Солнечно! Ради чувства жизни
Интерес к биатлонистке, до последнего этапа Кубка мира сражавшейся с легендарной Магдаленой Нойнер за обладание Большим Хрустальным глобусом, был проявлен со стороны не только спортивных СМИ. Возможно, отсюда и довольно большое количество банальных и наивных вопросов к белорусской звезде мирового уровня, но такова была ее участь в среду — удовлетворить масс-медийный интерес к своей персоне. И к этой обязанности Дарья отнеслась в высшей степени добросовестно.
А вошла Даша в конференц-зал как настоящая победительница — в белых перчатках! Хотя, впрочем, они несли защитную функцию, ибо в руках минчанки находились два ее трофея — Малые Хрустальные глобусы за победу в общих зачетах “пасьюта” и масстарта. Биатлонистка, пользующаяся большой популярностью у европейских журналистов, была, как всегда, обворожительна и стройна. Она сразу сразила аудиторию открытой неподдельной улыбкой. Казалось, чемпионка мира сама была в легком смятении от количества представителей прессы, но рядом с ней находился главный тренер женской сборной Беларуси по биатлону Андриан ЦЫБУЛЬСКИЙ, топонимика которого свидетельствовала только об одном: не дрейфь, Даша, прорвемся, а если что — я помогу.
Вступительное слово второй биатлонистки мира по итогам кубковых стартов было предельно кратким и проникновенным:
— Огромное спасибо всем, кто нашел время и пришел на эту встречу. Со своей стороны мне остается только с готовностью ответить на все ваши вопросы.
— Дарья, в прошедшем сезоне вы завоевали два Малых Хрустальных глобуса. Это предел мечтаний, или внутри вас все же точит червячок неудовлетворенности?
— Нет, никакого червячка я в себе не чувствую. Досада меня не гложет, наоборот, есть ощущение хорошо сделанной работы. Этот сезон — пока лучший в моей карьере, но впереди еще много дел. И главное, мне еще есть куда расти в плане совершенствования мастерства.
— Вы можете сформулировать, за счет чего Магдалена Нойнер обыграла вас в борьбе за Большой Хрустальный глобус?
— Н-да… Непростой вопрос… Вы, наверное, понимаете, что немка относится к числу соперниц, с которыми приятно бороться, а соревноваться — одно удовольствие. В сезоне по общему количеству баллов она меня опередила, значит, провела розыгрыш Кубка мира лучше. В биатлоне общий результат складывается из множества компонентов. Так и борьба за Большой Хрустальный глобус — конечный узор калейдоскопа появится только на финише.
Андриан ЦЫБУЛЬСКИЙ: Если можно, помогу Даше. Магдалена Нойнер — великая спортсменка. В большой спорт она запрыгнула сразу и высокие показатели стала демонстрировать, что называется, без раскачки. Даша — несколько иной типаж. К своему главному олимпу она идет чуть медленнее, но зато увереннее. А 28 очков преимущества немки над белоруской при том, что они обе уверенно преодолели барьер в тысячу очков за сезон, укладываются в статистическую погрешность. Случилось так, но вполне могло быть иначе.
— Андриан Алексеевич, планируются ли изменения в составе женской команды на будущий сезон?
— Последние два года мы очень плотно занимались селекционной работой, дабы вовремя сформировать состав, который будет вести подготовку к Олимпиаде 2014 года в Сочи. В итоге эти семь человек определены, и я даже могу назвать их имена. К зимним Играм уже с этого года начнут готовиться Дарья Домрачева, Анастасия Дуборезова, Надежда Скардино, Людмила Калинчик, Ирина Кривко, перенесшая операцию на колене Надежда Писарева и совсем молодая спортсменка из Могилевской области 16-летняя Динара Алимбекова, с которой мы связываем хорошие перспективы.
— Возвращаясь к теме Нойнер… Дарья, признайтесь честно, вы рады, что завершившийся сезон стал для Магдалены последним?
— Этот вопрос мне задают постоянно. От чистого сердца скажу, что никакой бешеной радости от ее ухода из биатлона у меня нет. С ней было интересно сражаться, ее было здорово побеждать. Удовольствие от нашего противостояния получали многочисленные болельщики по всему миру, поэтому завершение Магдаленой карьеры — это, безусловно, огромная потеря для вида спорта. Конечно, жалко, что она приняла такое решение в расцвете таланта, но это ее жизнь, ее право устраивать судьбу по-своему. Давайте будем уважать выбор великой спортсменки.
— У вас состоялся последний разговор с Нойнер, и выпили ли вы с ней по чашке кофе?
— Нет, кофе мы с ней так и не попили. Но на прощание поговорили. Она пообещала, что будет по возможности приезжать на этапы Кубка мира и обязательно скучать по нам и по биатлону.
— В Беларуси есть еще одна спортсменка, которая в нынешнем сезоне также постоянно радовала болельщиков высокими результатами, как и вы. Речь о Виктории Азаренко. Как-то в “Твиттере” она поздравила вас с победой на чемпионате мира. Какие вообще у вас отношения с первой ракеткой мира?
— С Викой мы познакомились на приеме у президента страны, так что виделись всего один раз. Но даже та короткая встреча позволила убедиться, что Вика — приятная девушка. Конечно, я слежу за ее успехами, радуемся за нее всей командой.
— Если быть точным, сезон для вас еще не закончен. 7 апреля в “Лужниках” вам предстоит участие в “гонке чемпионов”. Готовитесь к ней серьезно или как к показательному выступлению?
— Большинство спортсменов относятся к подобным мероприятиям как к шоу. Я их называю “веселые старты”. Они заряжают бодростью и хорошими эмоциями. А насчет подготовки… Сами видите, за окном у нас снегом и не пахнет. То есть дома кататься на лыжах нет никакой возможности. При случае пытаюсь покрутить велосипед, позаниматься на тренажерах. Это все, с чем поеду в Москву.
— Всем хорошо известны скандальные высказывания Вольф- ганга Пихлера, когда тренер сборной России обвинял вас в применении допинга. После вашего возвращения в Минск выяснилось, что впоследствии он лично перед вами извинился. Как вы себя при этом чувствовали, когда приходилось смотреть в глаза человеку-лгуну?
— Мне не был в тягость наш разговор. Абсолютно никакой обиды на него не держу. Подобные слова вызывают у меня скорее жалость к людям, которые такое говорят. Это свидетельствует об их слабости, неумении изменить ситуацию к лучшему. У того же Пихлера существует масса проблем, возникших в результате его руководства российской командой. Наверное, его даже можно понять. Желаю Вольфгангу крепкого здоровья и камня за пазухой не держу. Что касается нашего разговора с глазу в глаз, то он сразу открестился от этих слов, заявив, что все это выдумки журналистов. Но я-то знаю, что такое заявление было. Видно, не хватило духу отстоять свою позицию, что лишний раз говорит о его слабости. Для меня же главное — быть уверенной в собственных силах и знать, что если я побеждаю, то только благодаря затраченным усилиям, а не запрещенным препаратам.
— Даша, в городе Нягань Ханты-Мансийского автономного округа, где ты жила ребенком, родилась Мария Шарапова. Вы когда-нибудь встречались?
— Никогда. Как-то не довелось… Возможно, наша встреча еще впереди.
— В “гонке чемпионов” фигурируют довольно приличные призы — автомобиль “Тойота” и 25 тысяч долларов. А для вас какой подарок за победу был бы самым приятным?
— Мой самый большой подарок — это те эмоции, которые сопровождают в гонке, а потом на церемонии награждения. Их не купишь ни за какие деньги и больше нигде не испытаешь. Ради эмоций, ради улыбок людей и стоит работать.
— Даша, вы такой убежденный альтруист?
— В каком смысле?
— В прямом.
— Ну… Материальные блага — это тоже очень важная составляющая любого труда. И все же для меня первично нематериальное. Самое важное в моей жизни — чувствовать саму жизнь.
— Самой дорогой вашей победой в сезоне можно назвать викторию в Рупольдинге, когда вы стали чемпионкой мира в гонке преследования?
— Пожалуй, нет. Для меня более важны две победы на этапе Кубка мира в Ханты-Мансийске. Все же это были заключительные гонки долгого сезона, когда у всех без исключения спортсменок присутствовала накопившаяся усталость на фоне серьезного нервного напряжения. И меня очень порадовало то, что в данных обстоятельствах я смогла доказать свою состоятельность в “пасьюте” и масстарте, завоевав два Малых Хрустальных глобуса с минимальной разницей в очках.
— Даша, во время выступлений за рубежом чувствуете ли вы поддержку болельщиков, и как относитесь к тому, что многие из них выходят на трассу с негосударственным бело-красно-белым флагом?
— Поддержку болельщиков я ощущаю постоянно, где бы ни бежала. Очень приятно, когда белорусы специально приезжают на соревнования, чтобы сопереживать своей соотечественнице. Что касается второй части вашего вопроса… Понимаете, я защищаю цвета государственного красно-зеленого флага. Именно его поднимают на флагштоке во время церемонии награждения, когда удается подняться на высшую ступень пьедестала. Мне кажется, спорт должен быть вне политики. Именно поэтому я счастлива всякий раз, когда наши люди радуются моим удачам и неудачам вне зависимости от их политической окраски и убеждений.
— Вопрос и к Андриану Алексеевичу. В нынешнем сезоне произошел прорыв лидера белорусской сборной в биатлонный космос: преодолен гроссмейстерский рубеж в тысячу очков, наша биатлонистка до последней гонки реально претендовала на завоевание Большого Хрустального глобуса. За счет чего спортсменке удалось провести весь сезон без спадов?
— Если вы проследите ее динамику на протяжении последних шести сезонов, то сможете убедиться — прорывом нынешнее второе место Даши в общем зачете Кубка мира назвать нельзя. И в интернете довелось прочитать, мол, в этом году Дашина “функция” поднялась на небывалую высоту. Это не совсем верно. И по результатам прошлых лет она всякий раз входила в тройку лучших по лыжному ходу. Просто Домрачева постепенно, шаг за шагом, подбиралась к тем вершинам, что покорились ей в уходящем сезоне. Будут у нее и другие вершины, и к ним она постепенно подберется. Резервов для улучшения различных показателей у нее огромное количество. Относительно сезона без спадов… Даша — такая спортсменка, которая запросто может выдерживать нагрузку полного цикла, без ухода в функциональные ямы. Многие биатлонистки в сборной Беларуси не обладают такими способностями, поэтому в отношении к ним применима практика подводки к главному старту сезона. Дарья здесь выступает как исключение из правил.
— Чемпионке мира есть что добавить?
— Не думаю, что сейчас произошло нечто из ряда вон выходящее. И по ходу прошлых сезонов мне удавалось пройти кубковый календарь примерно на одном уровне, без сильных спадов и ям. Еще с детства у меня не было шараханий в результатах — ни особых взлетов, ни заметных падений. Разве что серьезные заболевания могли помешать поступательному движению вперед. Просто ныне мой так называемый средний уровень оказался довольно высок.
— После двух медалей, завоеванных на чемпионате мира в Рупольдинге, после вашего второго места в общем зачете Кубка мира как изменилось отношение к вам со стороны биатлонной тусовки? Вас стали бояться, опасаться, любить, ненавидеть?
— Хм… Даже не задумывалась над этим… Честно говоря, не заметила особых перемен в отношениях с коллегами в ходе сезона. Пихлера, с вашего разрешения, оставим за скобками. Большинство иностранных тренеров признали совершенной мою технику лыжного хода, ко мне опять же возросло внимание со стороны прессы, появилась интрига — сможет ли белоруска выдержать кубковую гонку с Нойнер. Не исключаю, что меня стали ставить в пример юным биатлонисткам. Но уж чего точно не ощущала со стороны других людей, так это злости и ненависти в свой адрес. Не заслужила, наверное…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь