Накануне конференции БФЛА. Бригада и контроль

21:28, 19 января 2012
svg image
2860
svg image
0
image
Хави идет в печали

Другой воспитанник Александра Васильевича — мастер-“международник” Артур Шумак — недавно вступил в должность замдиректора РЦОПа по легкой атлетике.
Базыленко пришел в редакцию с конкретными предложениями по совершенствованию учебно-тренировочного процесса в видах выносливости, которые он когда-то возглавлял.
— На страницах вашей газеты развернулась дискуссия по поводу состояния и перспектив белорусской легкой атлетики, которая не может оставить меня равнодушным. Тем более что в 80-х я в течение восьми лет работал гостренером СССР по Беларуси: курировал спортивную ходьбу и бег на средние и длинные дистанции.

— В те годы белорусы частенько возвращались домой лауреатами топ-состязаний.
— Хочу напомнить вашим читателям, что в 80-90-е годы спортсмены нашей республики добились выдающихся результатов: ходоки Петр Поченчук и Евгений Ивченко, а также бегун-средневик Николай Киров стали призерами московской Олимпиады, Владимир Котов тогда же финишировал четвертым в марафоне. Александр Поташев выиграл чемпионат мира 1991 года в ходьбе на 50 километров, на пьедесталы всемирных и европейских форумов поднимались стайеры Александр Федоткин, Равиля Аглетдинова, Раиса Смехнова и Елена Цухло, ходоки Евгений Мисюля, Франц Костюкевич, Михаил Хмельницкий, Ольга Кардопольцева, Валентина Цыбульская — это же целая плеяда!

— Множественность успехов говорит об их закономерности, системности.
— Один из главных факторов — наличие “золотой обоймы” тренеров-лидеров. Назову (по алфавиту) Александра Агрызкина, Кондрата Думнова, Бориса Дроздова, Игоря Дыбина, Федора Кулаковского, Владимира Кушнарева, Владимира Пологова, Николая Рагилевича, Виктора Сидорова, Валерия Смехнова, Николая Снесарева, Николая Толстопятова, Бориса Хроловича, Александра Чернецкого, Станислава Шапечко… Они, как правило, работали бригадами. На мой взгляд, в наших условиях в одиночку подготовить легкоатлетов мирового уровня в группе выносливости практически нереально: это пустая трата средств, сил и времени.

— В чем прелесть бригадного метода?
— Во-первых, в распределении организационных и методических обязанностей, во-вторых, в творческом сотрудничестве, в-третьих, в преемственности и работе на перспективу. Тренер-лидер обычно был в курсе новых научных и методических разработок, и эти знания в процессе работы становились достоянием его соратника. К примеру, в бригаде тренера-лидера по спортивной ходьбе Хроловича начинал наставническую карьеру Шапечко, сам ставший ведущим специалистом. В бригаде заслуженного тренера Чернецкого набирался опыта Геннадий Нарскин, ныне доктор педагогических наук, возглавляющий Проблемную лабораторию Гомельского университета. Мне кажется важным привлекать в тренерские бригады атлетов, закончивших спортивную карьеру. У них имеется богатейший багаж собственного опыта взлетов, ошибок, падений. И для них это шанс продолжить жизнь в спорте.

— Складывается впечатление, что большинство тренеров работают по старинке, не утруждая себя глубоким анализом и поиском методических новаций.
— Нужно обязать их предоставлять в РЦОП и национальную команду ежемесячные отчеты с кратким анализом выполнения индивидуального плана подготовки спортсмена. А трижды в году, по итогам весны, лета и осени, следовало бы заслушивать аналитические отчеты наставников в рамках установочного сбора и методических конференций. Тогда специалистам пришлось бы докладывать о том, какие результаты достигнуты, и объяснять причины промахов. Поверьте, это подстегнуло бы многих. Кроме того, важно публично поощрять спортсменов и специалистов (тренеров, функционеров, врачей, массажистов) за высокие показатели и достигнутый прогресс. Все сборы на уровне национальной команды есть смысл проводить в едином месте и в одни и те же сроки.

— Все сейчас уповают на два чудодейственных средства: фармакологию и среднегорье.
— Тренировки в среднегорье необходимы уже сложившимся спортсменам высокой квалификации. И не каждый сезон, а за год-два до главного старта — Олимпийских игр. Неумеренное использование фармакологии — не что иное, как стремление облегчить тренировки. В то же время не используются должным образом возможности соревновательной подготовки. Прежде спортсмены группы выносливости стартовали очень много — и в кроссовых соревнованиях, и на смежных дистанциях, и в эстафетах, и в связках. А в тренировочном процессе ведущие атлеты не “болтались” долго в “зеленой”, то есть аэробной зоне, а чаще работали в “синей”, смешанной, а один-два раза в неделю — в “красной”, анаэробной. Нужно использовать и коммерческие старты, если они вписываются в общую канву тренировочного процесса.

— Ходьба — субъективный вид атлетики…
— Вот поэтому нужно наконец подготовить и внедрить в международную комиссию арбитров наших представителей. От этого порой зависит исход самых крупных соревнований. Речь не идет о предвзятости. Просто наличие представителей Беларуси заставит арбитров из других государств более ответственно подходить к решениям относительно белорусов. То есть судейство станет более справедливым. И, конечно же, необходимы семинары для тех, кто судит спортивную ходьбу на внутренних соревнованиях. Ибо вседозволенность на домашних турнирах боком выходит нашим ходокам на международных трассах.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?