Герой дня. Александр Кульчий: еще поиграю!
Такого просветленного лица у Саши видывать еще не доводилось. Скромняга, выходя последним из раздевалки, он все-таки надеялся проскочить незамеченным мимо выстроившихся в охотничьих стойках журналистов и разновозрастных добытчиков автографов. “Может, не пойдем на улицу? Там столько всех…” Не пошли. Но спустя тридцать минут это не спасло Сашу от затяжной автограф-сессии. После нее вряд ли даже терпеливый Кульчий уделил бы столько времени для общения с газетчиком…
— Ну вот оно, свершилось: в послужном списке Кульчия сто матчей за сборную. В свете повышенного в последние дни внимания к твоей персоне со стороны СМИ ожидание праздника не стало лучше самого праздника?
— А знаешь — нет. Ощущаю огромную радость. Вроде бы и ждал потока поздравлений, знал, что журналисты возьмут в оборот по полной программе. А на поверку — очень приятно. Счастлив, что довелось столько раз выходить на поле в майке с гербом родной страны. Даже не верится…
— Трибуны устроили тебе овацию. Стоя аплодировали даже малыши…
— Это было нечто… Безмерно благодарен всем людям, которые таким замечательным образом выказали мне благодарность и уважение. Значит, не зря делаю столько лет свое дело. Когда трибуны скандировали мою фамилию — это был очень трогательный момент. Спасибо… Наверное, сто матчей за сборную — это и в самом деле много. Это честь и радость, что мне удалось достичь столь солидного рубежа.
— В качестве памятного подарка тебе вручили медаль УЕФА и командорскую кепку. Успел рассмотреть знаковые сувениры?
— Да, и они займут самое почетное место в персональном музее “боевой” славы. Особенно кругляш, на котором выгравированы моя фамилия и цифра 100.
— Может, что-нибудь еще прибрал на память? Например, кусочек травы с динамовского газона…
— Насчет травы не подумал. Зато наши ребята порадовали — подарили майку с автографами. Литов- цы, кстати, тоже. Были в курсе, что у меня намечается юбилей, и не остались в стороне. Очень приятно. И вообще, в раздевалке услышал столько теплых слов… Ради этого стоило когда-то познакомиться с футбольным мячом…
— Смотрел культовую киноленту “Беларусьфильма” “Белые Росы”?
— Ну да. А что?
— А то, что там один из главных героев спрашивает отца: “Батя, как прожить на свете, чтобы не притомиться?” Спрошу и я: Саша, как прожить игроком в футболе до тридцати восьми лет и не притомиться?
— Нет у меня никакого секрета. Просто я до сих пор получаю огромное удовольствие от футбола. Хотя, если честно, я еще и — тьфу-тьфу — везунчик. За время карьеры у меня никогда не было тяжелой травмы, способной выбить из колеи надолго. Плюс особенности организма. Я не склонен к полноте, не подвержен физиологическим перепадам. Так почему мне не играть, пока дано свыше?
— Но ведь не все упирается в физиологию? Если человек выходит на поле в возрасте “под сорокет” — значит, испытывает внутреннюю потребность. Так?
— Ты абсолютно прав. Здоровье, удача — это здорово. Но если бы я не хотел играть — давно закончил бы. А когда у тебя нет никакого желания вешать бутсы на гвоздь, ты продолжаешь заниматься любимым делом. Повторю: в удовольствие. Я не наигрался. А закончить — это всегда успеется. Самое главное — нет пресыщенности. В сочетании со здоровьем желание играть и дает долгожительство в спорте.
— Иными словами, сотня поединков за сборную — не повод прощаться с национальной командой?
— Здесь не все зависит от меня. Если честно, прекрасно понимаю: сейчас для меня каждый матч в качестве игрока — сродни последнему. И не могу загадывать, как все сложится дальше. Вот будет у меня игровая практика — это станет поводом для тренерского штаба сборной не забывать обо мне. И если поступит вызов — приеду с удовольствием. А не позовут — что ж, пора и честь знать. Но за ребят из нынешнего состава сборной, из ее будущей обоймы буду болеть всегда.
— А знаешь ли ты, что Александр Кульчий как действующий игрок является последним связующим звеном между советским и суверенной поры футболом?
— Ха, правда что ли? Ну да, начинал взрослую карьеру еще в “Гомсельмаше”, который выступал во второй лиге чемпионата СССР. Давно это было…
— Годы знатной карьеры отчетливо отложились в памяти?
— Не вру — да. Отрезки, проведенные в каждой команде, отлично помню. Может, о каких-то хороших и разных матчах воспоминания стираются. Все-таки много игр провел. Но клубные вехи помню все. И белорусские, и легионерские.
— Вопрос вдогонку. Клуб обеспечивает спортсмена материальными средствами. Национальная сборная — чисто идейный коленкор. Если откровенно, что для тебя приоритетнее?
— Я не пафосный человек. Но сборная страны всегда будет для меня стоять на первом месте. К слову, нынче в юбилярах хожу не только я. И, пользуясь случаем, хочу поздравить Эдуарда Васильевича с круглым днем рождения. Он является для меня большим авторитетом. Всегда вспоминаю его слова: “Беларусь вас вырастила, сделала людьми и спортсменами, так отдайте же ей свой долг”. Я пытаюсь это сделать. Для меня огромная честь выступать за родную страну. Никогда не щадил себя, не берег. Никогда не убирал в единоборствах ноги. Так воспитан.
— Твоя легионерская карьера имеет строго российский вектор. Карма?
— Может, и так. Элементарное объяснение: никогда не получал приглашений от западных клубов. Разве что с Израилем варианты существовали. Но не срослось. Ну и ладно. Я не жалею. И не считаю уровень, на котором довелось выступать, невысоким. Российское первенство далеко не самое слабое в Европе. Напротив, сегодня с клубами из России считаются все.
— В российских чемпионатах ты пустил прочные корни. Авторитет Кульчия на футбольных просторах восточной соседки велик…
— Это радует. Никогда не находился в простое, и проблем с вариантами трудоустройства в России не было. Ни одно из межсезоний не вызывало у меня опасений.
— Знаю, что с особой теплотой ты вспоминаешь ярославский “Шинник”…
— Это точно. Считаю, в этой команде провел лучшие годы. Рад, что посчастливилось попасть в такой коллектив — дружный, напористый.
— Во что бы ни играли люди, они делают это для того, чтобы побеждать. Извини, Саш, но твоя коллекция титулов не богата. Угнетает?
— Нет. Ну не играл я в топ-дружинах — что уж теперь убиваться? Но все-таки мне повезло выступать за легендарный клуб — московское “Динамо”. С ним я завоевал бронзовые медали чемпионата России. Это ведь тоже немало, верно? А громкие титулы… Все мои победы — это то, что я заслужил. Как говорится, на что наработал.
— Бытует мнение, что “долгоиграющие” атлеты не спешат покинуть большой спорт потому, что боятся потеряться в “цивильной” жизни. Свое будущее вне футбола ты отчетливо представляешь?
— Вполне. Не стану ударяться в откровения, пока продолжаю выходить на поле. Скажу одно: у меня имеется хороший плацдарм для старта во внефутбольной жизни. И финансовая подушка безопасности. Думаю, из футбола уйду безболезненно. Конечно, уже сейчас понимаю: поначалу будет тоскливо. Что делать, рано или поздно заканчивается все. Но я не буду выброшен в открытый космос. Раньше, в союзные времена, футболистам было намного тяжелее найти себя в жизни после спорта. Тем же игрокам минского “Динамо” образца 1982 года. Хотя большинство из них и после игровой карьеры состоялись. Надеюсь, и у меня все получится. Но это будет не в футболе.
— И все-таки — а где?
— Да, если честно, не решил пока. Есть бизнес. Но моего участия в нем особо не требуется. Только помешаю.
— Семья, небось, ждет не дождется, когда глава ячейки общества повесит бутсы на гвоздь?
— А вот и нет. И жене, и детям нравится, как папа играет в футбол. Так что еще можно “попылить”. Было бы нельзя — сразу почувствовал бы. А пока держу определенный уровень — буду играть.
— В связи с этим не могу не задать интересующий всех вопрос: где планируешь провести грядущий сезон?
— Конкретики нет. Занят поисками клуба. Что приятно, предложения имеются. От российских и не только команд.
— Неужто и от белорусских?
— Нет, от клубов из Беларуси предложений не поступало. Да и, признаться, отечественные варианты я пока не рассматривал бы. Когда ждать новостей? Думаю, через неделю.
— Наши болельщики причислили Кульчия к народным футболистам. Льстит?
— Очень. Но, наверное, всем белорусским журналистам известно, что я не сторонник самопиара. Интервью стараюсь давать как можно реже. Не потому, что не уважаю прессу и читателей. Просто мелькание на страницах газет или на обложках журналов — не мое. Стараюсь все показывать на поле. Это искренне. Хотя сейчас приходится общаться с журналистами часто. Понимаю: есть весомый повод. Все-таки сотый матч за сборную. Уже в преддверии поединка с литовцами пишущая братия расслабляться не давала. Но это приятные беседы…
ЮБИЛЯР: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Александр Кульчий первым из отечественных футболистов достиг знакового рубежа — 100 сыгранных матчей в составе национальной сборной Беларуси.
Он заметно опережает своих бывших и настоящих партнеров по главной команде страны. Так, располагающийся вслед за ним Сергей Гуренко провел 80 таких поединков, Сергей Омельянчук — 74, Сергей Штанюк — 71, Максим Ромащенко — 64, Валентин Белькевич — 56, Александр Глеб — 55, Тимофей Калачев — 53, Юрий Жевнов, Сергей Корниленко, Виталий Кутузов и Андрей Островский — по 52.
Александр дебютировал в сборной 14 февраля 1996 года в выездном товарищеском матче против команды Турции (2:3). Возглавлял белорусскую национальную дружину тогда Сергей Боровский. Вот расклад игр Кульчия по сезонам: 1996 — 9 матчей, 1997 — 4, 1998 — 2, 1999 — 7, 2001 — 3, 2002 — 7, 2003 — 7, 2004 — 8, 2005 — 9, 2006 — 4, 2007 — 5, 2008 — 9, 2009 — 8, 2010 — 6, 2011 — 10, 2012 — 2.
57 игр сборной Беларуси, в которых участвовал Александр, носили официальный характер (речь об отборочных матчах чемпионатов Европы и мира), а 43 — товарищеский.
Кульчий отыграл от свистка до свистка в 64 поединках (чаще него полные матчи проводил лишь Сергей Гуренко — 68 раз), 22 раза тренеры меняли его по ходу встречи, а еще 14 раз он выходил на замены.
7 раз в матчах сборной Кульчию доверялась капитанская повязка, в том числе и в юбилейной встрече. В 100 поединках Александр забил 5 голов, отдал 8 результативных передач, получил 14 предупреждений.
При непосредственном участии Кульчия сборная Беларуси 33 раза побеждала, в 27 случаях завершала встречи миром и в 40 терпела поражения.
В составе национальной команды Александр встречался с соперниками из 47 стран. Наиболее часто его пути-дороги пересекались с со сборной Молдовы — 6 раз, Литвы — 5, Австрии, Албании, Латвии, Польши, Румынии — по 4, Голландии, Италии, Казахстана, Люксембурга, России, Словении, Украины, Шотландии — по 3.
Чаще всего в играх с участием Кульчия белорусской дружиной руководил Бернд Штанге — 35 раз. В 20 матчах Александр выступал под началом Анатолия Байдачного, 13 — Эдуарда Малофеева, 12 — Михаила Вергеенко, 10 — Сергея Боровского, 7 — Юрия Пунтуса, 2 — Георгия Кондратьева и 1 — Валерия Стрельцова.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь