ЭКСПЕРТИЗА. ...До лучших дней
С подобным посылом в принципе были солидарны и прессболовские эксперты. На сей раз в этой роли согласились выступить Андрей САЦУНКЕВИЧ, Андрей СОСНИЦКИЙ, Андрей ЮСИПЕЦ и Александр ВЯЖЕВИЧ — игроки, защищавшие в 90-х годах прошлого столетия цвета главной команды страны. Всем же белорусским поклонникам спорта номер один остается лишь вспомнить слова из песни “Профессионалы” Владимира Семеновича Высоцкого: “За нами слово — до встречи снова! А футболисты до лучших дней”.
Андрей Сацункевич: Хомутовский не подвел
— Матч получился не очень зрелищным, хотя иного ожидать было трудно — норвежцы всегда проповедуют силовой футбол с акцентом на длинных передачах и игре на “втором этаже”, в которой скандинавы большие мастера. Отрадно, что белорусы в этом плане им мало в чем уступали. Ребята действовали с огромной самоотдачей, боролись, не щадя ни себя, ни соперника. Однако, к сожалению, уступили. Поэтому считаю итог противостояния с норвежцами несправедливым. Команда Оге Харейде не заслуживала победы, наши же были достойны лучшей участи. Забей Виталий Булыга гол на 80-й минуте, уверен, все закончилось бы закономерной ничьей. Увы, полузащитник самарских “Крыльев” в который раз в нынешнем отборочном цикле не использовал стопроцентный момент…
Что касается игры нашего вратаря, то Василий ХОМУТОВСКИЙ действовал на последнем рубеже обороны в целом надежно. Он был сконцентрирован, не отвлекался на всякого рода мелочи. Очевидно, Хомутовский подошел к матчу в хорошей физической и психологической форме. И не в последнюю очередь потому, что здорово сыграл в предыдущем поединке против Шотландии. Не скажу, что во встрече с Норвегией у него было много работы, однако в нескольких эпизодах Василий выручил команду. Это для голкипера — основное, главный критерий его игры. В пропущенном голе нет его вины, хотя отбей Хомутовский мяч после удара Солли не прямо перед собой, а в сторону, взятия ворот могло бы и не случиться. Однако здесь больше вопросов все-таки к нашим защитникам, позволившим Хелстаду практически беспрепятственно расстрелять “рамку”. Также считаю, что Хомутовский неплохо сыграл не только на “ленточке”, но и на выходах, допустив в этом компоненте футбола, по-моему, всего одну ошибку. А вот начинать атаки выбиванием мяча ногой, чем Василий грешил в первом тайме, не стоило. В результате тот нередко либо летел в никуда, либо становился добычей высокорослых гостей. За счет длинных пасов преодолеть оборонительные редуты было практически невозможно. После антракта Хомутовский исправился, стал чаще вводить мяч в игру рукой. Это позволило белорусам четче контролировать мяч. Думаю, в том числе и за счет этого нашей сборной удалось создать несколько опасных моментов у ворот Мюре.
Андрей Сосницкий: фланги слабее центра
— Действия нашей обороны оставили двоякое впечатление. Целостной игры не получилось. Не было необходимого взаимодействия между защитниками. Разумеется, при определении состава позиции Штанюка и Омельянчука не вызывали сомнений. На своем месте был и Островский. Левый фланг отдали Тарловскому, так как ему не раз приходилось действовать в задней линии на различных позициях.
Что касается центральных защитников, то, на мой взгляд, и Сергей ШТАНЮК, и Андрей ОСТРОВСКИЙ сработали добротно, даже несмотря на пропущенный гол. На их долю выпало много работы. Это обусловлено привычной стратегией норвежцев, использовавших длинные навесные передачи с флангов как раз в центральную зону перед штрафной. В борьбе наверху Штанюк, как и всегда, был очень хорош, внизу — в меньшей степени, но все равно выглядел уверенно. Практически то же можно сказать и об Островском, который еще раз доказал, что достаточно надежен и умеет выручать команду в трудных ситуациях. Штанюк и Островский провели в сборной много лет и поэтому, несмотря на большой перерыв, хорошо чувствовали и дополняли друг друга.
Об игре крайних защитников такого не скажешь. Зная Сергея ОМЕЛЬЯНЧУКА, могу утверждать, что он профессионально относится к себе, но в последнее время у него потерян игровой тонус: не попадает в основу в московском “Локомотиве”, пропустил из-за дисквалификации матч в Шотландии. Такие паузы не проходят без последствий. Вероятно, поэтому привычной мобильности и надежности у Сергея в этот раз не наблюдалось. И Игорь ТАРЛОВСКИЙ в этом поединке был мало похож на себя четырехдневной давности. Это легко объяснимо. Думаю, ему не хватило нескольких суток, чтобы полностью восстановиться после тяжелой и в целом успешной работы в Глазго. Наложила определенный отпечаток и смена позиции. Все же обязанности центрального и крайнего защитников существенно различаются. В частности, фланговый игрок обязан поддерживать атаку. В этом плане возможности Игоря оказались ограниченными, он мало помогал Калачеву. Наступательными действиями больше запомнился Омельянчук, особенно в первом тайме, когда часто взаимодействовал с Сащеко.
В то же время валить все на оборону тоже неправильно. У нашей сборной не получилась игра в атаке, инициативой долгое время владели норвежцы, которые быстро, за счет длинных передач, проходили середину поля. Потому задняя линия испытывала наибольшую нагрузку.
В целом за 10 матчей пропущено 14 мячей, вроде и немало. Но надо учесть, что 8 из них забиты итальянцами, на голову превосходившими по уровню мастерства соперников по группе. А в остальных 8 поединках в наши ворота влетело лишь 6 мячей, совсем немного.
Андрей Юсипец: дома хуже, чем в гостях
— Раз наша команда пропустила гол и проиграла, видимо, действия полузащитников нельзя признать удачными. Красивой игры, которую ждали зрители, не получилось. Вообще нашей сборной домашние матчи удаются хуже выездных. В гостях играем вторым номером, там больше пространства, есть кому организовать быстрые контратаки. Дома же приходится атаковать, брать инициативу в свои руки, а это совсем другая игра, требующая иного уровня мастерства. Кроме того, очень заметна была потеря ведущих хавов — Валентина Белькевича и Александра Глеба, ведь именно они конструировали атакующую игру. Все же Кульчий и Ковба больше расположены к оборонительной работе, впереди у них не всегда получается. А в поединке с Норвегией они не продемонстрировали слаженного механизма взаимодействия. Только в конце наметилась интересная связка Кульчий — Калачев. Но в целом комбинационной игры не вышло, в основном пробивались индивидуально. А когда Ковба получил травму, толку стало еще меньше. Поскольку обе команды, особенно гости, использовали длинные забросы мяча в штрафную, средняя линия частенько оказывалась не у дел, как говорится, “под мостом”.
Тимофей КАЛАЧЕВ в первом тайме оказался невостребованным, так как игра строилась через правый фланг. Ему приходилось смещаться в поисках мяча в центр, принимать передачи, стоя на месте, и нередко отыгрывать назад. Лишь где-то на 44-й минуте Тима получил мяч в свою зону, хорошо прошел по краю и прострелил. Во второй половине все зеркально переменилось: наши стали строить атаки через левый фланг. Калачев вышел на авансцену и был, пожалуй, лучшим в нашей сборной, может быть, за исключением Хомутовского. Однако и у него все сводилось к обводке, острых прострелов почти не было. Что-то стало получаться, лишь когда наметилось взаимодействие с Кульчием. Но было уже поздно…
Правый хав Денис САЩЕКО в первой части поединка все время находился в поле зрения. Он действовал либо индивидуально, либо накоротке с ближним партнером. Острые продолжения не получались ни у него, ни у центральных хавов. Все сводилось к приему в ноги и безуспешным попыткам обыграть один в один. Во втором тайме, когда фронт атак переместился на противоположный фланг, Денис потерялся и вскоре был справедливо заменен. По-моему, на его игровой форме отрицательно сказывается отсутствие игровой практики в шведском “Хальмстаде”.
Александр КУЛЬЧИЙ провел встречу с Норвегией на своем уровне, глубоко отходил назад, старался длинными пасами вывести на фланговую атаку Сащеко, но часто ошибался. Ему бы поискать Ковбу, покомбинировать с ним, однако этого не наблюдалось. Как говорилось выше, контакт, да и то запоздалый, был только с Калачевым.
Денис КОВБА проделал значительный объем работы, но слишком много играл индивидуально, часто неоправданно лез в обводку. Это имеет смысл на подступах к штрафной, но в центре поля надо играть в пас. И он, к сожалению, не искал Кульчия. Все же оба они в атаке слабее, чем в обороне. Жаль, что Денис получил тяжелую травму. Это старательный, надежный футболист, лучшие матчи у него еще впереди.
Виталий БУЛЫГА играл “под нападающими”. Много двигался, активничал, но так же, как и партнеры, грешил индивидуальными действиями. Он не оставил яркого впечатления, да еще смазал стопроцентный голевой момент, который по такой игре мог все решить. Подобное с ним случается нередко. Парень горячий, желание отличиться бьет через край. Когда он научится с ним справляться, его результативность станет выше.
Павел КИРИЛЬЧИК, выйдя на замену, дебютировал в сборной. Минут десять не мог получить мяч. Потом немного освоился. Ни ударами, ни острыми передачами не отличился, кроме одного момента, когда пяткой красиво отпасовал Кутузову.
В момент пропускания гола Кирильчик вместе с Кульчием и Калачевым находились рядом с бьющим, но ни один из них не смог ему помешать.
Хавбеки практически не били по воротам соперника, лишь Булыга однажды метров с сорока. Как же без этого забивать?
Александр Вяжевич: форвард — человек зависимый
— Учитывая те кадровые проблемы, которые испытывал тренерский штаб сборной Беларуси, нетрудно было предположить, что Анатолий Байдачный изберет тактическую схему с одним форвардом. Так оно и получилось. Единственное, нападающий — человек во многом зависимый: от партнеров, от того, насколько плотно против него действуют защитники. Виталию КУТУЗОВУ в этом плане было тяжело вдвойне. Во-первых, он остался практически без поддержки игроков нашей средней линии, находился, по сути, на “голодном пайке”, а во-вторых, за ним довольно пристально, особенно в первом тайме, присматривали норвежцы. Как следствие, Виталию приходилось часто низко “опускаться” (иногда даже на свою половину поля) в поисках мяча. Кутузов вынужден был выполнять чужую работу. Кроме того, он нередко получал мяч спиной к чужим воротам, что, разумеется, не добавляло остроты его действиям. Впрочем, это не столько вина Кутузова, сколько беда нашей сборной, в которой из-за отсутствия Александра Глеба и Валентина Белькевича попросту не нашлось плеймейкера, способного отдать острую передачу. У Александра Кульчия и Дениса Ковбы проникающие пасы вперед не больно-то и получались. Когда же последний травмировался, и вовсе стало сложно. Между прочим, я считаю, что арбитр несколько выпустил из рук нити игры, позволив скандинавам действовать жестко, а порой и грубо — один-два “горчичника” наверняка охладили бы их пыл.
В конце первого тайма и на протяжении второго, когда белорусы поджали норвежцев, Кутузову стало проще, а нашим удалось создать несколько опасных моментов, один из которых Виталий завершил хлестким ударом с разворота. Но Мюре парировал… Ну а как Виталий Булыга не забил, ума не приложу! Убежден, окажись на его месте Кутузов, он исполнил бы все как по нотам.
В середине второго тайма в помощь форварду “Сампдории” Байдачный выпустил Евгения ЛОШАНКОВА. Во всяком случае, мне показалось, что он вышел именно как второй нападающий. К сожалению, у него не многое получалось, и вскоре Евгений как-то сник. Не исключено, дебютант сборной просто не вошел в игру, а быть может, волнение, боязнь допустить ошибку настолько довлели над парнем, что он элементарно растерялся. В желании, самоотдаче ему, равно как и всем футболистам нашей команды, не откажешь, однако сыграл Лошанков явно ниже своих возможностей.
В целом же скандинавы не заслуживали победы. Наши, впрочем, тоже. Ничья стала бы справедливым итогом этого матча. Хотя, думаю, никто не будет спорить, что Норвегия предстала в среду более классной, мастеровитой и искушенной командой. Да и везет, как известно, сильнейшим. Впрочем, сыграй за белорусов Глеб или Белькевич, еще не известно, какие итоговые цифры горели бы на табло…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь