СВОЙ ВЗГЛЯД. Дети разных народов

06:07, 14 октября 2005
svg image
713
svg image
0
image
Хави идет в печали

Первые полчаса позавчерашнего спектакля на “Динамо” плодили те же сакральные недоумения, одно из каковых не без сарказма озвучил известный специалист в ложе прессы: и о чем вы писать будете?.. Примерно в то же время Тимофей Калачев наносил первый удар по норвежским воротам.

Черта под циклом, конечно, получилась какая-то размытая. И дверных косяков сборная не сотрясла пресловутым прощальным хлопком, и скорбные чувства обывателя по поводу очередного невыхода слишком размазаны во времени, чтобы истерично биться лысиной о паркет.

Когда из двух соперников мотивирован только один (субботний случай в Глазго), другой часто сопротивляется по принципу естественного противодействия, являя камень для косы или наоборот. Когда результат на заднем плане у обоих (вечер среды в Минске) — нет ни косы, ни камня. Можно, конечно, щегольнуть благородством и зарубиться за идею как таковую. Но как быть, если единомышленников оказывается вдвое меньше обычного? Вчера аншлаг, сегодня дуршлаг. Как иллюстрация упавших ставок и подспудной, естественной, вполне здоровой прохладцы — в душах и за окном. И, пожалуй, пенять на недостаточные моральные кондиции участников матча будет неправильным без обязательной ссылки на кресла стадиона — где оранжево пустые, где по приказу заполненные цветом хаки. Болельщики и футболисты были едины в восприятии последнего аккорда, и не спешите по такому случаю метать громы и молнии. Лучше взгляните на также ничего не решавший междусобойчик Италия — Молдова. Те же симптомы — невысокий темп, нет надрыва и пены на губах. В составе хозяев — сплошь резервисты. А 28 тысяч на трибунах в Лечче есть отражение исключительно энтузиазма неизбалованной провинции — к нам приехал, к нам приехал… Может, задуматься над тем, чтобы как-нибудь в порядке эксперимента свезти сборную из столицы в Гомель, где стадион-красавец и народ отзывчив при любой турнирной погоде?

А впрочем, второй тайм и в Минске вышел не хуже некоторых предыдущих. Наверное, ускорение инициировали гости, которым еще рано жить воспоминаниями — впереди плей-офф, но ведь и хозяева держали нос по ветру. Разве что барахлило под капотом, где отсутствовал из-за неполадок мотор — Александр Глеб. Тянувший за него вожжи Денис Ковба досадно пополнил список кадровых потерь команды Анатолия Байдачного. А сам главный тренер внес диссонанс в общую будничность лихим послематчевым эпатажем.

Интересно, что в славянском ряду футбольной постсоветчины мы стоим посередине. Не в смысле табличной строки, а в ощущении будущего. Блистательно выигравшая отбор после ряда неудачных проб и результативных ошибок Украина. Заполонившая суперклубы легионерами, но установившая на берегах Днепра общий знаменатель и имеющая крепкий легион. Летом в Германии будет крайне занимательно созерцать плоды трудов Олега Блохина со товарищи. У России напротив — очередная Цусима. Возвысившая национальный чемпионат до уровня успешных притязаний на клубные евротрофеи, вбухавшая в маститый импорт многие миллионы, страна все еще держит сборную на правах падчерицы. И форсировать отборочный Рубикон уже не в силах едва ли не лучший тренер одной восьмой части суши, и непроходимой оказывается группа, какую нам только дай.

В отличие от России у Беларуси неудача, но не провал. И пятое место кажется адекватнее третьего с учетом всех субъективных факторов. Вопрос в том, куда, к какому кровному брату с этого места проляжет наш завтрашний путь. Как-то уж очень хочется увидеть в расцвете сборную, контуры которой, пусть и недостаточно четко, но весьма интригующе наметил отшумевший отборочный цикл.

Сергей КАЙКО

Черные дни и белые тапочки

Великий норвежский драматург Генрих Ибсен работал в молодости аптекарем. Однажды к нему пришел крестьянин с двумя рецептами: один был выписан врачом жене, а второй — ветеринаром для коровы крестьянина. Ибсен дал ему лекарства и сказал:

— Вот это — для вашей жены, а это — для коровы. Будьте внимательны и не перепутайте — иначе ваша корова может околеть.

Вчера, сегодня и завтра к аптекарю Байдачному будет стоять очередь из страждущих дать рецепты. А что предложить от перманентной хвори, когда на полках лишь просроченные горчичники да молодые побеги сосновых шишек? Уже не будет сиропа от Белькевича, разобрали убойные эликсиры от Ромащенко и Глеба. Из-за угла из мелкокалиберных винтовок строчит пресса, из крупнокалиберных гаубиц стращают верховные саны. И впрямь: не так страшны шальные пули, как ошалевшие стрелки. Но что прикажете делать? Перечитать свежую норвежскую сагу “Опять пошли своим путем, но к той же маменьке”? Нет уж, увольте. Если и шестой муж бьет вас по морде, то дело не в муже, а в морде. Разве шесть шишек на лбу — еще не доказательство того, что стена действительно существует? Если время нас не лечит, значит, оно нас, увы, не учит. Последний бездарный водевиль не показал, на что способны наши актеры второго плана? Поколение неудачников сменила новая волна.

И что она несет? Та же психология ущербности и никчемности. Некий налет патриархальности, как нафталиновая заставка бэтэшного “Третьего тайма” с ликами давно сошедших с полей персон. Сумма жизни нашей сборной равна множеству нереализованных возможностей и одной реализовавшейся нелепости? Вряд ли этот посыл верен, даже записывая в реестр несуразностей кишиневский нокаут. Ведь мы опять посудачим о пирамиде всего футбольного здания, почехвостим наш неведомо куда и незнамо зачем ковыляющий чемпионат, полинчуем тренера, возможно, назначим другого и… И будем свято ждать и веровать в пришествие очередного чуда. Пожалуй, прав был Николай Васильевич Гоголь: “Нашего человека надо уважать хотя бы за намерения”. Вот с ними у нас проблем как-то нет. Нарисуем сами себе сказочный остров Калипсо — и в путь. А маршрут родной шлюпки прост: очарование — ожидание — разочарование — опустошение — бичевание. Он вместил все. Первый за десять лет подбитый выездной глаз в Глазго, две летние невзрачные “рыбешки” с шотландцами и словенцами, три гвоздя в весенний итальянский сапог, четыре изумительные пиццы с родины Тотти, V съезд профсоюзов и, наконец, завершившийся шестой отборочный цикл. Вы не заметили за собой скорейшего ожидания конца последней отборочной корвалольно-карнавальной ночи? На одних были маски, на других — уже не было лица… И как все возрадовались финальному свистку, возвестившему о временном отдыхе тлеющего организма. Ребята действительно бились с викингами, как умеют. Беда в ином — умения мало. Да и биться, у нас повелось, предпочитаем на других полях. За кукурузу, за овес. А без Глебушки какой хлебушек мы можем собрать в свои закрома? Тут ежели и состязаться, так с новоявленным молдавским механизатором Ковальчуком из московского совхоза “Спартак”…

И о поводыре. Точнее — голове. Жизнь голову Байдачному посеребрила, а позолотит ли ручку? С драгметаллами он как-нибудь сам разберется. А вот дадут ли ему возможность доработать контрактные два года? Или бурные аплодисменты делегатов очередного форума и означают команду “фас”? Почтенные, а желали бы вы побыть в шкуре Байдачного этой осенью? Попробуйте-ка под таким прессингом выстоять. Опущенная голова — приглашение сесть на шею. Байдачный голову не опустил. Его стоит уважать уже хотя бы за то, что он нашел в себе смелость озвучить “наш ответ Чемберлену”. А так ли уж много глобальных ошибок было у тренера? Ох, действительно хотелось бы выслушать профессиональный разбор полетов, а не каблучный звон во исполнение поручений.

Почему-то сейчас пришло на память наблюдение кавээнщиков: нельзя из букв “Ж”, “О”, “П” и “А” составить слово “вечность”. Привезите хоть Муринью в его эпатажном армячке, но он не выйдет с Булыгой и Ко на булыжную мостовую ни-и-икакого мундиаля. Пари? При отсутствии зубов на званых пиршествах горячее блюдо пожирают глазами. Пока нашим очам и предлагают лишь германскую телекартинку. И потом. Ведь если непрестанно рубить головы, начнут, пожалуй, рождаться люди, лишенные голов. Аксиома любой поспешной ротации. И Байдачный, и Курненин, и Пунтус — не отстрелянные патроны. Еще пари?

…На нашей улице траур. Ничто так не омрачает черные дни, как белые тапочки. Только эту обувь мы обязательно поменяем. В седьмом или восьмом циклах. А может?.. Ужели лишь в цели цель жизни моей?

Александр ШИЛОВИЧ

Конец изобилия

Еще недавно визитной карточкой белорусской сборной считались созидательные полузащитники. Мы могли проигрывать важные матчи, иногда вчистую, но все равно у команды был уникальный облик. По моему стойкому убеждению, его формируют игроки такого плана, как Белькевич или Ромащенко. Пока они находились в строю, наша дружина дарила надежду, что в один прекрасный момент остроумные задумки лидеров позволят добиться чего-то более осязаемого, чем удовлетворение от одного их присутствия на поле — например, путевки на топ-турнир. Когда же вспыхнула звезда Глеба, то обнаружился избыток представителей этого амплуа, способный стать предметом зависти многих отнюдь не слабых сборных. Для Анатолия Байдачного изобилие не явилось головной болью: он выбрал в качестве основной смелую тактику 4-2-3-1, будто придуманную, чтобы найти место на поле всем троим нашим светлым головам. Поначалу решение выглядело абсолютно верным. Сборная всерьез включилась в борьбу за место в плей-офф, и даже серьезная травма Ромащенко не перечеркнула амбиций. Ведь у нас оставались Белькевич и Глеб: диспетчерами такого класса могла похвастаться только Италия во главе с Франческо Тотти. Но увы, оба не реализовали свой потенциал. Валик, похоже, просто устал от футбола и в последних матчах представлял пародию на самого себя. И дело вовсе не в том, что ему не хватало физических кондиций. Пропало то, что всегда отличало Белькевича, — склонность к оригинальным, неожиданным ходам. Чаще всего он просто отыгрывался с партнерами и крайне редко обострял игру, усредняясь с командой. В этой ситуации решение завершить выступления за сборную выглядит зрелым и достойным большого игрока. Его наследником должен стать Глеб, не уступающий Валику по одаренности. При этом его перспективы кажутся намного более радужными, ведь Александр сумел рано раскрыться и попасть в сильный чемпионат. Глеб-старший, безусловно, является сейчас самым известным белорусским игроком в Европе, не за красивые глаза выходит в основе “Арсенала”, только вот в национальной команде ему долгое время никак не удавалось исполнить партию первой скрипки и показать игру, близкую к лучшим матчам тех же Белькевича или Ромащенко. И, наконец, на минувшей неделе в Шотландии это произошло. Возможно, благодаря тому, что уже никто не оспаривал его верховенство на поле, Глеб вмиг избавился от привычки передерживать мяч, стал смотреть на партнеров и раздавать блестящие пасы, чем во многом предопределил первую за десять лет официальную победу сборной на выезде.

Пока это был только всплеск, потому что в Минске болельщики Александра не увидели. А в распоряжении Анатолия Байдачного не оказалось ни одной из тех светлых голов, которые так хорошо вписывались в тактику 4-2-3-1. И все же наставник не отказался от смелого построения. Как же! Ведь мы играем в зрелищный футбол. Наши ребята вновь старались взять мяч под контроль, только вот не знали, что с ним делать. При этом футболисты не отбывали номер: было много беготни, то есть, извините, тактических перемещений, хватало жестких единоборств, проскальзывали волевые порывы. А вот чего недоставало, так это творчества, нестандартных решений. Таким оказался облик сборной, плеймейкером которой был Булыга. И это не упрек Виталию. У него свои сильные стороны — скорость, напор. Благодаря этим качествам Булыга практически в каждом поединке имеет моменты, но, к сожалению, далеко не всегда их реализует. Что поделать, не обладает он хладнокровием и точностью удара, чтобы стабильно использовать такие шансы, как на 80-й минуте матча с норвежцами. Но ведь тот момент Булыга сотворил сам, в одиночку, неожиданным прессингом вынудив Хагена ошибиться. А что создала вся наша сборная, действовавшая так смело?..

Заявления Анатолия Байдачного о том, что его команда всегда будет играть в атакующий, привлекательный футбол, можно сравнить с намерением девушки весом в полтора центнера выиграть конкурс красоты. Нет, это не намек, следующий за словами главнокомандующего, что у футболистов сборной имеется лишний вес (разве что килограмм-другой — и то только у тех, кто лишен постоянной игровой практики). Это призыв реальнее смотреть на вещи. Тем более что сам Анатолий Байдачный просит взглянуть правде в глаза: наши легионеры не являются лидерами своих, отнюдь не самых авторитетных клубов, а иногда даже не проходят в состав. Конечно, счастье, что у нас есть Глеб и Ромащенко. Но еще неизвестно, сможет ли Александр тянуть команду так же, как в Глазго, и как быстро вернется на прежний уровень Максим. В любом случае сборная должна уметь играть и без созидателей.

Оге Харейде, кстати, это понял. Ведь в начале цикла он тоже использовал схему 4-2-3-1, но после ничьей с белорусами от нее отказался, потому что в его распоряжении нет вообще ни одного плеймейкера. Наставник был прав. Посмотрите, как сейчас действуют норвежцы: четкое распределение ролей в обороне, отработанные взаимодействия при переходе в атаку, комбинации без изюминки, пас всегда следует на свободного игрока, отрепетированный розыгрыш “стандартов”. Игра этой команды не особенно зрелищна, в ней никто не выделяется. Но система работает, позволяет забивать голы и создавать не так уж мало моментов. Это близко к максимуму, на который способна скандинавская дружина. Нам же остается нереализованный потенциал.

Константин ЛОБАНДИЕВСКИЙ

“Прессбол” уступил норвежской “All Stars”

Международный матч-прогноз “Прессбола” с норвежской “All Stars” завершился поражением нашей команды — 0:2. Успех скандинавам принесли голевые удары Кая Педерсена (“NTB”), предсказавшего победу норвежской “молодежки” в Борисове со счетом 3:2, и Дави Ватне (“TV 2”), угадавшего результат встречи национальных сборных в Минске — 1:0 в пользу гостей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?