XXX. Олимпийский резерв. Знак протеста
Семь лет организаторы были уверены, что с точки зрения безопасности Игры будут идеальными. Отчасти они правы: террористов наверняка вычислят заблаговременно. Но пройдут ли соревнования без сучка без задоринки?
После того, что произошло в минувшую субботу на традиционном гребном состязании Оксфорда и Кембриджа, стало понятно, что сучки и задоринки могут быть не только экстремистского характера. “Для того чтобы сорвать розыгрыш медалей на Играх, хватит одного идиота”, — сокрушался председатель Британской олимпийской ассоциации барон Колин Мойнихэн, серебряный призер Олимпиады-80.
А случилось вот что. На восьмой минуте 158-й серии регаты “The Boat Race”, в которой традиционно соревнуются лодки Оксфорда и Кембриджа, между весел команд неожиданно показалась голова пловца! Гонку пришлось остановить. Оказалось, что это голова уроженца Австралии Трентона Олдфилда. 35-летний житель Лондона таким образом протестовал против “тирании элиты”. Прежде чем надеть плавательный костюм и нырнуть в Темзу, он проанонсировал поступок в интернете: “Это протест, акт гражданского неповиновения, методология несогласия и противостояния. Я проплыву мимо лодок и, надеюсь, не дам им закончить состязания”. Олдфилд подчеркнул, что оружия у него нет (“так что не стреляйте в меня”), и упомянул суфражистку Эмили Дэвисон.
Дэвисон, боровшаяся за права женщин, в 1913 году выбежала с плакатом на трассу эпсомского дерби — крупнейшего события в мире скачек — и попала под копыта королевского скакуна Энмера, а четыре дня спустя скончалась в больнице от полученных повреждений головы.
С Олдфилдом вполне могло случиться что-нибудь похожее: для нехороших последствий хватило бы одного удара веслом по голове. Однако врага элит выволокли на сушу живого, невредимого и с улыбкой до ушей. “Ихтиандр” признался, что полностью сознавал, что делал.
Любопытно, что “партизан, воюющий против элит”, сам обучался в весьма солидной сиднейской школе. Образования хватило, чтобы создать сомнительную общественную организацию “This is not a Gateway” и даже выбить под нее госфинансирование от департамента культуры, СМИ и (по иронии судьбы) спорта!
Трудно классифицировать поступок Олдфилда как нормальный. Но, возможно, Играм он сослужил хорошую службу. Ведь на следующий день “The Sunday Times” вышла с конкретным вопросом: а как организаторы лондонских Игр собираются гарантировать, что подобное не повторится в самые ответственные моменты Олимпиады? Ведь потенциальный Олдфилд может появиться в любых местах, за которыми не уследишь. Таких полно: это гребные каналы, трассы парусников, велосипедистов-шоссейников. А самое главное — марафона. Как проконтролировать все 26 миль 385 ярдов дистанции?
Вот и выходит, что на безопасность потрачены огромные суммы, проведены всевозможные учения (одно из них состоялось на стадионе “Олд Траффорд” во время поединка с “Вест Бромвичем” в марте: фанатов проверяли по-олимпийски, с особым пристрастием), а гарантий гладкого проведения Игр так и нет.
Соль в том, что протестующих в Лондоне теоретически может быть не меньше, чем четыре года назад в Пекине. В Великобритании не все довольны жизнью, зато все любят проявить по этому поводу гражданскую активность. 15 октября прошлого года началась масштабная акция “Occupy London”. Это серия мирных протестов, при которых манифестанты жили в палатках, требуя пересмотра государственной политики из-за пропастей экономического неравенства, разделяющего классы.
Дольше всех держался палаточный городок у собора Святого Павла. Но затем его, как и остальные очаги протеста, властям правдами и неправдами (прибегая в том числе и к силовым методам) удалось ликвидировать. Главная из причин — скорая Олимпиада, на которой нужно показать Великобританию лицом.
Осталось только разобраться, где именно у нее лицо. Влиятельный колумнист Саймон Барнз, шеф спортивного отдела ведущей газеты “The Times”, в одном из материалов заявил, что попытка властей заретушировать экономические и социальные проблемы силовыми методами, чтобы козырнуть перед всем миром во время Игр, — еще одно проявление нездоровости британского общества. “Четыре года назад мы возмущались, когда Пекин пытался создать иллюзию идеального Китая. А теперь сами делаем то же самое. Зачем? Китайское общество далеко от идеала. Как и наше. Но в том-то и смысл демократии, что она принимает людей, которые мыслят иначе, а не воюет с ними, — написал Барнз, — Палатки протеста просто необходимо оставить, чтобы показать миру истинную суть британской демократии”.
Это в общем логичный взгляд на вещи. Но интересно, что скажет об инакомыслии и праведных протестах мистер Барнз, когда на Играх из-за очередного борца за справедливость будет прерван марафонский забег? Хотя, с другой стороны, что важнее для человечества: свобода Тибета или соревнования небедствующих, сытых и натренированных велосипедистов?
Ответить на такие вопросы нелегко. Поэтому пока лучше доскажем историю оксфордско-кембриджской регаты до конца.
Состязание было продолжено и прошло драматично. Оксфордская лодка сблизилась с соперником, и ее рулевая 24-летняя Зоу де Толедо сломала весло, что минимизировало шансы команды на победу. Ребята налегли изо всех сил (один из гребцов Алекс Вудз по окончании даже потерял сознание и был доставлен в больницу, где его привели в порядок), но сверхусилий все-таки не хватило. Де Толедо по окончании рыдала горькими слезами. Для кембриджцев это 81-я победа в “The Boat Race”. У оксфордцев на счету осталось 76.
А министр здравоохранения теневого правительства Энди Бернем написал в твиттере, что это он пытался сорвать регату в знак протеста против урезания бюджета социального здравоохранения. За дурацкую шутку ему досталось едва ли не столько же, сколько Олдфилду.
ОНИ ПРОТИВ!
1993. Активисты из общества охраны животных срывают скачки “The Grand National” — культовое для англичан событие. Выбежав на трассу, они мешают старту. Начало скачек отложено, затем лошадей выстраивают на линии старта заново. Стресс столь велик, что участники делают два фальстарта. Причем при втором все, кроме девяти лошадей, рвут с места в карьер и проходят всю дистанцию.
2003. Во время Гран-при Великобритании на трассе, по которой несутся машины со скоростью 200 миль в час, появляется ирландский священник, одетый в нелепую, явно не церковную одежду. В руках у этого человека по имени Корнелиус Хорен плакат “Читайте Библию. Библия всегда права”. Пилоты вынуждены судорожно маневрировать, чтобы не задеть “пешехода”.
2004. Удивительно, но опаснейший тип из предыдущего дела в том же виде появляется на трассе олимпийского марафона в Афинах. На этот раз Корнелиус Хорен атакует лидирующего в забеге бразильца Вандерлея де Лиму. В конце концов Лима продолжил соревнование, но финишировал только третьим.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь