Эксклюзив. Евгений Артюхин: я не тафгай!
— Евгений, СКА уступил минскому “Динамо” по делу?
— В общем все объяснимо. Проводили последний матч выездной серии, в предыдущих затратили много сил, очень устали. Сказались и разница во времени, и перелеты. Может, надо было активнее действовать с начала матча. Хотя в принципе создавали моменты, но шайба в ворота соперника упорно не шла. Но ничего страшного не произошло. Надо сделать правильные выводы, разобрать ошибки и двигаться вперед.
— Ваше удаление в первом периоде реализовал Ярослав Обшут. Корите себя?
— Конечно, расстроился. Но в то же время считаю, что не сделал ничего такого, чтобы заработать штраф.
— Игра соперника впечатлила?
— Команда с потенциалом. К тому же при такой поддержке, как на вашей “Минск-Арене”, “Динамо” просто обязано хорошо играть.
— Где лучше болеют: в Питере или Минске?
— Ха, у нас тоже отличный суппорт! И наш Ледовый дворец тоже постоянно забивается до отказа.
— Насколько на результат повлияло отсутствие лидеров — Афиногенова, Торесена, Вайнхандля, Рыбина?
— Разумеется, их не хватало. Но и молодые ребята, получившие больше игрового времени, смотрелись здорово. Просто не везло.
— Часто бываете в Беларуси?
— Редко. Пару раз приезжал на соревнования по борьбе посмотреть за выступлениями старшего брата, поддержать его на сборах. Потом Сергей закончил, и я прекратил визиты.
— Правда, что в межсезонье вы могли оказаться в минском “Динамо”?
— Да, разговаривали с руководителями белорусского клуба. Предлагали весьма хорошие условия, и я был действительно заинтересован. Однако на тот момент уже достиг договоренности со СКА о продлении контракта. Дал слово, что подпишу соглашение с армейцами, и не смог подвести. По прошествии времени не жалею, что остался в Питере.
— Ваши внушительные антропометрические данные — это наследственное?
— Да, гены сказались. Спасибо родителям — маме и папе, они у меня тоже не маленькие. Хотя я не просто так вырос — занимался и развивал себя. Как говорится, труды не прошли даром. Определенную роль сыграл и брат, с которым вместе ездил на сборы борцов. Сергей старался следить за мной, давал интересные физические упражнения. Мы вдвоем частенько отрабатывали различные приемы. Так что брат принял непосредственное участие в моем становлении.
— Если сравнивать вас обоих, кто здоровее?
— Брат всегда говорил, что я. Он считает, что по физическим данным я был бы неплохим борцом в тяжелом весе.
— На странице в “Википедии” про вас написано: известен сверхжесткой манерой игры на льду. Не врут?
— Чистая правда, люблю жестко играть. Можно сказать, это моя стихия, стиль, от которого никогда не отходил и не собираюсь.
— Догадываетесь, кто самый тяжелый хоккеист в КХЛ?
— Понятия не имею.
— Это вы.
— Ха-ха! Даже не знал. Впрочем, у меня нет лишних килограммов. 116 кэгэ — мой рабочий вес.
— Тем не менее кроссы бегать не любите.
— Ну да. Считаю, для таких габаритных парней, как я, они бессмысленны.
— После одного из матчей защитник московского “Динамо” Илья Горохов сравнил вас с летающей бетономешалкой. Не обидно?
— Нисколько. Наоборот, воспринимаю как образный комплимент.
— Сколько раз в карьере били стекла на площадке?
— Не считал, но случаи были. Слава богу, ни один не привел к плачевному исходу.
— Можете назвать свои слабые стороны?
— Безусловно, они есть, как и у любого даже самого великого спортсмена. Однако не уверен, что каждый хочет о них говорить. Вот и хотел бы оставить минусы при себе. А то люди почитают и потом надавят на слабые места.
— Как силовому нападающему вам должна импонировать игра на маленьких “коробках”.
— Когда выступал за океаном, нравилось. С другой стороны, уже привык играть на “большом” льду, а переход дается трудно. Вот недавно ездили в Попрад — там площадка построена по североамериканскому образцу. Если честно, чувствовал себя не в своей тарелке. Хотя в плане зрелища игра на узких площадках более привлекательна и интересна. Так что если КХЛ решится на переход, это будет оправданно.
— На льду вы выглядите угрожающе. А в быту?
— Полная противоположность: спокойный, адекватный, добрый человек. Окружающие не жалуются. А то, что на площадке агрессивен, так это ж хоккей.
— Часто поддаетесь на провокации?
— Не сказал бы. Я довольно терпелив, хотя, когда вижу несправедливость, стараюсь не бездействовать. В апреле на одном из этапов “Евротура” в матче с финнами захлестнули эмоции. Присутствовала хоккейная злость, очень хотелось поехать на чемпионат мира, поэтому и сошелся один чуть ли со всей пятеркой соперника. Ничего страшного не случилось, просто заступился за товарища по команде.
— Кто для вас в детстве был хоккейным кумиром?
— Откровенно говоря, не было конкретного хоккеиста, действиям которого старался подражать. Нравились многие — в основном россияне, блиставшие в НХЛ: Павел Буре, Сергей Федоров, Игорь Ларионов, Александр Могильный. Запомнился еще Эрик Линдрос из “Филадельфии”. По фактуре он похож на меня — такой же габаритный форвард. Марио Лемье творил на льду что-то невероятное… Так можно перечислять до бесконечности, но единственного и неповторимого кумира не имел.
— 28 лет — золотой возраст для хоккея?
— Пожалуй. Хотя по себе чувствую, что мой расцвет только начинается. Кто-то поспорит, но я считаю, что еще не достиг пика. Надеюсь, место для прогресса осталось, а желания выйти на новый уровень хоть отбавляй.
— Хоккей — дорогой и травмо- опасный вид спорта. Никогда не жалели, что занялись им, а не чем-нибудь другим?
— Нет. Напротив, благодарен родителям, что отвели в хоккейную секцию. Сейчас задумался и даже не могу сказать, чем бы занимался, если бы не хоккей. Мыслей “все, с меня хватит, пора заканчивать” никогда не возникало.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Ничем особенным: бытовая банальщина и отдых. Игры и тренировки прилично выматывают — много времени уходит на восстановление сил. У меня даже нет такого хобби, которым занимался бы с неподдельным интересом.
— А как же рыбалка?
— Я не особый фанат этого дела. Хотя, когда в отпуске приглашают в хорошую компанию, не прочь поехать. А чтобы самому стать организатором такого выезда — это не по мне.
— Вам свойственно такое человеческое чувство, как зависть?
— Нет. Считаю, это плохое качество, и, если оно есть, с ним надо бороться. Помню, как родители в детстве всегда наставляли: никогда никому не завидуй. Стараюсь придерживаться их совета. Если же кто-то живет лучше, то только порадуюсь.
— В декабре 2010-го СКА перехватил эстафетную палочку у “зубров” и выиграл Кубок Шпенглера. Почему в этом году СКА пошел по стопам предшественника и также решил отказаться от защиты титула?
— Хороший вопрос, но его лучше адресовать руководству. Наверное, в клубе посчитали нецелесообразным повторное участие. Я же считаю, что швейцарский турнир приносит только лишние хлопоты под Новый год. Вместо того чтобы провести это время с близкими и родными, ты где-то вдалеке играешь неофициальные матчи и отмечаешь по сути семейный праздник без семьи. К тому же календарь составлен таким образом, что выходить на лед приходится каждый день, что очень выматывает. Считаю, было бы полезным сэкономить силы, тем более тогда, когда команда готовится к решающим матчам в регулярном чемпионате и плей-офф.
— Почему СКА, из года в год собирая звездную команду, никак не добьется чего-то значимого?
— Могу судить только по прошлому сезону, перед которым перебрался в Питер. На мой взгляд, в минувшем чемпионате у СКА на тренерском мостике не было человека, способного наладить игру и в трудную минуту повести ребят за собой. Не хочу сказать, что приглашение Вацлава Сикоры было ошибкой, но тренера — лидера по духу команде не хватало.
— Нынешний прогресс связываете с приходом Милоша Ржиги?
— Однозначно. В сегодняшнем успехе огромная заслуга Ржиги. При этом полностью поддерживаю нового наставника, решившегося в межсезонье на омоложение состава. Многие ветераны ушли, и в основу стали пробиваться молодые игроки. Раз коллектив добивается результата, значит, перемены оправданы.
— Однако чех часто бывает недовольным, в том числе и вашей игрой.
— Нормально воспринимаю критику и прислушиваюсь, если она по делу.
— Некоторые питерские болельщики недолюбливают Ржигу, который добивался успехов со “Спартаком” — идейным врагом СКА номер один. Вы на чьей стороне?
— Это личные взаимоотношения Ржиги и болельщиков. Я не вправе определять виноватых. Добавлю лишь, что прошло уже достаточно времени, чтобы с этим смириться. Не вижу смысла воевать в преддверии решающего отрезка чемпионата. СКА необходима поддержка болельщиков.
— Кого отнесете к главным конкурентам в борьбе за Кубок Гагарина?
— Затрудняюсь ответить. Хороших команд предостаточно, и уверен, что плей-офф сложится непредсказуемо. Мы просто стараемся закончить регулярный чемпионат как можно выше в таблице, а кто попадется в плей-офф, не так уж и важно. Нельзя выбирать конкретного соперника и быть уверенным, что его точно пройдешь. Тем более были случаи, когда лидеры вылетали уже в первом раунде, и в этом ничего удивительного.
— Для армейцев принципиально завоевать Кубок континента?
— Надо выигрывать и его, и Кубок Гагарина.
— Как вас зовут партнеры по команде?
— По-разному: кто-то по фамилии, кто-то по имени. Биг-Артом никто в СКА не зовет, хотя в Америке это прозвище прижилось.
— Почему выбрали 44-й номер?
— Я родился четвертого числа четвертого месяца. А вообще с этими цифрами связано много совпадений. В Москве жил в 44-й квартире, номера на машине и телефон тоже заканчиваются на две четверки.
— После скандальных событий на матче “Динамо-Минск” — “Витязь” перед белорусским клубом остро стал вопрос о привлечении в команду тафгая. “Полицейские” нужны КХЛ?
— Нет, мы же не в НХЛ с ее многолетними традициями. Это за океаном испокон веков существовали тафгаи. А нам зачем это?
— В этом сезоне вы дрались с Кипом Бреннаном, Дарси Веро и Джошуа Грэттоном. Кто из этой тройки лучший боксер?
— Не знаю, на ринге с ними не встречался. Если серьезно, все разные, тяжело кого-то выделить. Но мне не нравится, что некоторые тафгаи, считающие себя профессионалами, нападают на обычных игроков. Такой подход просто неприемлем. Иное дело, когда хоккеисты находятся в равных условиях. Я не считаю себя тафгаем, но постоять и дать отпор могу.
— Летом в Риге организовали шоу тафгаев “Айсбокс-2011”…
— Очень хотел принять участие, но не успел толком подготовиться. Прошлый сезон выдался насыщенным: КХЛ, чемпионат мира… Поздно закончил, к тому же получил небольшую травму. Не смог вовремя залечить ее, поэтому турнир пришлось пропустить. А вообще подобные шоу приветствую. Зрителям наверняка было интересно посмотреть на хоккеистов на ринге.
— Есть ли вообще те, с кем боитесь сразиться на льду?
— Мне кажется, что никто никого не боится. Другое дело, есть ли смысл сбрасывать перчатки. Драка — потенциальная угроза здоровью. А кому хочется получать травму? Не готовясь, можно провести неудачный удар и сломать кисть. У тех же, кто этим занимается профессионально, все четко отработано и поставлено.
— Как относитесь к стилю чеховского “Витязя”?
— В политику других клубов стараюсь не вмешиваться. Единственное, что могу сказать, — с количеством тафгаев у “Витязя” явный перебор.
— Кого считаете лучшим хоккеистом КХЛ?
— Много достойных. Кого-то одного трудно отметить.
— Евгений Артюхин входит в этот ряд?
— Не буду себе льстить.
— Вы успели поиграть в НХЛ. Какие воспоминания остались от сезонов, проведенных в сильнейшей лиге мира?
— НХЛ — моя мечта с детства, и я счастлив, что она осуществилась. Получал удовольствие от каждой минуты, проведенной на площадке. Если честно, очень скучаю по этой лиге и не исключаю, что когда-нибудь в нее вернусь. Если поступит предложение, обязательно его рассмотрю.
— С кем-нибудь из НХЛовцев общаетесь?
— Дружеские отношения сложились только с Ильей Ковальчуком.
— Кто в этом сезоне завоюет Кубок Стэнли?
— Сложно сказать. Не хватает времени следить за тем, кто как играет. Знаю лишь, что в прошлый раз победил “Бостон”.
— Кто оставил больший след в НХЛ: вы или Андрей Назаров?
— Думаю, Назаров. Все-таки он первый русский тафгай в НХЛ.
— По качеству хоккея КХЛ приближается к НХЛ?
— Уровень в России растет — это точно. В целом видно, что с каждым годом КХЛ прибавляет не только в хоккее, но и в других аспектах — организации, менеджменте.
— В 2003-м вы стали чемпионом мира среди молодежных сборных. Можно ли назвать тот триумф лучшим достижением в вашей карьере?
— Да. После того запоминающегося успеха Россия восемь лет оставалась без золота. Только в прошлом году “молодежке” удалось прервать черную полосу. Думаю, и нынешнему поколению по силам повторить достижение предшественников.
— На взрослом чемпионате мира в Словакии вы провели первый официальный турнир в форме национальной сборной. После четырехлетнего медального периода Россия стала лишь 4-й. Как переживали неудачу?
— Для меня это был большой удар. Впервые попал на топ-турнир, и очень хотелось достойно сыграть. Поэтому сильно расстроился, что пролетели мимо тройки призеров. В целом, считаю, сборной России не хватило везения. По игре мы обязаны быть выше.
— Новый главный тренер Зинэтула Билялетдинов пока не привлекал вас в команду. Считаете, по делу?
— Новый тренер — новый взгляд. Наставнику виднее, кто больше подходит для сборной. Но я не унываю и не теряю надежды заслужить вызов. А шансы есть всегда.
— Почему такой успешный тренер, как Вячеслав Быков, после отставки из сборной нигде не востребован?
— Возможно, он просто решил отдохнуть от хоккея, взять паузу. В любом случае специалист подобного уровня без работы не останется.
— Впереди рождественские и новогодние праздники. Как их обычно отмечает Евгений Артюхин?
— Даже не помню, когда последний раз встречал Новый год с близкими. В прошлый раз играл в Кубке Шпенглера, а до этого выступал в Северной Америке. Поэтому просто очень хочу отметить праздник за ужином в теплой семейной обстановке.
— Что пожелаете себе в новом году?
— Здоровья. А остальное приложится.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь