Лига Европы. Вокруг матча. Почувствуй эту любовь...
Когда встреча на Мерси подходила к концу, белорусы поинтересовались у англичан: “А мэр вашего прекрасного города посетит нынче вечером “Энфилд”?” Ливерпульские коллеги на секунду призадумались и с улыбкой ответствовали: “Видите ли, сэры, наш мэр вряд ли придет на футбол. Он не болеет за наш клуб. Он болеет за “Эвертон”.
Топить за “ирисок” — для достопочтенного градоначальника Джо Андерсона это, видимо, не только душевная привязанность, но и важный аспект политической платформы. Ведь у “Эвертона” в городе поклонников больше, чем у “Ливерпуля”. “Красные” популярнее в мире, они добирают свое за счет футбольной попсы — восторженного “глорихантерского” интернационала. В отчем же доме их торсида жиже. И если ты хочешь сделать политическую карьеру в Мерсисайде — ставь на “синий” электорат.
Если бы я жил в Ливерпуле — тоже голосовал бы за Андерсона. Мне ближе человеческая простота и суровый профиль “Эвертона”. Он проще. Он старше. Он понятнее. Он, в конце концов, породил и вечного своего конкурента — “Ливер” возник на базе конфликта “ирисок” с городскими властями. Но, болея за “синих”, я точно ничего не имел бы против “красных”. Потому что здесь так заведено. Любовь к одним не обязывает ненавидеть других. Одно из самых знаменитых дерби на земле обходится без вражды. И это удивительно.
В футболе много чего сдвинуто по фазе. Фанаты “Реала” ненавидят фанатов “Барселоны”. Фанаты “Интера” в гробу видали фанатов “Милана”. Фанаты “Селтика” проклинают фанатов “Рейнджерс”. И чем ближе к третьему миру, тем гадостнее все в этих епархиях. Российские ультраправые, двинутые на национальной идее. Их сербские собратья, такие же бесноватые славянофилы. Польские утрас, отмороженные на всю свою пустую голову. Наши красавцы, вывешивающие скабрезные баннеры и гордо скандирующие непристойности в адрес соперника.
В Ливерпуле все не так. Это другой уровень сознания. О чем вам скажет Стивен Джеррад, в детстве расхаживавший в эвертоновской футболке, а жизнь посвятивший “Ливеру”. Об этом скажут улицы главного города Мерсисайда, где под музыку “Битлз” бок о бок, а подчас и держась за руки, разгуливают болельщики двух клубов-соперников. О том же возвестят клубные магазины, располагающиеся в одном здании в пешеходной части Ливерпуля. Клиент часто в один заход посещает оба и в обоих что-нибудь покупает.
Об истоках этого добрососедства можно погадать. Вероятно, болельщиков примирило время — обоим клубам больше века от роду. Наверняка к толерантности воззвала трагедия на “Хиллсборо”, где в давке погибли 96 “красных” болельщиков. Фанаты обеих ливерпульских команд тогда связали синие шарфы с красными и соединили этой пестрой лентой “Энфилд” с “Гудисоном”. А возможно, все проще — ненависть банально уходит на экспорт. В Манчестер — тамошние “дьяволы” давно служат для “Ливерпуля” мерзостным пугалом.
Мирной и дружелюбной была обстановка и на давешнем матче. “Энфилд” пел, кричал, заходился овациями, но ни разу не позволил себе оскорбить соперника. Больше того — трибуны поощряли едва ли не всякое успешное действие гостей. Подкат Матвейчика, удар Воронкова, отбор Козеки — “Энфилд” ободряюще рукоплескал и просил еще.
“Гомель” проиграл. И, кажется, сильно тому не опечалился. Это правильно. Как в Англии никого не расстраивает дождь, так нам не пристало огорчаться поражениям от грандов. Мы еще слишком малы, чтобы рассчитывать на другую судьбу. Когда “Ливерпуль” в конце ХIХ столетия стартовал в Ланкаширской лиге, на белорусской земле о существовании футбола даже не догадывались. Первый удар по мячу в наших юдолях был официально зафиксирован через двадцать лет. Что интересно — в Гомеле.
Выражаем признательность руководству ФК “Гомель” за содействие в работе корреспондента “ПБ” в Ливерпуле.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь