$ 75 000 000 на Раубичи. А через два года здесь будет город-сад
Минует лишь два года — и все преобразуется! В этом “ПБ” заверил директор РЦОПа Андрей АСТАШЕВИЧ.
— На интернет-страничке Раубичей до сих пор висит перспективный план развития на 2009-2012 годы. И там есть все — вплоть до бассейна, новых трасс и современного стрельбища. Что же не стряслось?
— Вопрос можно поставить и так: что не срослось? Да, планы были. Мы их рисовали еще в 2006 году, когда вместе с вице-премьером Дражиным пытались завлечь в Минск чемпионат мира. Но тогда выиграл Ханты- Мансийск. Финансирования нам не дали. Его источники распределяются постепенно. Сразу все комплексы объять невозможно, поэтому ждали, когда достроят Стайки, Ратомку…
— Я была свидетелем, как там дело двигалось. Зазывали президента, показывали разруху, он давал указание начать реконструкцию. И быстренько эти объекты включали во все возможные программы. Проявляли ли Раубичи подобные инициативы в вашу бытность директором?
— Мною даже письмо было написано на имя главы государства. Он сюда приезжает каждый год. Всегда докладываем, что необходимо комплексу, и выходим с просьбой. В 2010 году президент поддержал наши порывы. Совет министров утвердил план, и мы начали постепенно двигаться вперед. Сделали инвестпрограмму, все расписали. Реконструкция начнется в октябре, когда национальные команды уедут на снег. Согласно приказу Минспорта, заказчик и главный распорядитель финансовых средств — РУП “Дирекция строящихся объектов Минспорта”. Все договорные отношения проходят через него. Генподрядчик уже выбран, его предложило наше министерство. Это ОАО “Минскводстрой”, у которого уже есть опыт работы в Стайках и на гребном канале в Заславле. Совмин генподрядчика утвердил. Будем сотрудничать. Надеюсь, он в профессиональном плане подготовлен.
— Очевидно, если возникнут претензии по качеству строительства, предъявлять их следует к дирекции Минспорта.
— Естественно. Я как руководитель эксплуатирующей организации приму объекты у заказчика. Если мне что-то не понравится, буду на все нюансы показывать пальцем.
— Надо полагать, только что прошедший летний чемпионат страны станет для биатлона последним соревнованием перед двухлетней паузой?
— Да. Чемпионат пройдет еще в лыжных гонках, и все. Однако тренировочный процесс и биатлонистов, и гонщиков будет продолжаться. Конечно, некоторые предлагали полностью закрыть комплекс на реконструкцию. Строителям так было бы удобнее, чтобы никто под ногами не болтался. Но нас это не устраивает. Раубичи — база подготовки десяти зимних видов. Поэтому проведем реконструкцию поэтапно.
Взгляните на план. На первом этапе будет задействована правая сторона роллерной трассы (если стоять лицом к стрельбищу). В октябре начнем вырубку леса для абсолютно нового, спринтерского круга: за стрельбищем наконец-то появится трасса длиной 1,5 километра.
— С лесхозом вопрос решен?
— Со всеми заинтересованными сторонами. Осталось только взять паспорт вырубки и приступать. Программа реконструкции трасс, естественно, согласована со всеми федерациями — и биатлона, и лыжных гонок. Экспертов, измеряющих крутизну и плавность склонов, все устроило.
Полностью, по специальным технологиям, поменяем покрытие трассы со старого на современное. Его ширина увеличится с 4 метров до 6. Плюс по метру с каждой стороны предусмотрены зоны безопасности. Дополнительно на крутых подъемах и спусках сделаем контруклоны. Проведем коммуникации для освещения и телевидения, оборудуем площадки для установки камер. Установим ограждение от частного сектора, расположенного довольно близко.
— В общем, коров на трассе больше не будет.
— Ни коров, ни посторонних пешеходов, ни мотоциклистов, ни тракторов. Все для того, чтобы обеспечить комфортный соревновательный и тренировочный процесс.
— Работы начнутся прямо с 1 октября?
— Нет, дождемся, как дадут отмашку контролирующие органы строительной отрасли.
— Так зимой — подготовительные работы, асфальт начнут класть не раньше весны. Надо ли ожидать, что к будущему летнему сезону правая часть будет новехонькой?
— Да. И приступим к левой части трасс. Тренировочный процесс не нарушится. Так же мы поступали и при реконструкции к чемпионату Европы 2004 года. Опыт есть. Кардинальных изменений по левой стороне не планируется, разве что вместе с расширением трассы намечено и строительство новых, более широких мостов.
Одновременно следующим летом приступаем к строительству нового стадиона. Это самая глобальная часть реконструкции и очень затратная. Деревянные “финские домики” (их шестнадцать), которые расположены слева от стрельбища, снесут. На их месте возведут четырнадцать благоустроенных двухэтажных командных раздевалок. Эти коттеджи приспособят и для проживания. В отличие от “финских домиков” в них будут все удобства (отопление, канализация). Комнаты двухместные. Всего 110 мест.
Неподалеку, у подножия горы откатки лыж, поставим стационарные вакс-кабины (для подготовки лыж) на 50 стран. В летнее время используем их для хранения инвентаря и оборудования: велосипедов, матов, чего угодно.
Перейдем к сердцу будущего комплекса. Левый и правый брустверы, ограничивающие чашу стрельбища, будут снесены вместе с расположенными на них трибунами. Слева пророют подземный переход, благодаря которому спортсмены, тренеры, судьи и разного рода персонал будут ограждены от внимания зрителей и смогут спокойно попасть на стрельбище.
Трехэтажный судейский павильон, называемый в народе “вертолетом”, останется. Перед ним, прямо на старом роликодроме, выполняющем функции стартового городка, возведут новое масштабное здание вытянутой формы с помещениями для прессы, судей, секретариата, допинг-контроля и так далее. Новые трибуны станут его логическим продолжением.
— На какое количество зрителей они рассчитаны?
— На пять тысяч, а учитывая приставные трибуны из металлоконструкций — на семь. Плюс позаботимся об обустройстве мест (островков для зрителей) вдоль лыжных трасс. Удобства для болельщиков создадим максимальные. Предполагаем установить на стрельбище два табло. Одно — слева от рубежа, второе — справа на выходе со стадиона. Они оба будут просматриваться с трибун.
Тренерская и судейская биржи на стрелковом рубеже расположатся двумя ярусами. Закупим 41 электронную мишенную установку “Курвинен” финского производства. Чтобы улучшить условия тренировок, на месте правого бруствера построим крытый 50-метровый тир на 10 установок, куда можно будет заезжать на роллерах.
— Шикарно.
— Если возникнет необходимость, например зимой, в лютый мороз, можно организовать и въезд в тир на лыжах: бросим специальное покрытие, и все.
— А тоннель, в котором можно кататься круглый год, построят?
— Такого объекта в инвестпрограмме нет.
На месте зеленой поляны, где сейчас расположен разминочный городок, построим новый роликодром, там разместятся зоны старта и финиша. Уверен, роликодром будет востребован многими сборными по конькобежному спорту. Штрафной круг заасфальтируют справа, как раз между тиром и выходом со стадиона — на месте правого бруствера.
Предстоит очень много земляных работ, которых требуют коммуникации, подводки к осветительным мачтам и так далее. Поэтому все закончим не раньше конца 2014 года.
— Значит, предолимпийскую подготовку наши биатлонисты будут проводить в 2013 году не в Раубичах.
— Да, это придется принять как данность. Если мы каждый год станем подстраиваться под Олимпиаду, то так и будем лишь мечтать о реконструкции. Давайте все сделаем хотя бы к Рио-де-Жанейро. Постараемся, конечно, уложиться в максимально сжатые сроки. Надеюсь на строителей.
— Какова сумма предполагаемых затрат?
— На объекты биатлона, реконструкцию гостиницы N 1, благоустройство, коммуникации, котельную, новый крытый каток уйдет примерно 65 миллионов долларов.
— В Раубичах планируется еще одна ледовая площадка?
— Да. Ее построят несколько левее уже имеющейся. И новый каток будет немного больше, рассчитан на двенадцать раздевалок, так как старый уже не вмещает всех желающих. Рядом за счет привлеченных внебюджетных средств начинается строительство более комфортабельной гостиницы на 50-60 мест. Хотелось бы, чтобы к лету оно завершилось.
— Гостиница будет частной?
— Нет, инвестор передаст ее в республиканскую собственность.
Кроме того, на въезде в комплекс за счет собственных средств весной начнем реконструкцию теннисных кортов, футбольной и баскетбольной площадок.
— Болельщики могут забеспокоиться: Раубичи возьмутся сразу за все — за корты, катки, гостиницы, а денег на реконструкцию стрельбища не хватит?!
— Чтобы не было недопонимания: каждый объект в инвестпрограмме имеет свою стоимость, у каждого — свое финансирование. Перебрасывать деньги с объекта на объект нельзя. Поэтому пускай биатлон не переживает за фристайл, а фристайл — за хоккей.
Ведь вы знаете: в хоккее, например, все нормализовано, организовано и распланировано на многие годы вперед. С 2013-го в Раубичах на постоянно действующем сборе будут находиться уже три возраста игроков, а в дальнейшем и все пять. Льда не хватает, и новый каток просто необходим…
Полным ходом идут работы в медико-восстановительном центре, который сдается в первом квартале 2013 года. По новому проекту там будут три бани: две из них на дровах. Места хватит всем. 25-метровый бассейн вырастет рядом с гостиницей N 2, сети уже вынесли, площадка очищена. Документация по нему еще не готова, запуск объекта планируем к 2014 году. Кстати, мы попросили инвестора, чтобы он выделил в бассейне помещение для установки лыжероллерного тредбана.
— Такого, как в австрийском Рамзау?
— Да. Стоит он порядка двухсот тысяч евро.
Займемся и благоустройством водоемов. Реконструируем дорожки, чтобы спортсменам было где наедине с природой отдохнуть. Не все же им пахать на лыжероллерах! У нас, оказывается, на территории и биосферный заповедник есть, где произрастают растения, занесенные в Красную книгу.
За счет привлеченных средств будет возведен еще один объект — недостроенный дом-гостиница, расположенный у самого правого участка роллерной трассы, недалеко от озера. Работы идут, проект вышел из экспертизы. К зиме накроют крышу. Все планируется выдержать в альпийском стиле. Рядом, почти на самом берегу, возведут футбольный стадиончик 80х40 с искусственным покрытием, прорезиненными легкоатлетическими дорожками и тренажерным городком. Таких спортсооружений в Раубичах еще не было. Общая сумма привлеченных на реконструкцию комплекса внебюджетных средств составит около 10 миллионов долларов.
— Но мы ничего еще не говорили про визитную карточку комплекса — трамплины.
— Сейчас, согласно поручению главы государства, прорабатывается вопрос по строительству К-90, на котором можно проводить соревнования. Второй трамплин, К-60, будет разминочным. Кроме того, чтобы этот вид спорта не умер в нашей стране, Минспорта совместно с федерацией поручено найти в Минске места для установки трамплинов, пригодных для детско-юношеского спорта. Однако пока речь идет о целесообразности этих объектов.
— Понятно, что это дорогое удовольствие.
— Трамплин К-90 стоит 2,5-3 миллиона евро. Плюс его надо будет содержать. Затраты большие, поэтому надо осознать, нужно ли это нам. Но реконструкция необходима, потому что трамплин, сами видите, в каком виде. Если просто покрасить и будет стоять — это одно, а если сделать новый — совсем другое.
Что касается фристайла, то все уже реконструировали, оценку от международной федерации получили хорошую, будем регулярно проводить этап Кубка мира. Этой зимой он стартует 9 февраля, а за неделю до него — юниорский чемпионат мира. То есть еще раз повторю: реконструкция не означает закрытия комплекса.
— А что слышно с проведением международных соревнований по биатлону? Представитель ИБУ Франц Бергер обещал на следующий год вновь прибыть с инспекцией.
— Отлично! Уже будет, что показать. О сроках его визита не в курсе, меня в известность никто не ставил. Но приезд представителя ИБУ закономерен, он облегчит получение новым стадионом лицензии “А”, так как по регламенту положено контролировать строительство на каждом этапе. Желательно, чтобы Бергер приезжал как можно чаще. Экспертная оценка необходима.
— Вы входите в исполком Белорусской федерации биатлона. Какие планы на привлечение этапов Кубка мира?
— Конгресс ИБУ пройдет в Беларуси в 2014 году, значит, он рассмотрит заявки на 2018-2019 годы. К этому времени мы будем готовы к проведению этапов Кубка мира и чемпионата мира на триста процентов! Этап Кубка Европы, чемпионат Европы, юношеский чемпионат мира — на эту линейку соревнований сможем рассчитывать вскоре после реконструкции Раубичей. Все зависит от федерации. Здесь главное — консолидироваться и проявить желание.
— Глава КГБ и БФБ Вадим Зайцев весной прошелся по вам довольно жестко: “Андрей Владимирович не хотел конкуренции. Хотел длительного и единоличного управления Раубичами. И еще желательно, чтобы там не было туристической и физкультурной индустрии, а была исключительно бюджетно-спортивная. Увы, не получится”. (“Вадим Зайцев: Пуаре и КГБ. “Речь о серьезных издержках в управлении”, “ПБ” от 3.05.2012)
— Эти слова я наизусть знаю. И предугадываю ваш вопрос. Поймите, как человек от спорта, который прошел и интернаты и другие составляющие, считаю: спортивная база должна быть базой. Ни о каком туризме, если здесь проходят подготовку национальные команды по десяти зимним видам спорта, речи идти не должно. Только в свободное от тренировок время. Да, есть пустые межсезонья — октябрь-ноябрь и март-апрель. Здесь я “за”. Однако уже сейчас мы выходим на стопроцентную загруженность комплекса — как раз за счет хоккея. Раньше было так: лыжи-биатлон уехали — мы испытывали вакуум. Сейчас, не нарушая взаимодействия с биатлонистами, у нас есть возможность привлечь другие источники дохода — в лице хоккейных команд. Проводим кэмпы. К примеру, прилетал из НХЛ Ковалев, жил здесь целый месяц. И дети — как из Беларуси, так и из России — проходили здесь обучение. Разве это плохо? Поэтому и говорю: я за то, чтобы РЦОП был закрытым учреждением наподобие подмосковного Новогорска. Туда туристов не пускают! У нас им открыты двери в Силичах, Логойске и так далее. Но здесь должен идти планомерный тренировочный процесс, за который я двумя руками.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь