Рейтинги спортивных телетрансляций. Белорусская мифология

15:02, 28 февраля 2012
svg image
8117
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сразу оговоримся: не все вопросы нашли ответы. «Информация для внутреннего пользования,» — чаще всего повторяла телефонная трубка. Не секретничало только ОНТ.

Доли белорусских каналов за ноябрь и декабрь 2011 года
Канал Ноябрь Декабрь
ОНТ 29,18 27,51
НТВ-Беларусь 18,24 18,19
РТР-Беларусь 12,60 13,13
Беларусь-1 8,12 8,14
Беларусь-2 4,54 5,17
СТВ 4,71 5,02
БелМузТВ 1,81 2,04
Остальные 20,80 20,80

Заведующий отделом спортивного вещания ОНТ Максим Яссин с удивительной легкостью раскрыл рейтинги и доли интересующих «ПБ» телепередач. Может быть, потому, что ОНТ — самый популярный белорусский канал и ему нечего стесняться? Почти треть всех белорусов, включая телевизор, останавливает выбор именно на общенациональном.

СЛОВАРЬ. Рейтинг — процент телезрителей канала (программы) от числа общей аудитории. Доля — процент телезрителей канала (программы) от числа аудитории, в данный момент смотрящей телевизор.

Спорта на самой востребованной в Беларуси кнопке откровенно мало: гандбольная Лига чемпионов и матчи национальной футбольной сборной, на которые уже открыла охоту Белтелерадиокомпания. Если большой футбол все-таки уйдет на другой канал, поводов для вселенской грусти у ОНТ не будет — последуют разве что имиджевые потери.

Спаренные сентябрьские поединки с Боснией и Герцеговиной, в которых решалось, выйдут ли белорусы в раунд плей-офф чемпионата Европы, по зрительскому интересу сопоставимы с запущенным в то же время сериалом средней привлекательности, как признались на ОНТ. Доля домашней трансляции, стартовавшей в пятничный прайм-тайм (20.20), составила 26 %, рейтинг — 12 %. В это время с белорусской сборной конкурировали:

«Беларусь-1» — комедийно-мелодраматический сериал «Маргоша» и «Панорама».
«Беларусь-2» — лирическая комедия «Привет от Чарли-трубача» и «Белорусское времечко».
НТВ — остросюжетный сериал «Морские дьяволы» и фильм «Дэн».
«Россия-Беларусь» — сериал «Ефросинья» и юмористический концерт «Юрмала-2011».
СТВ — комедия «Киносвидание».

А еще — кнопки помельче и кабельное телевидение. Парни Бернда Штанге достойно сдержали натиск соперников. Хотя «Поле чудес» и «Пусть говорят» по пятницам не обороняются, а атакуют: их доля — 51 %, рейтинг — 22 %.

При более или менее хороших показателях белорусы допустили одну стратегическую ошибку — проиграли боснийцам. Шансы сборной на продолжение борьбы после окончания группового этапа критически упали, и зритель отхлынул от экранов. Доля посмотревших ответную встречу рухнула сразу на шесть пунктов — 20 %, рейтинг — 8,7 %. Прямая трансляция началась во вторник в 21.05. В пору безынтрижья у сборной Беларуси не было никаких шансов против детективного сериала «Глухарь. Возвращение».

В этот же день в 19.00 на газон стадиона «Уэмбли» вышли сборные Англии и Уэльса. За своих у телеэкранов поболели 5,56 миллиона британцев. Если переводить на рейтинг — приблизительно 10 %. В недельном топе ITV, одного из крупнейших каналов Великобритании, трансляция матча сборной тогда заняла тринадцатое место, уступив музыкальному ток-шоу «The X Factor», сериалам «Coronation street» и «Emmerdale» и игровому шоу «Red or black?». Лидирующий выпуск «The X Factor» собрал аудиторию 10,98 миллиона человек (приблизительный рейтинг — 19 %).

Забавно, что гостевые матчи сборной Англии транслирует платный канал «Sky Sports», из-за чего телеаудитория раза в три меньше, чем в случае домашних встреч.

Выходит, белорусы и англичане не такие уж разные.

С гандболом сложнее. Прямая трансляция матча Лиги чемпионов «Динамо» (Минск) — «Пик» годичной давности привлекла внимание менее 10 % включивших телевизор в субботу в 16.20. Затем был матч с датским «Ольборгом» в воскресенье в 16.30 — то же самое. Ясно, почему гандбол показывают в записи в полночь: с чего бы телеканалу заниматься благотворительностью?

По воскресеньям в прайм-тайм запускают шоу «Битву титанов», у которого доля — около 40 %, рейтинг — 25 %. Рейтинга лучше нет ни у одной передачи на канале. Такой же — у «Жди меня». А гандбол и дальше будет выходить в полночь — так кнопкой на пульте проголосовал телезритель.

За рейтинговыми спортивными событиями — к Белтелерадиокомпании. Лига чемпионов, Кубок мира по биатлону, КХЛ, Лига Европы (в меньшей степени) наверняка пользуются народной любовью. Однако документально подтвердить это трудно. Председатель БТРК Геннадий Давыдько, сославшись на конфиденциальность информации, цифры не обнародовал.

БТРК: рейтинги передач — информация для внутреннего пользования

Зато замдиректора Дирекции спортивного вещания БТРК Александр Казюкевич раскрыл относительную популярность спортивных трансляций. Оказывается, рейтинги и доли биатлона значительно выше, чем у КХЛ — временами даже в два раза! В пору турнирных успехов минского «Динамо» и регулярных аншлагов на «Минск-Арене» такой внушительный разрыв выглядит странновато.

Казюкевич объяснил, что никакой загадки тут нет. Хоккей интересен в основном целевой аудитории, а биатлон настолько прост и привлекателен, что вызывает любопытство даже у домохозяек. Причем как женский, так и мужской. Желание белорусов своими глазами в режиме реального времени увидеть, как Даша Домрачева завоюет очередной подиум, понятно. А вот в мужских соревнованиях другой интерес: многие белорусы переживают за российскую команду, некоторые — персонально за Оле-Эйнара Бьерндалена. Так что отсутствие успехов у сильной половины национальной команды для телевизионщиков пока не критично.

Это не мнение, взятое с потолка. БТРК, как и ее конкуренты, сотрудничает с лабораторией «НОВАК», которая занимается социологическими исследованиями в области маркетинга, медиа и общественного мнения. Кроме размера аудитории канала и ее динамики, заказчик получает релевантную информацию о социально-демографических параметрах телезрителей, анализ аудитории телепередач различной тематики и много других полезных сведений. На них, видимо, канал и основывается, делая какие-либо заявления.

О том, насколько популярна Лига чемпионов, БТРК умолчала, уточнив, что ЛЧ бывает разная. Одно дело, когда играет БАТЭ, другое — когда встречаются два гранда, третье — когда против гранда выходит коллектив калибром помельче.

Заместитель генерального директора СТВ Павел Кореневский предположил, что доля матчей Лиги чемпионов колеблется вокруг показателя 10 %. Национальному футбольному первенству такие цифры пока неподвластны. Центральный поединок чемпионата Беларуси собирает долю 5-7 % от общего числа телезрителей, включивших телевизор во время матча. Для СТВ, чья доля среди остальных каналов как раз приближается к 5 %, такой уровень интереса как будто подходит.

Однако провести трансляцию футбольного матча — дорогое удовольствие. В прошлом году каждый поединок обходился СТВ в 23-40 миллионов рублей. В новом сезоне рост цен обещает увеличение стоимости до 40-100 миллионов. А рекламные доходы от матча сулят в лучшем случае несколько миллионов. Белорусские зрители смотрят футбол вовсе бесплатно.

Для сравнения: в Англии правами на трансляцию матчей премьер-лиги, разделенными на шесть пакетов, обладают два платных канала — «Sky Sports» и ESPN (диснеевское спортивное подразделение приобрело пакет разорившейся ирландской компании «Setanta»).

«Sky Sports»в этом двоевластии безоговорочно доминирует, выкупив пять пакетов на пять лет (с 2010 по 2014 год) за 1,6 миллиарда долларов. Это только траты на права трансляции! А ведь нужно еще выехать на 115 матчей за сезон и организовать картинку. И все равно премьер-лига приносит каналу огромную прибыль.

Рейтинги BARB

Хотя из-за платности «Sky» рейтинги матчей чемпионата Англии относительно невысоки. Уточним: относительно крупных бесплатных каналов. Прямая трансляция матча на «Sky» почти всегда собирает аудиторию меньше, чем «хайлайты» тура в передаче «Match of the day», которую транслирует общенациональный канал Би-би-си. В студии сидит легендарный Гари Линекер, предлагая телезрителям посмотреть и обсудить события последнего тура. В этом сезоне к нему в качестве эксперта периодически присоединяются не менее легендарный Алан Ширер и другие известные личности. Их анализу внимают от двух до пяти миллионов телезрителей. А по особым дням — до семи миллионов. Благодаря этому «Match of the day» каждую неделю попадает в топ-30 рейтинга Би-би-си. Интересно, какую аудиторию собирает «Время футбола» на канале «Беларусь-2» и «Столичный футбол» на СТВ?

Оставляя за скобками крупные бесплатные кнопки — Би-би-си, ITV, «Channel 4», «Channel 5», — у матчей премьер-лиги лучшие рейтинги среди всего остального английского телевизионного многообразия.

Вообще английские телевизионщики из рейтингов большой тайны не делают. Организация BARB (Broadcaster’s Audience Research Board), занимающаяся исследованиями телеаудитории Великобритании, с задержкой в восемь дней выкладывает на свой сайт топ-10 самых просматриваемых передач за неделю почти всех транслируемых каналов с указанием количества посмотревших. А в отношении Би-би-си, Би-би-си-2, ITV1, «Channel 4» и «Channel 5» можно ознакомиться и с топ-30.

Комплексом конфиденциальности там почему-то не страдают.

При взгляде же на белорусскую действительность напрашиваются два незамысловатых, но вполне себе глубинных, вывода. Во-первых, в рейтинге самых популярных каналов, транслируемых в стране, на первых строках располагаются те, которые в основном ориентируются на российский контент, из которого полностью изымается спорт. Во-вторых, если выделить «чистокровные кнопки» в отдельный блок, то белорусское общедоступное (то есть не платное) телевидение окажется самым спортивным в мире.

Не потому ли оно и имеет такой низкий рейтинг?..

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?