не вызывают восторга робкие шаги нового руководства Минспорта по усилению потенциала высшего эшелона отечественного спорта. Недавно закончившаяся аттестация штата национальных команд подтвердила, что у нас спорт высших достижений продолжает двигаться по накатанной колее. Уверен, выехать по ней из Лондона с 25 медалями будет невозможно. Считаю своим долгом обратить на это внимание руководства сейчас, когда многое еще можно поправить.
Ежегодно перед аттестацией министерство получает отчеты главных тренеров, гостренеров, тренеров-врачей, документы федераций по составу штата и назначению заработной платы, заключения Республиканского центра спортивной медицины (РЦСМ) и НИИ физкультуры и спорта о проведенных углубленных медицинских и комплексных обследованиях спортсменов-инструкторов. Формально вроде все соблюдено, но какова глубина исследуемых вопросов?
В подавляющем большинстве отчеты главных и государственных тренеров — это хронологический пересказ событий года. Тогда как главный тренер обязан профессионально проанализировать состояние вида спорта по стандартам Олимпийских игр и чемпионатов мира, реалистично показать значение и вклад вида спорта в достижения на международной арене не только в целом, но и в разрезе отдельных спортсменов по дисциплинам. Обязательна экономическая составляющая с конкретными цифрами рентабельности финансовых затрат (стоимость медалей, очков, затраты на подготовку спортсменов, выполнивших и не выполнивших индивидуальные планы). Из этого анализа должно быть видно, сколько денег зарыто в песок. Если этого не делать, можно быстро привыкнуть к мысли, что государство — дойная корова. Так чаще всего и происходит!
Примерно то же самое должны сделать гостренеры, но в разрезе резерва, причем отдельно по юношескому и юниорскому спорту.
Важнейшим аспектом аттестации является оценка возможностей спортсмена-инструктора не только для назначения зарплаты, а прежде всего для выполнения прогнозируемых задач. Сейчас в этой оценке к имеющемуся спортивному достижению добавляются словесные заверения, обещания, порой досужие рассуждения.

Ни исследования, ни прогноза

Ни РЦСМ, ни НИИФКиС не дают исчерпывающей информации о возможностях спортсмена и его резервах для дальнейшего роста. Заключения типа “здоров” и “норма” не проливают свет на текущее состояние спортсменов, побуждая их формально относиться к новым обследованиям.
Уровень XXI века требует от РЦСМ и НИИФКиС кардинального изменения подходов: спортсмены и тренеры крайне заинтересованы в дифференцированных оценках состояния организма. Они должны учитывать специфику вида спорта и характеризовать возможности атлета не только с точки зрения здоровья, но и в плане воздействия предлагаемых нагрузок.
Исследования функциональной подготовки в НИИФКиС должны в определенной мере опираться на данные РЦСМ и оценивать текущее состояние организма спортсмена, а также отражать имеющиеся резервы их развития.
Сложение всех составляющих позволит дать объективную оценку спортсмену и правильно спрогнозировать и осуществлять его подготовку. У нас есть пример такой организации тренировочного процесса: гребля на байдарках и каноэ (мужская ее часть) — единственный вид спорта, развивающийся по прогнозу. Дело не только в том, что у руководства стоит выдающийся главный тренер Владимир Шантарович. Он сумел найти консенсус в сотрудничестве с проблемной лабораторией Гомельского университета (завлаб — профессор Геннадий Нарскин). Научное сопровождение востребовано не только к аттестации команды, но и после каждого этапа в годичном цикле подготовки.

Соответствовать времени

Прогресс спорта связан не только с кадрами и инновациями в технологии, но и с создаваемой мотивацией. Не по-хозяйски и бессмысленно направлять огромные инвестиции от предприятий и организаций в виды спорта, которые заведомо не принесут олимпийских медалей в ближайшие 50 лет. Ненормально, когда в средних школах и вузах, где сосредоточена основная масса молодежи, спортивная жизнь еле теплится. Неправильно, когда тренеру нельзя назначить президентскую стипендию по месту его работы. Все это никак не сообразуется с современной эволюцией развития и логикой жизни.
Перечисленные ситуации уже породили множество неумелых спортсменов-игровиков с заработной платой, значительно большей, чем у олимпийских чемпионов в индивидуальных видах, праздно разгуливающую молодежь с сигаретами во рту, тренеров с искусственно суженным полем деятельности… Хотя сие и не другая история, но об этом в следующий раз.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?