Программа “500 дней”
Строго говоря, брифинг задержался аж дважды. Во-первых, по дате — 500 дней до старта ЧМ-2014 пришлись аккурат на прошедшее Рождество. Во-вторых, по времени, но здесь уже была вполне банальная причина: некоторые члены “президиума” пресс-конференции пробивались на нее через столичные пробки. Первые полчаса были выдержаны в повествовательном ключе, который обеспечил доклад Евгения Ворсина. Наверное, для тех моих коллег, которые соприкасаются с хоккеем редко (а таких было немало), разжевывание темы шефом ФХРБ было полезным. Более искушенные же в ледовых делах журналисты, вероятно, как и я вычленили несколько ключевых моментов.
Первый — официальный Минск оставил тень сомнений, что право проведения мирового хоккейного форума уже никто не отберет. Председатель федерации даже попросил более не донимать его подобными вопросами, какие бы слухи в следующий год с небольшим ни бродили по информационному полю. Далее — небезынтересными выглядели некоторые оглашенные Ворсиным цифры. Касались они в основном количества ожидающихся на чемпионат гостей и вариантов их размещения. Последняя задача будет возложена на 14 отелей (около 2,5 тысячи мест), возводимую нынче в районе проспекта Дзержинского студенческую деревню (плюс 8,8 тыс.) и уже существующие, а ныне реконструируемые студенческие общежития. Итого своими силами организаторы готовы гарантировать единовременное размещение порядка 20 тысяч гостей. А учитывая то, что большая их часть не будет пребывать на чемпионате “от” и “до”, эта сумма умножается на четыре. И это только организованная часть, не считая болельщиков-“дикарей”, коих, понятно, также прибудет не одна тысяча.
В очередной раз прозвучало, что на время мирового первенства въезд в Беларусь будет безвизовым как для участников и официальных лиц, так и для болельщиков — обладателей билетов на матчи. Ценовая политика, правда, нынче “зависла”: если прежде оргкомитет ориентировался на “вилку” от 9 до 40 евро, то, учитывая неясность с формулой ЧМ-2014 (ИИХФ в последние годы склонна к реформам в этой части), вопрос билетного ценника поставлен на паузу. И если прежде в планах значилось открыть продажу билетов уже в ближайшем марте, то сейчас, не исключено, придется повременить до сентября.
Было обещано значительно улучшить “сувенирную” часть чемпионата хотя бы по сравнению с ЧМ-2012 в Хельсинки. Как свидетель, могу подтвердить: там в этом смысле действительно наблюдался товарный голод — основную часть “экспозиции” страждущие размели в течение первых семи дней более чем двухнедельных соревнований. И это — при не самой высокой посещаемости. Параллельно Ворсин выступил с несколько раздраженной отповедью в адрес критиков программы распространения той самой “сувенирки”: “Пишут, что белорусских предпринимателей чуть ли не заставляют использовать логотип чемпионата на своей продукции. Никто никого не заставляет! Посмотрите, какой скудный запас сувениров был в Финляндии. А у нас подобная продукция появилась уже сейчас. И это тоже способ заработать и вернуть государству вложенные деньги. Пока это имеем право делать мы, а вот за три месяца до начала чемпионата этого права у нас уже не будет, оно вернется к ИИХФ”.
Учитывая содержательность доклада главы федерации, остальные участники брифинга ограничивались краткими поясняющими спичами. Остальные — это директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадим Кармазин, начальник “ЦентрКурорта” (главный туроператор чемпионата) Олег Михайлов, директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов и директор ООО “Тикетпро” (билетный оператор ЧМ-2014) Кирилл Сущинский. В частности, было поведано о том, что предстоящее в мае-2014 года в Минске событие уже активно продвигается на международных туристических выставках по всей Европе и даже в Индии.
Но, понятно, самая креативная часть брифинга пришлась на блок вопросов и ответов. Ворсин сразу попал под жесткий прессинг вопроса, как он относится к размещению лого мирового чемпионата на туалетной бумаге, фото которой уже с осени гуляет по интернету. “К каждому договору об использовании эмблемы прилагается перечень продукции, на которой ее предполагается разместить. Я, честно говоря, не видел в этих перечнях туалетной бумаги. Не знаю, кто это сделал и зачем: то ли провокация, то ли по недомыслию. Значит, нужно ужесточить контроль за производством. Тем более что вся брендовая продукция регистрируется, мы несем ответственность и за ее качество”, — ответил глава федерации.
Вопрос о как минимум недостаточном владении службами сервиса (в том числе, что уж ни в какие ворота, погранично-таможенными) иностранными языками, а также коллапсе, который способен породить безвизовый режим на границах, Ворсин с Кармазиным штурмовали уже совместно. Первый заверил, что проблема, безусловно, учитывается, и под эгидой Минспорта будут проведены соответствующие ускоренные курсы для сервисменов по “спортивной” части. По исполкомовской, таможенной, МВДшной и прочим линиям соответствующие ведомства тоже не спят в шапку.
Что до проблемы очередей на границах, перманентно актуальной и без чемпионата мира, то Вадим Кармазин сначала пошутил на грани фола: “Как знать, может, к тому времени у нас топливо уже подорожает”. Но после, уже серьезнее, оговорился, что вопрос немного не по адресу. И все же совсем от ответа не уклонился: “Что касается развития туризма, то вопросы удобства пересечения границы постоянно входят в тройку главных проблем. Это показатель доступности страны. Уверен, вопрос будет рассматриваться на уровне Совета министров с привлечением таможенных и пограничных служб. Возможно, выход будет найден в дополнительных сменах или открытии дополнительных пунктов пропуска. Хотя и сейчас пограничники уверяют, что наша сторона, как правило, работает четко, заторы возникают по ту сторону границы. Но в любом случае спасибо за вопрос, тема не будет забыта”.
Учитывая то, что присутствующие не раз упомянули о заимствовании опыта у Киева, недавно принимавшего футбольный EURO, был задан вопрос о секс-туризме, расцветшем во время футбольного форума. “Что вы хотите от меня услышать, намерено ли наше министерство заниматься этой туристической отраслью? Нет, это работа МВД. По недопущению, — вновь сыронизировал Кармазин. — Нас же в опыте украинских коллег больше интересовало иное: их взаимоотношения с туроператорами, расположение инфоцентров, гостиничные тарифы. Если во время чемпионата ценники на аренду квартиры в центре Киева подскакивали до 600 евро за ночь, это, понятно, отпугивало туристов. Но у нас здесь преимущество: тарифы более подконтрольны государству”.
Что подкупило: в классически-гротескное “все хорошо, прекрасная маркиза” отвечавшие огульно не скатывались, без подталкивания признавая проблемы отечественного сервиса. Все тот же Кармазин заметил: “Я как чиновник не удовлетворен ценовой политикой наших отелей. В категории 3 звезды номера в наших стоят процентов на 15-20 дороже, чем в Вильнюсе, Праге или Киеве. В сегменте 4 звезд — уже на 40. А если сравнить пятизвездочную минскую “Краун Плазу” с аналогичным по классности отелем Вильнюса, речь вообще ведется о разбежке в два, два с половиной раза. Здесь есть над чем задуматься. Верно подметил мэр на одном из совещаний: с такими тарифами болельщик прилетит, посмотрит матч и улетит. Что до соблазна повысить ценник на гостиничные услуги на время чемпионата, то сейчас разрабатывается меморандум. Присоединившиеся к нему обязуются не повышать прайс более чем на 10 процентов от среднего. Это разумная мера: нам важно не только чтобы зритель приехал на мировое первенство, но и захотел вернуться после него не раз и не два”.
Заведя речь об относительных ценах, грех было не поинтересоваться и абсолютными. Отсюда — вопрос главе “ЦентрКурорта”: во что в среднем встанет интуристу посещение Минска в мае 2014-го? Олег Михайлов, правда, от конкретных цифр (или хотя бы их разбежки) пока уклонился. Но пообещал, что удовольствие посетить ЧМ-2014 обойдется болельщику процентов на 25-30 дисконтнее среднестатистического. “Только не нужно писать, как уже где-то проскакивало, что Минск поманит туристов дешевизной. Это принципиальный момент: не нужно путать дешевизну и доступность…”
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь