Баскетбол. Владимир Гомельский: от "стены" Ивковича до "брони" Мессины

11:08, 9 сентября 2011
svg image
1530
svg image
0
image
Хави идет в печали

О жесткой критике игроков в трансляциях

Делю баскетболистов на три категории. Есть те, кто мне вообще абсолютно до фени: не верил в них, не верю и верить никогда не буду. Такие исполнители встречаются на просторах любой лиги, в том числе даже в НБА. Обращать на бездарных парней внимание — попусту терять время. Другой тип — игроки от бога. Восхищаюсь ими и как болельщик, и как телекомментатор, и как аналитик. Да, любой представитель пула не застрахован от ошибок, спадов или черных дней, как и каждый живой человек на планете Земля. Но даже в самые кризисные моменты это Баскетболисты с большой буквы. Наибольший же интерес представляет самая немногочисленная категория: спортсмены, которые мне нравятся изначально — по задаткам, интеллекту, желанию работать, умению преодолевать трудности. Когда такие парни выступают плохо, начинаю за них переживать. Сильно, очень сильно. В результате отбрасываю всякий пиетет, сбиваюсь на критику. Чувствую ли себя виноватым? Нет, поскольку в этот момент во мне говорит тренер. На месте наставника в первую очередь посвящал бы занятия совершенствованию именно этих парней. Потому-то в эфире и акцентирую внимание (пусть и в жесткой форме) на слабых сторонах, что требуют корректировки.

Другое дело, бывает больно, когда промахиваюсь с оценкой потенциала. Когда в отечественном баскетболе появился Хвостов, я — старый му**к — первым заорал: «Наконец-то у нас появился второй Еремин! Наконец-то можно восхищаться человеком, равным Стасу по разуму на площадке». Это случилось шесть с половиной лет назад… Сегодня признаю: я ошибся. И мне обидно.

О лучших тренерах Европы

Из тех, кому около 50 лет — возраст расцвета баскетбольного тренера — составил бы тройку на основе итальянцев. Первый, безусловно, Этторе Мессина. Следом, наверное, Симоне Пьяниджани. Разбавил бы компанию апеннинцев Блаттом — он работает в Старом Свете, а потому по базовым критериям подходит в категорию. Дэвид невероятно интересный специалист: из выходцев новой волны, представленных в Евролиге, его наработки признаю самыми прогрессивными.

Совершенно иной коленкор — тренеры старшего поколения, которые уже сделали себе имя. С их авторитетом спорить бессмысленно, поскольку гениальность специалисты многократно доказывали на практике. Дуда Ивкович, Божидар Малькович, Желько Обрадович — сочетание «балканская школа», подразумевающая эталонное качество рулевых, сегодня во многом ассоциируется именно с этими именами.

Что же до тех, кто пока находится в начале пути, посоветовал бы обратить внимание на Женю Пашутина и Кястусиса Кемзуру. Последнего оставлю в списке вне зависимости от результата Литвы на домашнем Евробаскете — он очень перспективный специалист.

О деньгах в баскетболе

Уже не раз доводилось слышать мнение: мол, в топ-турнирах соревнуются бюджеты. Это не совсем так — деньги не выигрывают золотые медали. Другой вопрос, что хорошая материальная база может позволить тренеру собрать тот состав, о котором он мечтает. Сегодня в Европе реально насчитать не более пяти клубов, предоставляющих рулевым подобную роскошь. Да и то бюджеты этих команд не способны на время локаута обеспечить сезонное сотрудничество с Кобе Брайантом или хотя бы трехмесячную аренду Дуайта Ховарда.

Что остается остальным 500 дружинам? Правильно — исходить из того, что есть, и подбирать под имеющийся состав соответствующую тактику. Во многом упрощенную, бьющую по зрелищности и содержательности баскетбола. Болельщики возмущаются, начинают крутить носами от недовольства. Но позвольте! Чтобы поставить раннее нападение, быстрый прорыв или «треугольник», необходимы исполнители со светлыми головами, выдающимися физическими данными и богатым техническим арсеналом. А что прикажете делать, коли у меня в команде всего один такой игрок — и то в лучшем случае?! Поэтому тренер мучается по четыре-пять месяцев и ставит самую современную защиту, чтобы добиться побед. Получить же необходимый результат при помощи красивого нападения — как старается это сделать Пьяниджани в «Сиене» — способны только избранные. То бишь те самые пять клубов, о которых говорил изначально.

О том, почему титулы выигрывает оборона

В защите можно научить играть любого. Заставить «качаться», разрабатывать «дыхалку», чтобы 24 секунды сидеть в низкой стойке. Потом выдрессировать работу рук, довести до автоматизма выходы на помощь — и вот она, защита с подстраховкой от 5-го человека со слабой стороны! Самая современная, которая нынче существует. Когда увидел ее у ЦСКА в первый сезон работы Мессины, несмотря на всю свою теоретическую подготовку, три месяца не мог понять принципы, лежащие в основе. А ведь Этторе целенаправленно и кропотливо продолжал ее прививать! Постепенно те, кто не понимал или отказывался доходить своей головой до сути принципов, отправлялись восвояси, тогда как на их место приглашались другие исполнители. Более квалифицированные, имена которых алленаторе всегда называл конкретно. Скажем, требовался пятый человек в дальний угол — и Мессина ангажировал Лэнгдона, потому что Традж прошел школу «Дьюка» Майка Кшишевски и принципы этой защиты выучил на зубок еще в университете. Когда же состав под систему скомпоновался, «стена» Ивковича с подстраховкой от четвертого человека трансформировалась в «броню» Мессины с подстраховкой от пятого. И ЦСКА выиграл три Евролиги и уйму чемпионатов России с ее помощью.

К чему веду? При желании и тщательной подготовке оборону можно поставить любым составом. Да такую, что даже если в составе соперника есть Дуайт Ховард, пользы от оного много не будет. Ведь несмотря на габариты, гиганта можно брать в «бутерброд» и мешать — чтобы при вертикальном прыжке он чуть наваливался или отваливался, получая как итог фол в нападении.

О локауте и путях его завершения

Деньги у владельцев команд есть. Но просто так их никто тратить не будет, поскольку это Америка. Среди тридцати клубных боссов есть трое, а то и четверо магнатов, которым наплевать, приносит прибыль детище или нет. Как сказал когда-то владелец «Лейкерс» Джерри Басс: «С детства мечтал общаться с богатыми молодыми людьми. Теперь, когда хочу поговорить с юными миллионерами, захожу в раздевалку «Лос-Анджелеса». Он постарел, но до сих пор так шутит. Равно как и его дети, продолжающие дело. «Лейкерс» для его сыновей и дочери — гордость, имидж, лицо. Деньги же семья делает на недвижимости и химии.

Но клан Басс — это узкая прослойка миллиардеров. А куда деваться оставшимся 27 клубам? Если поделить совокупный доход лиги в том размере, который требует сегодня профсоюз игроков, рентабельность владельцев упадет до 15-16 процентов. И это их не будет устраивать, поскольку подобный бизнес в Штатах считается бесперспективным. Особенно для таких патронов как Дэвид Стерлинг — «Клипперс» кормит его семью. Именно поэтому калифорнийцы никогда ничего не выиграют, но в то же время будут последней командой, когда-либо ушедшей в минус

Справедливость лежит на отметке 50 процентов. Поделите выручку пополам и привяжитесь к итогам прошлого финансового года. В таком случае вы можете подписать новое коллективное соглашение хоть на десять лет сразу. Ведь там не будет указан какой-либо конкретный цифровой потолок типа тех 63,5 млн., что фигурируют в ведомостях нынче. Во всех документах будет прописано, что между 30 клубами будет разделена сумма, составляющая 50 процентов от совокупного дохода НБА. И если эта цифра не устроит игроков, сторонам следует пожать друг другу руки и закрыть лигу.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?