ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Нация второго сорта? Субьективные заметки на полях биатлонного сезона

14:28, 2 апреля 2003
svg image
1309
svg image
0
image
Хави идет в печали

Потери

Главная потеря — допинговая дисквалификация Вадима Сашурина. И пусть спортсмен взял всю вину на себя, после разбирательства в БФБ остался горький осадок: трагедия скорее всего произошла потому, что не было должного контакта руководства команды с лидером сборной… Впоследствии подчеркнутый формализм по отношению к Сашурину стал не последней причиной увеличения первоначального, щадящего срока отлучения от большого биатлона до стандартного, двухгодичного. И если октябрьское решение ИБУ означало пропуск только лишь одного сезона, то январское — уже двух. Хватит ли духу не просто вернуться, а конкурировать на самом высоком уровне, когда ты не чувствуешь поддержки со стороны команды, за честь которой боролся 10 лет?..

На мироощущении Сашурина существенно сказался и тот факт, что после безмедального выступления в Солт-Лейк-Сити был уволен Владимир Махлаев — наставник, на годы работы которого пришлись самые громкие успехи мужской сборной, в том числе три золотых белорусских финиша на чемпионатах мира. Сейчас Махлаев трудится, поднимая престиж украинского биатлона.

Перемены в женском составе без преувеличения можно назвать текучкой кадров. Подтолкнули закончить карьеру 26-летнюю Ирину Тананайко. Могилевская динамовка — единственная уроженка Беларуси, достигнувшая 10-го места в личных гонках на биатлонном первенстве планеты. Помнится, болгарки Дафовска и Никулчина дали нашей Ирине шутливое прозвище “Тананайко-нуля”, мол, после каких соревнований ни спросишь ее о количестве штрафа, услышишь один и тот же ответ: “Ноль”. Не случайно отечественная спортсменка согласно статистике числилась среди лучших снайперов мира.

Не подписали контракт с 22-летней Еленой Хрусталевой, призером юниорского чемпионата мира-2000, призванной под белорусские знамена в предолимпийский сезон из Красноярска (официальная версия — проблемы со здоровьем). Корреспондент “ПБ” встретила девушку недавно, во время командировки в Ханты-Мансийск: она в ранге новоиспеченной чемпионки Европы вошла в состав сборной России.

Всего год пробегала за Беларусь сибирячка Евгения Куцепалова: Вадим Сашурин незадолго до начала этапов Кубка решил забрать любимую из команды…

Приобретения

И приобретения минувшего соревновательного года оказались как никогда многочисленны: петербуржцы Владимир Драчев и Виталий Перцев, киевлянка Елена Зубрилова с младшей сестрой Натальей Огурцовой и тренером Романом Зубриловым, Лилия Ефремова из Чебоксар и обладательница американской “green-card” Екатерина Иванова.

Слывший еще недавно сильным лыжником в России, Перцев стал призером чемпионата Европы по биатлону среди юниоров. 25-летняя Ефремова пришлась ко двору как первоклассная забойщица многих кубковых эстафет (жаль, что нездоровье помешало ей проверить соперниц на ханты-мансийском форуме).

Вряд ли кто положа руку на сердце признается, что предвидел в приходе 36-летнего Владимира Драчева появление одного из лидеров сезона. Пару лет забвения позволяли лишь надеяться: аксакал укрепит эстафетный квартет. Но второе место в общем зачете Кубка мира спрогнозировать было невозможно. Остается только восхищаться максимализмом динамовского новобранца, величиной его энергетического потенциала и заряженностью на борьбу. Выбор, сделанный многократным чемпионом мира в пользу Беларуси (Драчев сам вышел на главного тренера сборной Александра Попова), принес нашей стране невиданные прежде дивиденды — Кубок мира в эстафетном зачете и 4-е место в Кубке наций.

Роман Зубрилов, тренер и в недавнем прошлом муж одной из сильнейших биатлонисток мира, не найдя общего языка с украинским руководством, решил вместе с воспитанницей покинуть “самостийную”. Вряд ли мы с вами при всем желании докопаемся до сути разногласий. С одной стороны, Елена Зубрилова заявляла, что последние два года была вынуждена тренироваться “большей частью за свои деньги” (“ПБ”, N 100, 9 июля 2002). С другой — нелегко представить, что звезде отечественного спорта, главной надежде страны на Олимпиадах перекрыли финансовую подпитку. Полагаю, следующий факт слегка прольет свет на возможности украинской федерации. Два года подряд по 50 дней подготовки на американском континенте, в том числе и на олимпийских трассах Солт-Лейк-Сити, — о таких возможностях, предоставленных женской сборной Украины, многие гранды могли только мечтать. И, согласитесь, грустно слышать, что обструкции у себя на родине подверглась четырехкратная чемпионка мира в личном зачете, награжденная несколькими государственными наградами (орден Святой Варвары Великомученицы, Орден за заслуги III и II степеней). По мнению Владимира Брынзака, президента украинской федерации биатлона и члена исполкома НОКа, вполне вероятна была следующая ступень признания — звание Героя Украины (спортсмены, имеющие его, наперечет: Сергей Бубка, Ирина Дерюгина, Валерий Лобановский). К слову, звезды Героя Беларуси до сих пор не удостоен ни один представитель биатлона.

Как бы то ни было, Беларусь только выиграла от того, что Зубрилова и ее тренер решили сменить “жовто-блакитный” стяг на красно-зеленый. И вряд ли стоит переживать, что выбор пал на нас (а не на Болгарию либо Румынию), по словам самой Елены, “достаточно случайно” (“ПБ”, там же)… И потому не будем акцентировать внимание на ответе Зубриловой (пресс-конференция 18.03.2003 в Ханты-Мансийске) на вопрос украинского телевидения о том, что для нее — Украина, а что — Беларусь. Наша земля и не претендовала на место родины в Ленином сердце. (Хотя, признаться, как-то режет слух фраза о том, что Беларусь для человека, вышедшего на бой, пусть и спортивный, — всего лишь работа. Страну, которой гордимся, в которой живем, которую стремимся прославить, спортсменка во всеуслышание уравняла со спортклубом…). Добавим только, что Владимир Брынзак на прощание заметил: “Жизнь есть жизнь. Где удобно, там пусть и тренируется. А мы всегда рады ее принять. Тем более что сейчас и в Украине ввели президентские стипендии”.

Надо сказать, надежды украинского НОКа на возвращение Елены имеют основание. По словам Брынзака, “для участия в следующих Олимпийских играх Зубрилова должна была за 36 месяцев до начала состязаний в Турине-2006 отказаться от гражданства Украины”. Время истекло, а никаких действий, по свидетельству украинской стороны, в этом направлении биатлонисткой не предпринималось. Хочется верить, что Владимир Михайлович пошутил, заявив: “Мы имеем право включить Елену Зубрилову в официальную заявку на участие в ХХ зимней Олимпиаде…”

Но уж в чем не приходится сомневаться, так это в том, что Екатерину Иванову, метеором ворвавшуюся на пьедестал чемпионата Европы и сотворившую сенсацию на первом этапе эстафеты чемпионата мира, обратно не заполучат ни Россия, ни США. И пусть она в 1997-м в компании с Ольгой Назаровой и другими россиянками завоевала золотую медаль мирового юниорского форума. Пропустив полный олимпийский цикл, Иванова вправе сама определить свою дальнейшую судьбу. По словам Николая Захарова (“ПБ”, N 32, 25 марта 2003), с просьбой дать попробовать свои силы в белорусской команде девушка подошла к нему в Солт-Лейк-Сити. И пусть будущий муж и нынешний тренер Кати — Cергей Виноградов — гражданин Соединенных Штатов. На закономерный вопрос корреспондента “Советского спорта”: “Не опасаетесь ли, что переедет в США?”, Захаров ответил: “Она уже заигралась за нашу страну. К тому же Катя разочарована Америкой” (пресс-конференция 22.03.2003 в Ханты-Мансийске).

Поэтому отдадим должное БФБ за те усилия, которыми федерация сначала заинтересовала, а потом в полной мере удовлетворила запросы новобранцев сборной.

Тысяча и один вопрос

Но у любой медали, как известно, есть две стороны. Во время чемпионата мира часто приходилось слышать вопрос: а если бы не было Владимира Драчева, Елены Зубриловой, Екатерины Ивановой и иже с ними, что тогда? (Тем более что Драчев всю спортивную жизнь, исходя из его интервью, тренируется по собственному плану; Зубрилова, по свидетельству коллег по команде — и украинской, и нынешней, — и шагу не сделает без указаний приехавшего в Беларусь вместе с ней личного тренера Романа Зубрилова; Иванова с персональным наставником возникла в команде аккурат перед чемпионатом Европы…) Рискну ошибиться, но все же предположу: всеобщего болельщицкого недовольства сборной было бы не избежать. Почему нет огня в глазах Олега Рыженкова? В какой части протокола затерялся Алексей Айдаров? Что творит на стрельбище Рустам Валиуллин? И не пора ли перестать замыкаться при выборе кандидатуры на первый этап эстафеты?

В Ханты-Мансийске неоднократно приходилось выслушивать недоуменные возгласы специалистов по поводу участия первого состава белорусской дружины в чемпионате Европы, проводимом менее чем за две недели до старта мирового форума. Цитаты из интервью Александра Попова о “нетипичном годе” (“ПБ”, N 26, 11 марта 2003) вызывали улыбки. Александр ПРИВАЛОВ, призер ОИ-60, -64, тренер сборной СССР с 1965 по 1992 год: “Первенство Европы проводится для обкатки вторых составов сильнейших команд мира. А белорусы, загнав туда своих лидеров сразу после непрерывной кубковой серии, и настрой победный снизили (все золото личных гонок у мужчин забрала Украина), и выхолостили их понапрасну. Какое удовлетворение принесла Драчеву серебряная медаль чемпионата Европы? Володя не смог обыграть в Италии недавнего юниора Коробейникова, ставшего ненужным в Красноярске и потому уехавшего выступать за Украину…”

Пожимал плечами и наставник сборной Германии Франк УЛЬРИХ, победитель ОИ-80: “По меньшей мере странно, что такой большой спортсмен в прошлом, как Александр Попов, заведомо лишает своих подопечных возможности подойти в наилучшей форме к главному старту сезона — чемпионату мира. Заявление о нежелании нарушать целенаправленную подготовку к Олимпиаде-2006 — не что иное, как политика. Так можно обвинить все команды, завоевавшие медали в Ханты-Мансийске, в недальновидности”.

Не будем столь резки в оценках, но полюбопытствуем, кто же блеснул на чемпионате Европы, кто выдержал, по словам Николая Захарова, “примерку к условиям олимпийского среднегорья” (“ПБ”, N 32, 25 марта 2003)? Чемпионы мира Драчев и Зубрилова, призер Олимпийских игр Айдаров? Но разве они за многие годы выступлений не доказали свою боеспособность на любых трассах и высотах? Екатерина Иванова? Безусловный талант плюс нерастраченная в нескончаемых напряженных сезонах нервная энергия — может, ей стоило появиться сразу на мировом первенстве в Ханты-Мансийске? А остальных что же, пора отбраковывать? Ефремова — 24-е место, Новиков — 26-е, Зикункова — 27-е, Сыман — 32-е, Валиуллин — 38-е…

Результаты соревнований в Форни Аволтри стали тревожным звоночком для поклонников Олега Рыженкова: форма одного из лидеров команды явно пошла на спад (8-е и 38-е места). Ханты-мансийские баталии вскоре подтвердили нежеланное предположение: ни хода, ни стрельбы. Так почему же мы так верили в Олега во время его бега на последнем этапе эстафеты? Ведь что такое жалких пять секунд, отделявших новоиспеченного чемпиона мира Халворда Ханеволда от убегающего со стойки на “бронзовой” позиции приболевшего могилевчанина? От чего же, соотечественники, мы хоть и заволновались, но не позволили уплыть уверенности: кавалер ордена Отечества III степени совершит все возможное и невозможное, но приведет команду к успеху? А ведь, лишь вспомнив трагичный финиш женской эстафеты, можно было и задрожать…

Так не выходят ли на авансцену в пиковые моменты жизненных передряг именно патриотические чувства непосредственных участников действа? Разве не понимал капитан белорусской олимпийской дружины Рыженков, что вся Беларусь, земляки, родные, сын прильнули к экрану, пытаясь вдохнуть дополнительные силы, передать энергию? Да если б смогла почувствовать эту поддержку орденоносец Украины Елена Зубрилова, разве б она остановилась в нескольких метрах от финишной черты, лишь заметив тень Мартины Глагов?.. Вопросы, вопросы, вопросы… И приходят вдруг на ум строки стихов Сергея Есенина: “Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою”

Да, и раньше, еще во времена СССР, в Беларусь прибывали спортсмены из союзных республик. Приезжали кто учиться, кто служить и, понятное дело, выступать. Многие здесь обзавелись семьями, обросли друзьями и связями и в результате осели на белорусской земле, считая ее родным домом, продолжая и после спортивной карьеры трудиться во славу родины. “Мой адрес — Советский Союз” пели тогда… Сейчас другие времена. Беларусь — самостоятельная и независимая страна. По-прежнему готова принять гостей, выразивших желание найти в ней родную обитель. При условии, если не будут угнетаться возможности взращенных на соках отечественной земли талантов. Как же мы радовались первой в истории победе в личных гонках юниорского чемпионата мира 20-летней Людмилы Ананько из Новогрудка! А как много значит 14-е место на этапе Кубка мира 23-летнего могилевчанина Сергея Новикова! Их уже несколько лет пестуют в национальной команде, спасибо тренерам за труд. Но где же другие имена, пусть и не столь яркие? И как трудно ребятам и девушкам проявить себя, когда нет выездов на сборы, смехотворен опыт международных стартов (основную часть соревнований, включая Универсиаду и чемпионат Европы, закрывает национальная команда), не хватает инвентаря и патронов, а повзрослевшая молодежь бросает спорт, так и не дождавшись времени своего расцвета и очереди в первый состав…

Валиуллин из Ульяновска, Драчев, Перцев, Зикункова из Санкт-Петербурга, Зубрилова и К° из Киева, Ефремова из Чебоксар, Хрусталева, Куцепалова, Гелеверя, Назарова из Сибири… Может, для экзотики и престижа прихватить и дальнее зарубежье?

Причем со временем убеждаешься, что не одинока в своем несколько критическом восприятии ситуации. Разве буквально несколько дней назад не выражали свое недовольство небезызвестные Луиш Фигу и Руй Кошта, протестуя против участия бразильца Деко в футбольных матчах за национальную сборную Португалии? Их высказывания обошли телекомпании и электронные сайты мира… И пусть со мной многие не согласятся, но если объявленная главным тренером сборной цель конвейера, поставляющего в национальные команды редких звезд и большого количества фигур значимостью поменьше, — “сломать аутсайдерскую психологию второсортности” (“ПБ”, N 26, 11 марта 2003), то итог сложившейся практики можно квалифицировать и как политику воспитания комплекса неполноценности у белорусов.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?