Знак ПРЕпинания. Конец света начало
Несколько лет назад БАТЭ блистал в Лиге чемпионов, я тоже смотрел каждый матч. А вот Олимпиады, как правило, проходят мимо. Случайно попадал на какие-то трансляции, и, скажу честно, не цепляло. Сколько там наша страна завоевала медалей и на какой строке мирового рейтинга по этому показателю оказалась — фиолетов.
Александр Куллинкович, “ПБ” от 18.11.2011
Доминантой нашего спорта остается идея поехать раз в четыре года на Олимпиаду, и суть экзистенции целых видов свелась к этому “завтра”. Вялый у нас чемпионат по гандболу, где первая команда обыгрывает третью 52:23? Так “чемпионат не главное”, объясняют специалисты, “главная задача — сборная”. Проиграла сборная очередной турнир? А главное не турнир, главное — подготовка к отбору на ЧЕ. Проиграли и отбор на ЧЕ? Но главное-то Олимпиада! И мимо нее пролетели? Тогда следующая Олимпиада! В каком-то виде у нас три спортсмена и два болельщика? Зато вид олимпийский!
Древние греки любили Олимпиады поболе нашего, но их Игры отличались девственной простотой. Никто из атлетов не дышал горным воздухом в специальных камерах, не ездил на сборы в Канаду и Норвегию, не заедал финики кленбутеролом. В начале XX века идея возрожденных Олимпиад была близка духу античных состязаний: всех интересовало, кто из обычных людей способен поднять больший вес и дальше метнуть диск, за какое время человеку по силам пробежать стометровку и на какую высоту дано взлететь.
В наши дни состязания в подобных дисциплинах дают ответ на один вопрос: насколько человек готов искалечить свое здоровье безмерными нагрузками и искусственными препаратами? Глядя на вздымающего центнеры железа атлета, мы едва ли вправе ощущать себя проводниками каких-то светлых идеалов; скорее надлежит спросить себя: а оно нам в самом деле надо?
Греки по Олимпиадам отмечали годы, но тогда не было КХЛ, футбольной АПЛ и женской сборной Норвегии по гандболу. Сегодня они наверняка вели бы календарь по боям Кличко и победам Азаренко.
В XXI веке из программы зимних Игр значительной популярностью пользуются только хоккей и биатлон, из летних — отдельные легкоатлетические дисциплины и игровые виды. А какие могут быть критерии господдержки, помимо народного интереса? И это вопрос не только демократии, но экономической целесообразности: есть интерес — возможна окупаемость. Нет интереса — нет окупаемости.
Нам нужно не казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми.
Эпикур
Говорят, 5 медалей зимой и 25 летом (для простоты будем считать, что они уже завоеваны) повысят имидж страны на международной арене. Имидж — штука важная, что бы там ни думали производители газировки. Беда в другом: уже через два дня после закрытия Игр редкий европеец вспомнит, сколько медалей там завоевали белорусы. Чтобы они помнили дольше — например, неделю, — надо опередить в командном зачете Россию или Великобританию. Собственно говоря, если мы хотели обратить на себя внимание любознательных иностранцев, то и так нашли для этого оптимальный способ — падение реальных доходов населения за считанные месяцы в 2-3 раза прославило нас на континенте почище любых медалей.
Поэтому при планировании разумно ставить во главу угла не олимпизм, а совсем иные факторы: зрелищность и популярность вида — раз; наличие в Беларуси кадрового потенциала и экономических ресурсов для его развития — два.
Логика рассуждения должна быть примерно такой: вот, положим, баскетбол. Популярен он в мире, зрелищен? Да. Есть у нас потенциал? Есть — у женщин. Хватит нам средств? Да — на женщин. Значит, помогаем прекрасному полу: строим залы, поддерживаем школы, стимулируем тренеров, субсидируем клубы, ведем пропаганду. Рассматриваем гандбол, волейбол, теннис — та же песня. К-1, бокс, мини-футбол — только ставка уже на мужчин.
Футбол и хоккей: популярность вне конкуренции, зрелищность высокая, но средств требуют много. Большой футбол — тактически сложный вид, интересный по достижении определенного порога мастерства (это в мини-футболе матч “Гранит” — БТЭУ может быть интереснее финала ЧМ). Вопрос с футболом пока отложим; в хоккее же принята в целом правильная при наших ресурсах схема: лучший клуб в КХЛ, под ним фундамент в виде ОЧБ и МХЛ.
Структура наподобие КХЛ с участием команд из Восточной Европы созревает и на базе женской баскетбольной суперлиги РФ. Возможно, стоило бы и нам взвесить вариант заявки одной столичной и одной провинциальной дружины, должным образом подкрепив поход финансами, инфраструктурой, пиаром.
Такая система, опирающаяся на зрелищность и потенциальный интерес публики — не просто метод распределения расходов. Она станет окупаемой по мере роста благосостояния, когда люди смогут больше платить за билеты, а спонсоры — за рекламу.
Благословен барыш, коль не украден!
Шекспир. Венецианский купец
Дотоле нам надлежит использовать свои преимущества перед чисто рыночными государствами и прийти к четкой и стабильной системе помощи клубам. Ведь следствием финансовой неопределенности оных становится не только дефицит хороших легионеров. Это цветочки. Вам не приходилось удивляться, сколь много в стране эрудированных, красноречивых, живо интересующихся искусством и литературой бухгалтеров, при том что их работа связана с сухой цифирью и нудным бумагомарательством? Парадокс объясним: эта профессия последние 15-20 лет является престижной и высокооплачиваемой, поэтому притягивает таланты. Теперь вернемся к нашим, с позволения сказать, баранам: много ли продвинутых юношей и девушек пожелают связать свою судьбу с ремеслом, где три месяца платят зарплату, потом три месяца не платят, где сегодня ты почетный член общества, завтра проваливший священную миссию кровопийца? Ведь определяя будущее свое или собственного чада, равняться на единичный пример — Алейников, Рутенко, Грабовский — все равно что подавать документы в институт культуры с мыслью: почему бы и нет, у министра культуры зарплата-то недурственная. Понятно, что ориентируются, как правило, на средний уровень. Не здесь ли одна из причин неудачи попыток наладить массовое воспроизводство Левченко, Якимовичей и Белькевичей?
Возможно, господдержку клубам практичнее оказывать напрямую из бюджета — и “откатов” меньше, и предприятиям легче, и регулирование проще, и исключена ситуация, когда обещают 50% одни, а получать свою одну семнадцатую надо у других. Какую-то умеренную дотацию давать всем клубам; другую часть ставить в зависимость от спортивных достижений; третьей поощрять коммерческие достижения — добавлять бонусы за успешную продажу билетов, сувениров, рекламных площадей, еды и напитков, не засчитывая только средства, полученные от торговли игроками (исторический опыт от Хаммурапи до НХЛ и АПЛ показывает, что те, кто торгует своими людьми, получая за это деньги, остаются бедными и слабыми; те же, кто людей приобретает, становятся сильными и богатыми). Четвертая часть: поощрение успехов в континентальных турнирах. Сверх этого ищите спонсоров, которые искренне желают сотрудничать.
Нельзя только премировать за количество подготовленных сборников, как предлагали некоторые. Уж если в футбольной Италии возникали скандальные подозрения, что в сборную приглашают за взятки, можно только представить, что творилось бы в белорусских играх.
Я писал “Бурю столетия” по 3-4 часа в день, работая в гостиничных номерах, когда мы с женой отправлялись в регулярные поездки, чтобы смотреть игру женских баскетбольных команд штата Мэн на выезде — в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии.
Стивен Кинг
В державных начинаниях важна последовательность. Полтора года назад в качестве базового клуба для сборной по баскетболу воссоздали “Горизонт”. Его противоборство с “Минском-2006” подарило нам захватывающий внутренний сезон. Но уже летом игроки из “Горизонта” потянулись обратно за рубеж (другой вопрос, что дружина Буяльского и в обескровленном виде сохраняет какую-то боеспособность); “Минск-2006” потерял всех легионеров и с трудом наскребает десять штыков на заявку. Недолго музыка играла? Зачем тогда вообще было заводить шарманку? А коль завели и мелодия лилась приятная, так почему шаг назад? Ведь мужской-то “Минск-2006” продолжает баловаться Лигой ВТБ, где не выиграл доселе ни одного матча, Еврочелленджем, заявляет вторую команду в высшую лигу, не экономит на американских легионерах…
Мужской баскет — это тоже круто. Но вот вопрос: на какой уровень мы рассчитываем там выйти с нашим потенциалом и ресурсами? России, США? Ха-ха-ха. Франции, Греции, Литвы, Хорватии, Сербии, Испании?.. Тоже вряд ли. Да какая Франция?! Мы в хвосте рейтинга, даже не в середине. Говорят, зато мужской баскетбол популярнее женского. Положим. Футбол в свою очередь, бесспорно, популярнее мужского баскетбола. Тогда отобранные у королев оранжевого мяча средства следует сразу передавать в футбол. Логично?
Странно видеть, как волейбольный “Строитель” без шансов на успех заявляется в чемпионат России, в то время как “Минчанка” постепенно разбегается. Ведь и здесь все заметные успехи связаны с прекрасным полом. Причем так повелось с советских времен — следовательно, налицо строгая закономерность. Вдобавок эволюция технических навыков и атлетизма в мужском волейболе верно ведет к примитивизации игры и снижению зрелищности. Так разумно ли возводить нефтяную вышку там, где нет нефти? Зачем пробивать лбом стену, когда рядом открытая дверь? Еще Эпикур советовал не насиловать природу, а следовать ей. Хватит сильному полу футбола, хоккея, бокса, автогонок, К-1 и так далее.
Удивительно еще, как в погоне за наживой никто не догадался художественную гимнастику под мужской вид приспособить! Видно, костюмчик слишком неподходящий.
Планирование должно быть свободно от иррациональных соображений и предрассудков. И это вопрос не только экономической целесообразности, но и демократии. Недаром мудрый Аристотель, проводя границу между варварами (по мнению философа, неспособными к равноправию и понимающими лишь отношения господина и раба) и цивилизованными народами, за первоочередной критерий предлагал брать отношение к женщине.
Добро достигается по мелочам.
Зенон из Кития
Развитие спорта подразумевает массовость. Каждый любитель — потенциальный болельщик. Болельщик — душа и копейка клуба. Между тем возможности для занятий физкультурой и спортом убывают даже в центре столицы. ДФК “Горизонт”, где к услугам желающих были бассейн, две баскетбольные площадки и тренажерный зал, закрыт на бессрочный ремонт. В гостинице “Беларусь” имелся отличный тренажерный зал и милый бассейн с чистой водой. С чистой, то бишь не с такой, после которой надолго остается въевшийся запах хлора, а владельцев абонементов легко опознать по слезящимся глазам и облезлой шкуре. Зал и бассейн закрыли вместе с гостиницей в конце 2010-го. Спорткомплекс БНТУ по улице Хмельницкого с двумя залами для мини-футбола (гандбола) уже лет пять функционирует по принципу “полгода работаем, полгода ремонт”. В июне там перекопали все подходы к зданию, расставили ограждения — на том деятельность прекратилась.
“Минск-Арена”, “Чижовка-Арена”, их собрат в Бобруйске и другие величественные колизеи — это замечательно. Но они предназначены для профессионалов высокого класса. Открытые площадки нормального качества, крытые залы стандартного формата с небольшими трибунами, бассейны и тренажерные залы создают базу для массового, детского и полупрофессионального спорта, что в свою очередь необходимо для спорта высших достижений. Да и вообще для развития общества. Неспроста на Крите в античный период рабов лишали только двух привилегий свободного человека: носить оружие и посещать спортсооружения.
Говорят, в государстве денег кот наплакал, куда уж эти слезы на спорт тратить. Но если мы для начала сосредоточимся на целесообразном и посильном, обходясь без попыток допрыгнуть до небес и поймать ручей, средств хватит. 2012-й для нашего спорта может стать не концом света, а светлым началом. Любить нельзя помиловать, конец света начало. Как же важен знак препинания!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь