Анатолий Байдачный. Конфузы “Камп Ноу”

21:12, 5 апреля 2012
svg image
3489
svg image
0
image
Хави идет в печали

За нынешними тренерскими свершениями мало кто помнит времена, когда Анатолий Николаевич еще вспахивал шипами бровки советских газонов, когда бегал по полю, а не по технической зоне. Судьба распорядилась так, что его игроцкий век оборвался внезапно. Летом 1979-го минское “Динамо” встречалось с московским “Спартаком”. Звезда легендарного голкипера Рината Дасаева тогда только восходила на футбольном небосклоне. Но в тот день 22-летний вратарь сыграл роль вершителя чужой судьбы. Столкновение Байдачного и Дасаева стало приговором для первого. Врачи констатировали: колено 27-летнего спортсмена больше не способно переносить серьезные нагрузки…
Сам форвард позже признается, что на Дасаева и не думал обижаться, но состояние безысходности пережил. Даже долгое время снил: колено снова здоровое, он тренируется и выходит на поле вместе с партнерами…
Байдачный, нет сомнений, звездил бы еще с десяток лет. Он вообще ворвался на футбольные просторы огромной страны, как метеор. В 17 дебютировал в основе московского “Динамо”, в 19 — стал серебряным призером Кубка обладателей кубков и вице-чемпионом Европы. Юркому правому вингеру пророчили славу лучшего советского форварда всех времен…
Анатолий Байдачный продолжает серию рассказов “Матч моей жизни”. Игра, выбранная для повествования, одна из самых странных в истории. Впервые команда из СССР пробилась в финал европейского клубного турнира, но финал этот не доиграла. Действо, происходившее в Барселоне, было сорвано болельщиками шотландского “Рейнджерс”.
— Розыгрыш Кубка кубков-1971/72 тем и запомнился, что советский клуб впервые в истории добрался до финала европейского турнира. Эмоции переполняли исключительно восторженные. Решающий матч, конечно, уже навсегда войдет в историю футбола. Мне, например, никогда не доводилось видеть подобного: ни до, ни после матча против “Рейнджерс”.
Но случилось нам сыграть в тот памятный год еще и увлекательный полуфинал с берлинским “Динамо”. Тогда против немцев выглядели здорово, только без приключений не обошлось. В первом гостевом матче вели 1:0: я прорвался по флангу и выдал точную передачу на Гену Еврюжихина. Когда до конца оставалось минут пять, арбитр назначил в наши ворота пенальти. Ну очень курьезный пенальти! Дело вот как было: во время схватки близ ворот Вовы Пильгуя на газон рухнул полузащитник Жуков. Последовала пауза, все футболисты как бы замерли, а очутившийся рядом Кожемякин подошел к мячу и… взял его в руки. Толику просто послышался свисток. Он решил, что команда получила право на штрафной и взялся его пробивать. Судья показал на одиннадцатиметровую отметку, после чего немцы сравняли счет. А ведь могли мы увезти из Берлина победу.
Ответную встречу проводили во Львове. На дворе стоял апрель, ранняя весна, поле в Москве тогда еще не пришло в надлежащий вид, а Украина все-таки южнее. Поэтому немцев там и принимали. Утром, в день матча, пробивали пенальти. Многие тогда списывали это на предчувствие тренера. На самом деле мы просто готовились. Допускали: судьба может распорядиться так, что придется определять победителя уже по окончании поединка.
И как по заказу снова закончили 1:1. Зато реализовали четыре пенальти, в то время как соперник оказался точен лишь раз. Вот она — подготовка! И мы в финале! Чувства переполняли. Тем более в 19 лет забил послематчевый одиннадцатиметровый. Чем не повод для гордости?
Накануне решающей встречи приезжали генералы. Они в принципе часто с командой встречались, все-таки клуб представлял силовые структуры. Но накачки не было, спокойно готовились. В Барселону, правда, ехали в полном неведении. О сопернике — “Рейнджерс” — не знали вообще ничего. В то время советские граждане не делегировались для разведки, не практиковалось такого. Это ж деньги нужны были! Кто отпустит человека в командировку для просмотра футбольного матча?!
Также наобум ехали и в отель. Команде предложили загодя выбрать понравившуюся гостиницу, но в “Динамо” прихоть не демонстрировали. Сказали, что заселятся в ту, которую предоставят. Вот здесь и поплатились! Потом Константин Иванович Бесков (тогдашний тренер московского “Динамо”. — “ПБ.”) долго негодовал по поводу нашего места дислокации. Отель стоял прямо на пляже. Обстановка не совсем рабочая. Представьте, под окнами, считай, голые девки! Смешно, конечно. Сейчас такое предположить трудно. Но мы на это внимания не обращали, никуда не выходили, только на тренировки.
Шотландцы хитрее были. Они разместились в горах, вдали от шумных мест. Но что удивило: в Барселону прилетела огромная делегация, футболисты взяли с собой семьи. У нас это в голове не укладывалось…
Врать не стану, перед матчем волновались. Не каждый день играешь в финале Кубка обладателей кубков. К тому же мы были первыми в СССР, кто покорил такую вершину. Сама атмосфера, сопутствующая поединку, уже впечатляла. Все было в новинку. Особенно когда тебе 19 лет!
В день игры Константин Иванович начал мудрить. Взялся по несколько раз менять тактику. Дело в том, что травмировались и выпали из обоймы два центральных нападающих: Кожемякин и Козлов. Футболисты сборной СССР. Был третий форвард — Гершкович. Хороший игрок. Но почему-то Бесков не доверил ему место в составе. Все переменял помногу раз: Маховикова из левого хавбека переквалифицировал в центрального нападающего. Сабо с позиции последнего защитника перевел в среднюю линию. Сейчас как тренер вижу всю нелепость тех решений. Да и тогда мы понимали: ни к чему путному это не приведет. Были ведь уже наигранные связи, не стоило их менять. Старики ходили к нему, просили оставить традиционную расстановку. Но в результате тренер все же решился на перетасовки, из-за которых и не могли долго прийти в себя.
Меня рокировки не коснулись: как носился по правому краю, так вингером и остался. Наряду с Кожемякиным был самым молодым в команде игроком. В принципе на отношение к нам со стороны “дядек” грех жаловаться. Хотя надо понимать, что такое команда — это борьба за место. Ты его завоевываешь — значит, кого-то вытесняешь. Может быть, твой близкий товарищ окажется главным конкурентом. Теплоты и сердечности просто не могло быть. Относились к нам с настороженностью, ведь мы очень быстро заиграли, отобрали у более матерых футболистов место в составе. Но это было нормально. Мы в свою очередь очень уважали старших. Это прививалось еще в семье, в то время воспитание было иным. А уважение к себе можно было завоевать только хорошей игрой.
И, надо сказать, со многими из того состава держу связь поныне. Встречаемся иногда с Андреем Якубиком — учились вместе в Высшей школе тренеров. С Лешей Петрушиным, он тогда не играл, но был в команде. С Сережей Никулиным поддерживаем отношения. Олега Долматова часто встречаю. Володю Пильгуя летом видел. Но самая крепкая дружба завязалась между мной, Толей Кожемякиным и Женей Жуковым. К сожалению, их уже нет с нами…
Так вот о перестановках. Думаю, поэтому нам постоянно чего-то не хватало. Но! Даже при всех отягощающих обстоятельствах первый тайм получился равным. В начале встречи был момент, который мог стать переломным. Я прошел по флангу, сместился к штанге и выкатил мяч на Андрея Якубика. А он почти из вратарской пробил мимо. Если бы открыли счет, то определенно раскрепостились бы. Однако вышло, что не забили и в довесок пропустили. А как пропустили? После нарушения правил! Команда выходила из обороны, и шотландец откровенно сбил Маховикова — грубый фол. Но судья промолчал, а соперник нам в противоход провел результативную атаку.
Мы не могли понять, откуда голы сыплются. Ведь прессинговали, имели моменты… А третий гол — вообще конфуз! Вышли после перерыва с единственной мыслью — отыграться. И тогда случается невероятное. Шотландский вратарь с рук выбивает мяч метров на восемьдесят, наши защитники сталкиваются в воздухе, а Джонстон остается перед Пильгуем один-одинешенек. Первое, что подумалось: “Ну как так?”
Хорошо один отыграли. После чего заменили Долбоносова, который полтора месяца не играл, и выпустили Гершковича. Тогда полностью завладели преимуществом. При счете 3:1 Еврюжихин сыграл на опережение и забил. Мяч, как показалось, вынесли уже за линией. Но арбитр не свистнул. Не любили тогда советские команды…
В концовке все побежали отыгрываться, наверное, человек пять стали нападающими. И второй гол соорудили-таки. Тогда случилось немыслимое. То, собственно, благодаря чему финал вошел в историю. На поле высыпали шотландские болельщики. Они доселе периодически выбегали, может, раз пять. Только небольшими группами. Впервые на поле оказались, когда “Рейнджерс” открыл счет. Пробежались, пообнимались… Реакция? Удивление! Никогда и близко не доводилось бывать в таких ситуациях. Это сбивало ритм. Требовалось время, чтобы выпроводить их с поля. Потом снова приходилось налаживать игру. Выскакивали не наши болельщики, а противника — это двойное давление. Наших на стадионе и не было. Это на бумаге финал состоялся на нейтральном поле. На деле “Динамо” было гостем.
Сейчас люди привыкли ездить за границу. Раньше общение между советскими и европейскими странами не очень-то и спорилось. В Испании, например, в то время не было советского посольства. У власти стоял Франко. Дипломатического договора даже не было! Какое-то морское представительство имелось, но не более того. Хотя испанцы в процессе матча больше болели за нас, нежели за шотландцев. У них исконно хорошие отношения к русским.
Когда британские болельщики появились на поле последний раз, дружелюбности совсем не наблюдалось. Черт поймешь, с чего бы они ломанули на газон. То ли решили, что конец уже, то ли видели, что дело пахнет керосином. Короче, хотели майки наши на сувениры растаскать.
Потом конфликт перерос в большие столкновения с полицией. В итоге зрители стадион подожгли. А толпа, она ведь неуправляемая. Тем более не совсем трезвая.
Что делали футболисты? Бежали! Представляете: 15 тысяч на футбольном поле. Даже не помню, как оказался в подтрибунном помещении. Прыгнул в какую-то яму — и опомнился уже в раздевалке. Все старались первым делом жизнь сохранить. На самом деле страшно, когда на тебя несется нескончаемый поток болельщиков.
Йожефа Сабо бутылкой ударили. Честно, не видел эпизод. В такой толпе думал только об укрытии.
С учетом добавленного времени играть оставалось еще минут семь. Почти уверен: мы дожали бы шотландцев. Соперник был подавлен вторым голом. Увы, через некоторое время в раздевалке нам сообщили, что встреча не будет продолжена. Поговаривают, под шумок “Рейнджерс” уже вручали трофей.
Мы не собирались мириться, настраивались на переигровку. И она должна была состояться 3 октября в Риме. Потом накануне финала чемпионата Европы приехал Лев Яшин (входил тогда в комитет УЕФА) и привез весть: переигровку отменили, но шотландцев наказали. Это наказание и нам жизнь не облегчило, и “Рейнджерс” особо не усложнило. Я склонен считать, что здесь была замешана политика. Не хотели в то время делать победителем еврокубка советский клуб…
Иногда вспоминаем с мужиками тот матч. Отпечаток, конечно, не только в советской, но и в мировой истории. Старшее поколение болельщиков хорошо помнит финал 1972-го. Мне, по правде говоря, поначалу не до воспоминаний было. Буквально через месяц стартовал чемпионат Европы, надо было переключаться на сборную. Это футбол. Один турнир заканчивается — сразу начинается другой. А там новые впечатления. Они, считай, наложились друг на друга. Кроме того, и сборная в тот год осталась с серебром. В финале СССР проиграл ФРГ. Так, за год я стал дважды серебряным призером крупных турниров. Стоит ли говорить, как хотелось хоть где-то взять золото!

ТАБЛО
КУБОК ОБЛАДАТЕЛЕЙ КУБКОВ-1971/72
Финал
РЕЙНДЖЕРС (Глазго, Шотландия) — ДИНАМО (Москва, СССР) — 3:2*
БАРСЕЛОНА. 24 мая 1972 года. Стадион “Камп Ноу”. 24701 зритель.
РЕЙНДЖЕРС: Макклой, Джардин, Мэтисон, Грейг (к), Д.Джонстон, Смит, Маклин, Конн, Стейн, Макдональд, В.Джонстон.
ДИНАМО: Пильгуй, Басалаев, Долматов, Зыков (к), Долбоносов (Гершкович, 69), Жуков, БАЙДАЧНЫЙ, Якубик (Эштреков, 56), Сабо, Маховиков, Еврюжихин.
ГОЛЫ: 1:0 — Стейн (24). 2:0 — В.Джонстон (40). 3:0 — В.Джонстон (49). 3:1 — Эштреков (60). 3:2 — Маховиков (87).
* Динамовцы опротестовали результат матча из-за недисциплинированного поведения зрителей, которые неоднократно выбегали на поле и прервали встречу на 87-й минуте. Дисциплинарная комиссия УЕФА дисквалифицировала “Рейнджерс” на год, но результат оставила в силе.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?