Горе ЛУККОвое, счастье тамперное
Уже не раз писал, что как журналиста-газетчика длинные выходные меня не особо радуют. Работать все равно нужно, но хронологическая отдаленность выхода следующего номера ассоциируется с работой повара, готовящего блюдо, которое съедят только через неделю. Понятно, что эффект будет уже не тем, а в кулинарном случае — вообще потенциально опасным для здоровья. Посему обзор финского турне нашей дружины, в котором удалось принять участие, решил не сводить к схоластическому описанию голов-очков-секунд, а сделать уклон на модный нынче стиль “трэвэл”-журналистики и структурировать заметки по темам. Само собой, финско-белорусские игры “Евровызова” как таковые не будут обойдены вниманием.
Страна
Тянет меня на север. Даже больше, чем к южным морям. Причем — гораздо больше. Ибо жару “терпеть ненавижу”, а для меня она — все, что выше +20. Поэтому туман всегда предпочту яркому солнцу, а Лапландию — Анталии. Северные страны полюбил еще со времен командировки в Осло в 2004-м. Правда, с тех пор подниматься выше 60-й параллели не доводилось, а в Финляндии до сих пор не был вообще. Тем интереснее было оказаться на борту чартерного “Боинга” “Белавиа”, который в конце минувшей недели перевозил белорусскую сборную по челночному маршруту Минск — Тампере — Минск.
Заказ федерацией спецрейса был вызван отнюдь не любовью к роскоши, а скорее производственной необходимостью. 737-й “бобик” изрядно загрузили амуницией, которая пригодится сборной во время чемпионата мира. А его, даже если, бог даст, дойдем до финала, команда безвыездно проведет в Хельсинки. На наш посольский “Фольксваген Транспортер”, встречавший сборную в международном аэропорту Тампере, было больно смотреть: после погрузки 200-километровое путешествие в столицу ему предстояло проделать разве что не на брюхе. Хотя кто обещал, что будет легко?..
Собственно, то, что первое впечатление от новой страны складывается в аэропорту, — не новость. У меня же это случилось еще раньше — на стадии посадки. Что Финляндия — страна озер, общеизвестно. А вот то, что они еще подо льдом, стало откровением. Хотел, Славик, свежести — хлебай ситечком. Вместе с подзабытым уже на родине обильно сыплющим снегом в пятницу утром. Хорошо еще, глянув в интернет, накануне вылета благоразумно сменил куртку на пальто.
С еще одним откровением завсегдатаи нашего сайта уже знакомы из моего пятничного для него материала. Никак не ожидал за пару секунд до приземления узреть в иллюминатор стоящий на “рулежке” гражданского аэропорта в полной боевой готовности армейский штурмовик. Насколько позволял его идентифицировать давнишний опыт срочной службы в войсках ПВО — F-18. “Они что здесь, к налету готовятся? Ничего себе меры безопасности”, — промелькнуло в голове. Но все оказалось гораздо проще: аэропорт Тампере — самого что ни на есть совместного базирования. То есть он мирно сосуществует с военной авиабазой, используя с нею общую ВПП. И готовый к патрульному (или учебному) взлету финский ас всего-то уступал дорогу идущему на посадку гражданскому борту с белорусскими хоккеистами.
История
Ясность в том числе и в авиационном вопросе охотно вносили “аборигены” — Кари Хейккиля и Яркко Тапола. Причем применительно к первому закавыченное определение подходит буквально: в отличие от уроженца столицы Таполы, Кари аккурат из этих мест: родился в двадцати километрах от Тампере и родным клубом считает местный “Ильвес”. Посему в ожидании доставки багажа сборной Хейккиля, в частности, не без гордости рассказал, что арена в Тампере — первая в Финляндии, обретшая в 1965-м крышу.
Еще одним поражающим воображение примером “совместного базирования” стала новость о том, что местный “Jддhalli” (в буквальном переводе — каток, в литературном — ледовый дворец — как кому угодно) честно делят между собой оба местных клуба SM-лиги — “Ильвес” и “Таппара”. Признаться, с трудом представляю себе такой симбиоз у нас. Ну вообразите, чтобы, например, в “Минск-Арене” сосуществовали “Динамо” и “Юность”. Представили? А я — нет.
А здесь ничего, справляются. Даже символический пантеон клубных легенд органично разместили под крышей, честно поделив ее поровну: слева от скамеек команд — достижения и герои “Таппары”, справа — “Ильвеса”. В последнем случае нашлось место и для памятного свитера отца Вилле Пелтонена Эсы, отдавшего клубу 20 лет жизни — с 60 до 80-х. С Вилле, кстати, удалось пересечься в субботу за час до матча. Он меня узнал, приятно. Правда, приветливо отмахавшись из коридора, в котором до седьмого пота проводил разминку, ветеран-капитан извинительно развел руками: мол, и рад бы поболтать, да служба.
Историю здесь вообще чтут. Никак не ожидал встретить в Тампере рекламную афишу… музея Ленина. Точно, есть здесь и такой. Это у нас нынче к деятельности вождя мирового пролетариата отношение, скажем так, неоднозначное, хотя памятники до сих пор и покоятся на центральных площадях, включая столичную. А у финнов к Владимиру Ильичу, насколько понял, отношение трепетное. Как к человеку, который более чем через век владычества на их землях Российской империи способствовал обретению Финляндией независимости. Советская Россия даже первой ее признала в 1918-м. Повоевали после этого, правда, вдоволь, но факт остается фактом. Так что казавшаяся доселе байкой история о том, как вратарь “Юности” Мика Окса возлагал цветы к памятнику Ленина на минской площади Независимости, уже не выглядит неправдоподобной. Мику, кстати, в Тампере тоже встретил. Оказывается, вместе с баулами сборной ему с оказией доставили и его зависшую после сезона в Минске амуницию.
Или вот вам еще из истории с географией: каждый, кто не питает ненависти к мобильной связи на подкорковом уровне, знаком с брендом “Nokia”. Но, полагаю, не многие в курсе, что название пошло от одноименного городка в пригороде Тампере. Концерн зародился здесь еще в 19-м веке и почти сто лет специализировался на производстве бумаги, резиновых изделий и кабелей, пока один из его владельцев не прочувствовал “откуда ветер дует” и не перепрофилировал производство на выпуск оборудования для GSM.
Причем — на свою беду: рассказывают, что когда бизнес, опираясь на это направление, пошел в гору с головокружительной скоростью, управляющий компанией пустил себе пулю в лоб на борту своего катера. Просто от осознания того, что всю жизнь занимался не тем, чем следовало бы. Беглый анализ интернет-источников не позволил найти подтверждения той истории. Так что, как говорится, за что купил, за то продаю, об этом по пути из Тампере в Рауму рассказал Яркко Тапола. В любом случае — дела давно минувших дней. И с географической Нокией всемирноизвестный бренд нынче почти ничего не связывает, основное производство давно переведено в окрестности Хельсинки.
Люди
Понятно, что стереотип о “горячих финских парнях”, которым в эмоциональности способен дать фору даже ленивец, — не более чем стереотип, под влиянием которого я не находился и до визита с Суоми. Нормальные здесь люди, эмоциональные, веселые и гостеприимные, насколько позволяет судить двухдневное общение с обслугой хостела, в котором останавливался, и с соседями по комнате в нем. Хоккей действительно любят, обсуждение матчей Финляндия — Беларусь с ними заставляло донельзя напрягать мой, увы, небогатый английский. И погулять не дураки. Здесь они под корень рубят стереотип об исключительной склонности к возлияниям славян.
Кстати, рассказы о патологической законопослушности и аккуратности финнов — тоже не более чем миф. На красный через переход под моим недоуменным взором перли не стесняясь. В том числе и велосипедисты, коих здесь, несмотря на вышеупомянутые особенности погоды, пруд пруди. Или, скажем, помните один из первых эпизодов фильма “Особенности национальной охоты”? Ну тот, где герой Вилле Хаапасало, возмущенный выброшенным в окно машины окурком, останавливается, чтобы его потушить, и теряется в куче “бычков” на обочине. Так вот, на любой автобусной остановке в Тампере у него было бы работы — мама дорогая, хотя и урна вроде недалеко. Здесь любая минская улица даст фору финской.
Но не спешите упрекать автора в чрезмерном патриотизме, хотя его наличия и не отрицаю. Это — одна сторона. Другая — улицы здесь действительно приятны. При том что, кроме едва занимающего седьмую часть города исторического центра, архитектура вполне себе похожа на нашу. Те же параллелепипеды блочных домов, которые на постсоветском пространстве принято ассоциировать с емким определением “хрущобы” или “брежневки”. Но, если их фасады выкрасить нормальной стойкой краской и застеклить лоджии по одним лекалам — получается вполне себе симпатично и уютно. Стоит перенять.
Дороги и матчи
Блок, посвященный непосредственно поединкам, также разноображу самыми что ни на есть путевыми заметками. Ответ на вопрос “и чего так носит сборную Финляндии по городам и весям?” оказался до банального очевидным: “львы” (а именно так по аналогии с национальным гербом на груди называют финны свою национальную дружину) весь апрель проводили промо-тур, сопрягая его с товарищескими играми. И Раума — место пятничного матча — заодно с Тампере (субботнего) стали лишь очередными и далеко не первыми пунктами пиар-акции, призванной подхлестнуть интерес к “домашнему” чемпионату мира на местах.
В пятницу, находясь в Тампере, 140 километров пути Тампере — Раума казались пустяком: “С финскими-то дорогами”. Как выяснилось, не такой пустяк: дороги и правда ровные, но немногим ровнее родных белорусских, которые у нас между городами — тоже “слава богу” (городские колдобины не в счет). Но — узкие и холмисто-извилистые. А здесь еще все та же капризная финская погода с дождем и снегом. В общем, автобаном немецкого образца и не пахло, и до домашнего стадиона клуба SM-лиги “Лукко” наш автобус добрался лишь за пару часов. Название команды, на домашней арене которой проводился первый из двух поединков, упомянуто не случайно — для пущего понимания заголовка. Заодно любопытным выглядит перевод этого названия с финского — “висячий замок”. Он изображен на клубном гербе и он же стал неплохим символом нераспечатанных белорусами ворот Петри Веханена.
ФИНЛЯНДИЯ — БЕЛАРУСЬ — 5:0 (1:0, 1:0, 3:0)
РАУМА. 20 апреля. “Ланнен Пухелин Арена”. 5400 (5400) зрителей. Начало в 18.30.
СУДЬИ: А.Боман, М.Каукокари, Ю.Кумпу, Э.Микконен (все — Финляндия).
ФИНЛЯНДИЯ: Веханен; Нискала — Седерхольм, Гранлунд — Иммонен — Песонен; Хиетанен — Лааксо, Киискинен — Капанен — Йокинен; Коуса — Пуйстола, Пелтонен (к) — Контиола — Пюеряля; Яакола — Кукконен; Петрелл — Купаринен — Пильстрем.
БЕЛАРУСЬ: Коваль; Черноок — Стасенко, Кулаков — Китаров — Михалев; Д.Коробов — Денисов, Дрозд — А.Стась — Мелешко; О.Горошко — Костюченок, Кольцов — Ковыршин — А.Степанов; Антонов — Казнадей; Колосов — Дудко — Павлович; Мусиенко.
1-й ПЕРИОД. 1:0 — Коуса (Капанен, 9.32 — бол.). Удаления: Денисов (8.20), Кулаков (10.18), Коуса (14.24).
2-й ПЕРИОД. 2:0 — Песонен (Гранлунд, Хиетанен, 12.38). Удаления: Черноок (3.43), Мусиенко (7.46), Д.Коробов (13.23), Нискала (14.30), Денисов (15.02 — 25).
3-й ПЕРИОД. 3:0 — Иммонен (Песонен, 6.58). 4:0 — Пильстрем (Купаринен, Кукконен, 15.15). 5:0 — Яакола (Йокинен, Гранлунд, 16.02). Удаление: Черноок (9.03).
БРОСКИ: 40:6 (11:3, 20:1, 9:2). ШТРАФ: 4 — 37.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ ОРГКОМИТЕТА: Песонен — Коваль.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ “ПБ”: Нискала, Песонен, Денисов.
Кто-то может посчитать выбор мною лауреата пятничного матча с белорусской стороны стебом. Но, поверьте, это не так. Мало того что зубодробительный хит Денисова против 22-летнего защитника ХПК Алексии Лааксо докопавшиеся до видеотрансляции в интернете соотечественники признали самым ярким эпизодом пятницы в нашем исполнении, так еще и площадку удаленный до конца игры белорус покинул с нулем в графе полезности. Уже неплохо, учитывая итоговый счет.
В остальном яркого в игре белорусов было мало. Предпринятая в дебюте попытка тягаться с финнами на равных в скоростях напоминала отрывок из песни Высоцкого: “Я на десять тыщ рванул как на пятьсот — и спекси”. Спеклись, правда, в полной мере лишь к третьему периоду, что несложно проследить по голевой динамике. До тех пор держались более или менее пристойно. В обороне. О степени печальности наших дел в атаке лучше всего повествует та же неумолимая статистика. Сорок к шести — это сильно. Двадцать к одному в рамках отдельно взятого второго периода — вообще ни в какие ворота. Веханен отчаянно скучал.
Чего не скажешь о его белорусском коллеге. Признание Коваля лучшим в нашем составе по версии оргкомитета тоже может показаться стороннему наблюдателю финским стебом. Ну или восприниматься как подтверждение того, что и в Суоми знакомы с поговоркой “На безрыбье и рак рыба”. Но это опять-таки будет поверхностное суждение. Виталий свой нелегкий хлеб отрабатывал честно и старательно. Но ближе к третьей сирене, когда партнеров стали покидать последние силы, бессилен оказался и он.
ФИНЛЯНДИЯ — БЕЛАРУСЬ — 2:1 (0:1, 1:0, 0:0, 0:0, 1:0)
ТАМПЕРЕ. 21 апреля. Ледовый дворец. 7600 (7800) зрителей. Начало в 16.00.
СУДЬИ: А.Хямяляйнен, Я.Хейккинен, Т.Лохи, Х.Сормунен (все — Финляндия).
ФИНЛЯНДИЯ: Ортио; Нискала — Седерхольм, Гранлунд — Иммонен — Песонен; Хиетанен — Каийомаа, Йокинен — Капанен — Пелтонен (к); Коуса — Пуйстола, Пюеряля — Контиола — Савиняйнен; Яакола — Кукконен; Петрелл — Саломяки — Пильстрем.
БЕЛАРУСЬ: Мезин; Черноок — Стасенко, Кулаков — Китаров — Михалев; Д.Коробов — Антонов, Дрозд — А.Стась — Мелешко; О.Горошко — Костюченок, Кольцов — Ковыршин — А.Степанов; Колосов — Дудко — Павлович; Мусиенко, Казнадей.
1-й ПЕРИОД. 0:1 — Д.Коробов (3.57). Удаления: Китаров, Саломяки (оба — 6.32), Павлович (8.39), А.Степанов (12.19).
2-й ПЕРИОД. 1:1 — Савиняйнен (Контиола, Пюеряля, 21.50). Удаления: Капанен (3.37), Контиола (8.10), Павлович (12.37), Мусиенко (15.13), А.Стась (19.06).
3-й ПЕРИОД. Удаления: Кольцов (9.34), Коуса (10.27), Контиола (15.45), Мелешко (19.13), Черноок (19.43).
ОВЕРТАЙМ. Удалений не было.
БУЛЛИТЫ. 2:1 — Йокинен (65.00 — решающий буллит).
ХОД СЕРИИ. Мелешко — 0:0. Иммонен — 0:0. Ковыршин — 0:0. Йокинен — 1:0. А.Степанов — 1:1. Контиола — 1:1. Гранлунд — 1:1. А.Степанов — 1:1. Йокинен — 2:1. Ковыршин — 2:1.
БРОСКИ: 44:11 (10:2, 14:4, 12:5, 7:0, 1:0). ШТРАФ: 10 — 18.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ ОРГКОМИТЕТА: Савиняйнен — Мезин.
ЛУЧШИЕ ПО ВЕРСИИ “ПБ”: Йокинен, Контиола, Мезин.
По окончании пятничного матча лейтмотивом комментариев главы нашего тренерского штаба было: “Парни просто не верили в свои силы и способность делать то, о чем их просили”. То есть дело по версии Хейккили было даже не столько в “физухе” и объективном (кто же спорит) превосходстве финнов в мастерстве, сколько в голове. Суббота косвенно подтвердила правоту Кари.
Почему косвенно? Ну, во-первых, по сравнению с пятницей хозяева изрядно перетасовали состав. Во-вторых, отдельно взятое выставление на субботний матч в Тампере в ворота Йонни Ортио — едва справившего 21-летие голкипера ТПС — Ялонен, безусловно, прокомментировал бы желанием просмотреть в деле всех. Но со стороны это могло выглядеть свидетельством снисходительного отношения к сопернику после пятницы: мол, с этими справится и молодой. На 4-й минуте не справился, хотя подставили Йонни его же более опытные партнеры. Фактически при попытке выкатиться из-за своих ворот они отдали шикарный голевой пас Коробову. И Дима оказался к нему готов.
Позже, правда, что в основное и дополнительное время, что в серии буллитов Ортио был практически безупречен. Но, кроме послематчевой перестрелки, на него вновь выпала не в пример меньшая нагрузка, чем на Мезина. На сей раз наш вратарь отработал на все сто по версии что организаторов, что автора этих строк — вариантов не было. Хотя нужно отдать должное и его партнерам, приложившим к куда более обнадеживающему итогу поединка немало усилий. Причем на сей раз куда грамотнее, чем в Рауме. “Мы просто перестали бегать за финнами, как дети”, — исчерпывающе описал постфактум рецепт относительного успеха Павел Черноок.
Почему относительного, полагаю, понятно: пусть теперь и по буллитам, но в итоге вновь уступили. При сем по-прежнему выглядев впереди, мягко говоря, не слишком убедительно. Да, пару раз мы могли посетовать на судейский прихват. В первом случае — из-за сомнительного удаления Мелешко в концовке третьего периода. Во втором — после отмененного взятия ворот Ортио Стасем в овертайме. Даже положим, что его тройка действительно залезла в офсайд. Но свистеть его определенно нужно сразу после пересечения синей, а никак не в момент (а то и после) броска, отправившего шайбу в сетку.
Но самый обнадеживающий момент обоих поединков — наши действия в меньшинстве. Здесь система Хейккиля просматривалась что в пятницу, что в субботу. Хочется надеяться, что с уже свершившимся появлением Грабовского и ожидающимся присоединением Калюжного прибавим и впереди, в том числе и в буллитной составляющей. Иного выхода нет. Времени — тоже, до старта ЧМ-2012 остались считанные дни. И еще два контрольных матча в рамках братиславского “Кубка “Шкоды” против немцев и норвежцев.
Редакция благодарит ФХРБ за содействие, оказанное журналисту “ПБ” в ходе поездки в Финляндию.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь