С места события. В карете прошлого “приплыли”...
Даже двухэтажные автобусы, курсирующие между конечными точками с чисто символической выдержкой графика, стараются держать строй, хотя систему их движения бесплодно силятся объяснить в том числе и водители со стажем. С этих позиций кого ни возьми, для всех Олимпиада — зло. Ведь Игры, подминающие под свои интересы любые сторонние графики-расписания, превращают мир в кэрроловское зазеркалье. То самое, где любая вещь превращается в чепуху, не являясь тем, чем привыкла быть на самом деле.
Например, метрополитен, казалось бы, наименее зависимая от наземных катаклизмов транспортная служба. Пропорционально сокращению полос движения во имя выделенной олимпийцам колеи на улицах ощутимо выросло количество пробок. Узкие улочки и плотно слепленные дома тому существенно способствовали, вынудив людей массово спускаться в “трубу”. Там к наплыву посетителей оказались не готовы, хотя тренировки по устранению коллапса контрмерами велись добрых полгода. Тотальная несостоятельность “детей подземелья” обнаружила себя в понедельник, когда сбои в системе привели к опозданию целой армии (порядка 40 тысяч!) волонтеров на репетицию открытия Игр. Вослед этому газета “London Evening Standard” посвятила всю первую страницу инструктажу читателей по теме “Как не застрять в трафике до конца недели”. Контурно обрисовав даты и сопряженные с ними мероприятия, журналисты обозначили “горячие точки”, от которых следует держаться подальше. В свете последних событий туда предсказуемо угодили и ряд станций “андерграунда”.
Любопытно, что метрополитен, несмотря на статус и исторический авторитет, скрывать несовершенство даже не пытался. Более того, руководство подземки перестраховалось и сыграло на опережение. Станции, где проведение ремонтных работ — столь же перманентное явление, как перекладка асфальта на самых оживленных улицах Минска, пестрят агитационными плакатами. Их цель едина и незамысловата: отвадить путешественников от визита на определенные остановки либо же хоть немного, но сократить пребывание там публики. Лучше всего акции подходит слоган “Mind the gap”, которым подземные технические службы козыряют по громкоговорителям едва ли не каждые две минуты. Аналог нашего “соблюдай дистанцию” требует от людей не заходить за ограничительные линии, не толкаться рядом с путями и в целом вести себя благоразумно в непосредственной близости от подвижного состава. Впрочем, нещадно эксплуатирующийся девиз настолько осточертел столичным жителям, что без иронии уже не воспринимается. Например, принт с фразой уже доводилось встречать на паре сувенирных носков разного цвета и откровенном женском белье…
К слову, серьезно относиться к метро в Лондоне перестаешь, едва узнаешь историю о первом в городе эскалаторе. В 1898 году его поставили под сводами крупнейшего на тот момент торгового центра столицы, однако не могли завлечь людей на обкатку, хотя владелец планировал с помощью “движущейся лестницы” повысить посещаемость и соответственно товарооборот. Дабы инновация оправдала себя, глава торговой точки принялся наливать смельчакам, изъявлявшим желание ступить на дорожку, бокал бренди. Так сказать, для притупления чувства страха. “Только после этого дело пошло на лад. А теперь зацени: именно в нашей подземке до сих пор работает один из самых длинных эскалаторов в Европе! Смекаешь, сколько должно было уйти алкоголя, чтобы заманить людей в “трубу”? С тех пор, кстати, о том перегоне говорят: если поедешь трезвым, непременно свихнешься! Неспроста, а?” — озорно подмигивает собеседник-таксист, очевидно, чувствующий превосходство над подземными собратьями по движению.
Кэбмены в Лондоне вообще отдельная каста. Отчасти потому, что считаются лучшими знатоками города: периодически каждый из обладателей лицензии призывается к экзамену на владение предметом. Провалы крайне редки, поскольку в течение трех лет перед посадкой за руль черного “Остина” потенциальные короли дорог проходят специальный курс на заучивание транспортных развязок столицы вплоть до мельчайших деталей. Из которых навскидку вопрос о Савой корте — единственной улице Лондона, где движение правостороннее в силу специфической конфигурации развязки — наипростейший…
Отчасти репутацию себе заработали сами таксисты: столь разнородной публики не встретишь даже возле гламурной площади Пикадилли, куда стекаются толпы туристов со всех краешков земли. Среди повелителей баранки молодцеватые ирландцы с руками, пестрящими тату кельтских крестов и воинствующих мифологических персонажей. Знающие себе цену валлийцы среднего возраста, чья речь за считанные секунды успевает перекочевать из чего-то членораздельного в поток шаманских заклинаний и обратно. Здесь же возрастные англичане, которые в одинаковой степени способны оказаться как примерными семьянинами, так и серийными убийцами — Джек-потрошитель позавидовал бы. Объединяет их (помимо профессиональных обязанностей, разумеется) любовь к обстоятельной беседе в ходе путешествия. Достаточно лишь дать повод к диалогу — и уже через считанные мгновения готовьтесь рассуждать о политике Дэвида Кэмерона, планах МВФ по спасению Испании, погоде в Афинах (“У меня туда жена на отдых поехала”) или очередном выпуске какой-то локальной викторины, прошедшей по экранам сутками ранее. Если озвученные ответы придутся по душе, то высока вероятность обзавестись в Лондоне добрым приятелем и даже, по утверждениям старожилов, выпить с ним в пабе по бокалу эля на закате дня. В противном случае кэб окутает волна ледяного молчания.
Ах да, избавь вас господь от “палева” на спортивной тематике! Любители “Арсенала” восторг по адресу “Челси” или “Тоттенхэма” точно не разделят — равно как не умилятся симпатиям к “Милуоллу” поклонники “Вест Хэма”. Бить, конечно, не будут (хотя демонстративное почесывание бицепсов со все теми же кельтскими крестами никто не отменял), а вот парочку язвительных фраз обронят наверняка. Например, невзначай намекнут, что любителям спорта столь сомнительного качества куда уместнее было бы не двигаться в сторону Бэнксайда или Сохо, а посетить Брикстон. Район, как легко понять, не из приятных: аналогии в виде Булонского леса или Шабанов тому подтверждение.
За двое суток до старта Олимпиады в напряжении замерли не только болельщики со спортсменами, но и организаторы. Транспортный коллапс угрожает парализовать всю систему движения и перечеркнуть работу в этом направлении отцов Лондона. Последние, выступая в прессе каждый божий день, бодрятся, обещая людскому потоку бесперебойное движение. Однако верится оптимистичным прогнозам с трудом: по воскресному прилету в “Гэтвик” сборная Испании по теннису 4,5 часа добиралась из аэропорта до Олимпийской деревни. Говорят, Алекс Корретха чуть не сошел с ума, когда автобус четвертый раз за ночь (“Фурия роха” прибыла на острова в пол-одиннадцатого) вырулил к Пикадилли…
Зато совершенно никаких проблем с перемещением по столице Олимпиады нет для коронованных особ королевской и олимпийской семьи. Даже гужевая карета Ее Величества передвигается по олимпийским объектам быстрее автомобилей с двигателями в сотни лошадиных сил. Шутка ли, Елизавета II устроила в Лондоне специальный прием в честь прибытия делегации МОКа, на котором Жак Рогге вручил монарху медаль… чемпионки ХХХ летних Игр.
Белорусов такая “удача” обходит стороной, пролетарских монархов “пресвятая” семья не жалует. Но и дорожные катаклизмы, на счастье, нас тоже пока не касаются. Намедни добралась в Лондон и уже опробовала олимпийские корты наша теннисная прима Виктория Азаренко. Прибыла и обосновалась в столице Великобритании главная гребная надежда страны Екатерина Карстен. Собственными глазами довелось увидеть в Гринвиче отечественного участника троеборья — в боксе, украшенном национальным флагом, рыл копытом землю красавец жеребец. Так что с трафиком вне спортивных объектов у белорусов проблем не возникло. Здорово было бы, если бы соотечественники избежали его и на аренах — непосредственно во время состязаний.
27 июля Елизавета II даст официальный старт всемирному празднику спорта. Интересно, какую медаль вручат ей на финише?..
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь