Актуальное. Ростки и переростки

21:03, 7 апреля 2011
svg image
2264
svg image
0
image
Хави идет в печали

На финише сезона вдруг увлекшийся посещением послематчевых пресс-конференций Михаил Захаров то и дело будоражил публику своими высказываниями, а напоследок едва не спровоцировал кулачный поединок с Андреем Кравченко. Впрочем, имей белорусские функционеры, специалисты и хоккеисты возможность организовать нечто подобное недавно высоко котировавшемуся на российском ТВ “Звездному рингу,” главкому “Немана” пришлось бы ждать очереди несколько лет.

Старая песня

Еще накануне золотой серии Михаил Захаров предпринял очередную попытку осуществить давно вчерне разработанный проект омоложения ОЧБ. Напомним, год назад, в январе 2010-го, будучи главным тренером национальной сборной, Михаил Михайлович готовился к олимпийскому дебюту в роли первого наставника олимпийской дружины. Впрочем, кипучая натура не позволяла сконцентрироваться сугубо на ванкуверских матчах. В который раз вернувшись из опалы, Захаров воскресил давно вынашиваемые планы похода на Восток. На тот момент для их реализации недоставало только одного — успешного выступления на Играх. Владимир Наумов, прежде регулярно противившийся Михал Михалычу, хоккей покинул, а оставшиеся в нем фигуры заметно уступали главкому “Юности” по всем параметрам — от эмоциональности до степени доступа к представителям властной элиты.
Мечта о КХЛ оказалась как никогда близка. Однако не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Сборная Беларуси в Ванкувере показала весьма добротный (особенно с учетом потерь лидеров Костицына-старшего и Грабовского) хоккей, для выхода в четвертьфинал не хватило толики везения. Казалось бы, чего расстраиваться тренеру после поединка со Швейцарией, когда можно спокойно проанализировать выступление на Играх и наметить дальнейшие пути развития как национальной дружины, так и всего отечественного хоккея.
Но нет, на горизонте вдруг нарисовались “голые финки”, которых Михаилу Михайловичу будут теперь припоминать, наверное, не реже рижской олимпийской квалификации-2005. В итоге накануне выборов нового руководителя федерации котировки экстравагантного специалиста резко упали. А вслед быстро забылись и захаровские “январские тезисы”: “Юность” — в КХЛ, для ОЧБ — сокращение количества клубов до десяти плюс возрастной ценз 25 лет, а к 2014 году — 23.
Устав сражаться с толпой оппонентов, Захаров, словно раненый хищник, на время залег в берлогу. Чтобы, как выяснилось недавно, поднакопив сил, начать новое наступление. Тут же развернулась очередная кампания по продвижению в КХЛ “Юности”, а параллельно и кардинальных реформ ОЧБ. Очередная попытка протолкнуть давно задуманное удалась отчасти: замыслы омоложения национального первенства были одобрены большинством руководителей и наставников клубов чемпионата страны на отметке “28 лет”.

Колода замусоленных карт

К каким последствиям приведет революция, затевавшаяся в первую очередь для создания теплицы по взращиванию резерва команд КХЛ, сейчас судить трудно. Не исключено, что, оставшись без вожделенного Востока и оказавшись перед собственноручно установленным возрастным шлагбаумом, Михаил Захаров найдет обходные пути. Если изучить состав чемпионов страны, несложно обнаружить в нем 19 хоккеистов, попадающих под лимит. Для сравнения, у финалиста “Немана” в завершившемся сезоне засветилось 13 игроков 1982 года рождения и старше. У солигорского “Шахтера” — 11, жлобинского “Металлурга” — 14, “Гомеля” — 11, “Бреста” — 9, “Витебска” — 7, новополоцкого “Химика”-СКА — 14, бобруйского “Шинника” — 10, “Могилева” — 5.
А ведь изначально потолок планировали установить на отметке “1985 год рождения”. Тем самым к когорте 123 человек добавился бы отряд из еще 32 штыков.
Противники введения возрастного ценза напирают на то, что подобные меры противоречат Конституции и праву человека на труд. Кроме того, бывшие хоккеисты, нынче массово перешедшие в тренеры, без устали повторяют, что смотреть необходимо не в паспорт, а на то, как игрок выглядит на льду.
Понять можно. Тем более что после нововведений практически всем наставникам придется кардинально пересмотреть взгляды на построение учебно-тренировочного процесса, если хотите, на философию своей деятельности. Ведь не секрет, что в период обильных финансовых вливаний отечественный тренерский цех остановился в своем развитии. Кого из плеяды молодых специалистов можно выделить? Едва ли не каждый из вчерашних игроков сборной, сменив клюшку на тренерский планшет, пошел по простому пути — скупке уже готовых исполнителей да зазыванию легионеров. Оно и понятно: именно эта прослойка позволяет дать сиюминутный результат. В то время как ставка на молодежь чревата болезненными поражениями и выпадением из касты избранных и сытно кушающих.
Между тем, как видится, ничего страшного в принятых нововведениях нет. Уже потому, что пока разрешено включать в клубный ростер аж семерых сверхлимитчиков. По большому счету, произойдет лишь перераспределение возрастных хоккеистов между клубами. Что также вполне привычное явление для белорусского первенства. С тем лишь отличием, что отныне руководители команд будут внимательнее изучать давно кочующих из города в город гастарбайтеров, дабы отобрать лучших из оставшихся.
Есть, конечно, еще один вариант. Начать работать с молодыми, а не гнаться за мгновенными победами. Михаил Захаров, Алексей Щебланов, Андрей Расолько, Олег Хмыль, Андрей Гусов, Андрей Скабелка, Александр Гавриленок, Юрий Файков, Олег Микульчик, Эдуард Занковец, Василий Панков, Александр Андриевский, Олег Романов, Андрей Ковалев. Это неполный перечень вчерашних хоккеистов, по завершении игровой карьеры попробовавших свои силы в тренерском деле. Разве они в бытность “салагами” с первых же матчей стали демонстрировать хоккей экстракласса? Или им все-таки помогли выйти на высокий уровень, оказывая доверие и не усаживая на скамейку после первой же ошибки? Так что же мешает молодому поколению наставников слепить несколько ярких исполнителей, а не рассуждать без устали о скудности отечественного хоккея на таланты?..

Верный стимул

“Напихать и обучить”. Эти слова также часто можно услышать в беседах с отечественными специалистами и тренерами. Мол, в отсутствие опытных бойцов некому будет поставить на место зарвавшихся или начавших “косить” от работы юнцов. Вместе с тем ужесточение возрастных требований к игрокам как раз способно стимулировать внутрикомандный “воспитательный процесс”. Ибо обязательно приведет к тому, что хоккеисты, перешагнувшие 28-летний рубеж, окажутся перед выбором: либо конкурировать среди себе подобных за право продолжать карьеру, либо уезжать за границу в поисках новой “денежно обильной Беларуси”, либо вешать коньки на гвоздь и искать себя в обычной жизни. Введение этакого “искусственного отбора” позволит оставить самых-самых, которые и смогут чему-то научить подрастающее поколение, а не приедут в Беларусь на годик-другой подкосить “капусты”.
Затронем и юридический аспект. Противники нововведений, то и дело ссылающиеся на нарушение конституционных и прочих прав человека, должны знать о том, что подобные меры давно приняты и успешно функционируют в Северной Америке. Тамошняя АХЛ, являющаяся кузницей кадров не только для НХЛ, но и для ряда европейских чемпионатов, давно ввела схожие ограничения. Правда, в отличие от белорусского возрастного “ноу-хау” заокеанские “революционеры” некогда установили предельные нормы по количеству сыгранных хоккеистом матчей на высшем уровне. В АХЛ существует лишь, скажем так, нижний возрастной потолок: на 15 сентября, день, когда открываются тренировочные лагеря команд второй по рангу заокеанской лиги, игроку должно исполнится 18 лет. В остальном же руководители клубов при формировании составов на сезон больше времени проводят, подсчитывая количество матчей каждого исполнителя.
Так, согласно требованиям, в заявку на матч из 18 полевых игроков можно включать 12 хоккеистов, на момент старта регулярного сезона не перешагнувших рубеж в 260 матчей на высшем уровне (АХЛ, НХЛ). Плюс еще нескольких с багажом не тяжелее 320 поединков. И лишь оставшиеся вакансии заполняются сверхлимитчиками. И это в Америке, где в суд могут подать только за то, что неправильно посмотрел на собеседника.
О том, насколько действенна заокеанская мотивационная система, можно спросить у братьев Костицыных, Михаила Грабовского, прошедших и проходящих АХЛовские университеты Владимира Денисова, Сергея Колосова. Они наверняка приведут немало примеров того, как бьются за свое будущее начинающие хоккеисты.
Что же мешает и Беларуси аналогичным способом стимулировать спортсменов? Достаточно лишь четко выстроить лестницу перспектив. Дабы парень, как в случае с АХЛовскими бойцами, осознавал, сколько времени у него есть, чтобы добиться хотя бы чего-то в игровой карьере. А по мере приближения к порогу начинал размышлять о том, чем заняться после.

От сухарей к пряникам

Сколько тренеры и специалисты ни будут твердить о финансовой перекормленности и разбалованности юного поколения, это вряд ли даст эффект. Есть, конечно, в среде молодняка приятные исключения, ставящие на первое место спортивные достижения, а пополнение кошелька рассматривающие лишь как сопутствующие победам моменты. Но таких куда меньше, чем хотелось бы.
Винить в любви к деньгам молодежь необходимо вкупе с руководителями клубов. Битва кошельков, инициированная в начале тысячелетия “Гомелем” и подхваченная “Керамином”, “Могилевом”, “Юностью”, едва утихла, как вновь разгорелась с появлением “Металлурга” и “Шахтера”.
Созданные десять лет назад школы в областных центрах только начали давать первые выпуски, как богатенькие “стальные волки” и “кроты” поставили всех перед необходимостью вспоминать канувшие было в Лету времена сражения за игроков. Стоило какому из юнцов выдать хороший сезон, как парня мгновенно начинали обхаживать богатые клубы. Вспомнит ли кто, как весной 2009 года в составе гомельских “рысей” играл Юрий Елисеенко? И объяснит ли кто, зачем по окончании того сезона — первого настолько успешного в недолгой карьере — воспитанник новополоцкого хоккея перебрался на жлобинские блага? А уже летом 2010-го был отпущен восвояси с сопроводиловкой “не оправдавший потраченные средства”. А потом пояснит ли, что не заладилось у Елисеенко в ВХЛовском “Сарове” и где заканчивал Юрий этот сезон в Беларуси? А парню всего-то 23 года.
Однако винить во всем исключительно спортсмена не следует. Он, равно как и другие хоккеисты (по мнению специалистов, тренеров или простых обывателей, не соответствующих соотношению “цена — качество”), стал заложником амбиций клубных руководителей. Тем не терпелось как можно быстрее вклиниться в хоккейную элиту страны, и ради достижения этой скороспелой мечты денег не считали.
Поэтому начальникам и придерживающимся схожих взглядов тренерам необходимо не винить в рвачестве молодых ребят, а пересмотреть собственные взгляды на жизнь. Белорусский начинающий хоккеист не терзается сомнениями, если ему дают большие деньги. И меньше всего задумывается о том, заслуживает ли он такого вознаграждения.

Выбор минимален

Возвращаясь к приводившимся выше параллелям между ограничениями, существующими в АХЛ и введенными в ОЧБ, уместно будет продолжить рассуждения и в финансовой плоскости. Не секрет, что во второй по силе заокеанской лиге средняя зарплата составляет порядка 50-70 тысяч долларов в сезон. Чего хватает для удовлетворения минимальных потребностей. И одновременно хоккеист вдвойне мотивирован: в отведенное ему количество матчей парень должен выбиться в НХЛ не только для самореализации, но и для существенного улучшения финансовой стороны контракта.
Никто в Северной Америке никого не заставляет вкалывать с утра до вечера на тренировках, через вечер рисковать здоровьем в АХЛовской мясорубке. Все основано на самосознании: хочешь — стремись, не хочешь — отойди в сторону, уступи дорогу желающим. И нет даже намека на иждивенчество, которое так прижилось в белорусском спорте.
Меж тем с закреплением минского “Динамо” в КХЛ, с перманентными попытками “Юности” оказаться в компании с “зубрами” у отечественного молодняка появляется прекрасная перспектива карьерного роста. И, что немаловажно, она также имеет мотивационные моменты. Это не только возрастное ограничение, но и штатное расписание для клубов экстралиги и высшей лиги, где четко указано, сколько человек и какую зарплату могут получать. Хочешь зарабатывать больше (играть на высоком уровне хоть до 50 лет) — пожалуйста, доказывай, что перерос уровень ОЧБ и пробуй силы в КХЛ. Не получилось либо нет желания — извини, у тебя был шанс, но ты им не воспользовался.
А пугать тем, что с резким омоложением лиги зрительский интерес к турниру упадет ниже плинтуса, нерезонно. Вспомните, какая посещаемость была на “Бобруйск-Арене”, когда костяк тамошнего “Шинника” составляли ребята из молодежной сборной 1989-90 годов рождения. Многие из которых, кстати, благодаря тому трамплину нынче на видных ролях в других клубах, а пять человек уже громко стучатся в двери национальной дружины. И сравните с тем, что наблюдалось на трибунах бобруйского дворца в последний сезон. Порой массовое катание собирало больше народу, нежели матчи питомцев Юрия Файкова в национальном чемпионате.
Что-то подсказывает: в новом сезоне “Бобруйск-Арена” вспомнит об аншлагах. И дело не только в МХЛовском статусе переезжающих на Березину “Минских Зубров”. Азартный, задорный хоккей молодежи куда больше по душе зрителям, нежели прагматичный, а порой и откровенно расчетливый в исполнении состоявшихся, ни к чему не стремящихся игроков. А интересных и способных молодых исполнителей в Беларуси хватает. Пришла их пора…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?