А судьи кто? Линия Жукова
— Начнем с главного: наказывали уже судей?
— Пока нет. Замечания есть по каждому матчу — это нормально. Скандалов нет — это главное. Страсти вспыхивали, конечно. Самый громкий случай — отмененный гол “Торпедо” в кубковой игре с “Минском”. Но там ассистент Виталий Малютин принял верное решение. В момент, когда Каршакевич касался мяча головой, Челядинский находился в офсайде. Мы неоднократно просматривали эпизод на видео и лишь убеждались в правоте судьи. Эмоции болельщиков понять можно, но правила есть правила.
— Запись этого момента можно найти в интернете — только там нельзя ничего увидеть. Толпа…
— Согласно регламенту, матчи у нас снимают три камеры. Одна стоит напротив центрального круга, две других — примерно по линиям штрафных. На одном из видео гол Челядинского можно рассмотреть в хорошем ракурсе. Хотя, должен сказать, качество съемок оставляет желать лучшего. Все время мотаем пленку. Где-то обзор неплохой — как, скажем, в Жодино, там операторы располагаются на высокой трибуне. Но отдельные примеры огорчают. В Новополоцке чуть ли не с земли снимают. Что там можно увидеть?
— Как раз в Жодино во втором туре днепровец Карамушка остановил у своей штрафной торпедовца Секрета. Судья Севостьяник свистнул, показал защитнику второй “горчичник”, Щегрикович забил в обвод “стенки” — могилевчане сильно расстроились… Отсюда вопрос: было там нарушение?
— Несколько раз просматривал эпизод. Склоняюсь к мнению, что фол скорее был. Причем фол “карточный” — нападающий контролировал мяч, выходил на перспективную позицию. Похожий момент был в игре “молодежки” с исландцами — когда Бомбель ворвался в штрафную и оказался на газоне. Швейцарский рефери сделал то же самое, что и Севостьяник. Только назначил не штрафной, а пенальти, а карточку показал сразу красную.
— С “Днепром” связан еще один интересный случай — субботний гол Черных в ворота минского “Динамо”. Разве перед этим Сазанков не сфолил на Пласконном?
— Здесь сразу скажу: этот фрагмент игры сложен и неоднозначен. Я мало того что смотрел матч в прямом эфире — потом еще 10-15 раз прокручивал видео спорного единоборства. Мое мнение в итоге: обычная мужская борьба. Сильнее в ней оказался игрок “Днепра”. Судья Сорока имел основания не фиксировать фол. Тем более — и это важно — он на протяжении всего матча позволял футболистам действовать жестко. И в конкретном эпизоде просто до конца выдержал эту линию. В целом же, отмечу, поединок удался и доставил мне удовольствие.
— За скандальный стык Хагуша и Войцеховского вам есть что предъявить рефери Черепневу?
— Этот вопрос возвращает нас к качеству съемок. То столкновение произошло на дальней бровке. И в объективы четко не попало. Есть лишь общий план, с которого можно рассмотреть одно: очевидной грубости, безрассудного поведения со стороны Хагуша нет. Хотя фол, возможно, и был. Конечно, это неприятно. Игрок получил тяжелую травму и выбыл на продолжительный срок.
— В прошлом году вы говорили, что матч минского “Динамо” с БАТЭ — это почти всегда скандал. В первом туре арбитр Крук славно отработал “класико”, так ведь?
— Согласен. Только не надо забывать, что и год назад Игорь справился с судейством этого противостояния. В первом круге — когда БАТЭ выиграл на стадионе “Динамо” 2:0. Теперь задачу рефери усложняло то, что был старт чемпионата. Большое внимание к игре. Минчане укрепили состав, журналисты это активно рекламировали. Мы переживали за Игоря, но он отсудил очень хорошо.
— Споры вызвал лишь случай, когда Куреля прошелся шипами по голове Радькова…
— Оценивая этот фрагмент, я общался не только с Игорем, но и с Вадимом Жуком, и другими коллегами. Пришли к выводу, что хоть румын и мог нанести Радькову травму, однако умысла в его действиях не было. Он не видел соперника, к тому же мяч пролетал не слишком высоко. В принципе судья поступил правильно. Зафиксировал нарушение и показал Куреле желтую карточку. По-моему, у футболистов претензий это не вызвало.
— Поговорим о другом. Как дела у Алексея Кульбакова?
— В мае у нас будет сдача нормативов. Алексей заверил, что поучаствует в этом. Думаю, еще до наступления лета мы увидим его на поле. К сожалению, в этом году из судейской обоймы выпали сразу несколько сильных арбитров. Кульбаков — травма и операция, Александр Евневич — травма и операция, Вадим Панченко — травма и операция… Мы надеялись, что Сергей Сахаревич все-таки продолжит карьеру — но ему колени оперировали уже трижды! У Юры Фомина проблемы с сердцем… Поняв всю сложность ситуации, зимой мы провели большую работу. Проверили 50 человек. И кое-чего добились. В прошлом туре в высшей лиге дебютировал Дмитрий Дмитриев — перспективный парень 1988 года рождения. В среду судейский почин на элитном уровне ожидает Олега Мурашкевича.
— Футболистов ломают соперники. Кто ломает судей?
— Игра становится быстрее, требования к арбитрам ужесточаются — естественно, повышается и риск травматизма. Безусловно, сказывается и то, что многие судьи когда-то профессионально играли в футбол. Сахаревич так и говорит: замучили старые болячки.
— Севостьяник бесповоротно расстался с лицензией ФИФА?
— Нет. Увы, у Виталия не все благополучно со здоровьем. Есть проблемы со спиной, и серьезные. Еще в 2009-м из-за этого он не сдал нормативы. В прошлом сезоне отработал лишь восемь или девять матчей — и не все удачно. Это говорит только об одном: о том, что Севостьянику нужно привести себя в порядок и хорошо подготовиться. Если это произойдет, будем рассматривать вопрос о его возвращении на международный уровень. ФИФА и УЕФА сегодня очень жестко ставят вопрос о физической форме арбитров. Подходы таковы, что судить футбол могут только абсолютно здоровые люди.
— В прошлом году гонорар рефери в высшей лиге составлял 2,4 миллиона рублей. В этом сезоне федерация сделала поправку на инфляцию?
— Сейчас гонорары выше. Главный арбитр получает три миллиона, помощники и инспектор по полтора. Как и прежде, действует бонусная система. Две трети от установленной суммы полагаются судье гарантированно. Еще одна треть — лишь в случае успешной работы.
— У вас репутация руководителя, который всеми силами защищает подчиненных.
— Так и надо делать! Любой департамент в любой стране мира защищает своих судей. Клубы тоже защищают своих игроков. Это правильно и естественно. Другое дело, что всему нужны основания. Если Севостьяник в прошлом году плохо отработал матч БАТЭ с “Динамо” — как можно было его оборонять? Мы признали ошибки и извинились. Ничего зазорного в этом нет.
— Зимой запретили Щербакову давать интервью “Прессболу”. Почему?
— Я не запрещал. Нужно все правильно понимать. В 2009 году мы подписались под международной судейской конвенцией. И теперь обязаны соблюдать все ее пункты. Один из них — рекомендация воздерживаться от контактов со СМИ. Помните, в Минск обслуживать Лигу чемпионов приезжал англичанин Ховард Уэбб? Много журналистов хотели взять у него интервью. Никто не взял. Попробуйте найти в интернете даже короткие комментарии европейских судей — в Италии, Франции, где угодно. Их нет. Потому что есть конвенция. Мы в этом плане ничем не выделяемся. Просто идем в ногу со временем.
— Но рекомендация — это не жесткий запрет. Или нам так страшно прослыть нарушителями конвенции?
— А зачем идти вразрез с общепринятой практикой? Где-то я вас, конечно, понимаю: зимой, когда закончился сезон, вроде бы можно встретиться с судьей и спокойно поговорить. Вот только журналисты — это такие люди… Мне приятно с ними общаться, они все время хотят выведать что-нибудь эдакое. Но именно поэтому я и солидарен с позицией УЕФА и ФИФА. Потому что знаю: в интервью судье все равно будут заданы футбольные вопросы — в первую очередь о матчах, которые вызвали большой резонанс.
— Сами вы всегда готовы идти на контакт?
— Без проблем. Я за нормальный цивилизованный диалог.
— Предположим, завтра в чемпионате грянет громкий судейский скандал. Дадите комментарий по горячим следам?
— Дам. Приезжайте в федерацию, вместе видео посмотрим. Я изложу свое видение. Соглашаться с ним или нет — ваше дело.
— В конце дурацкий вопрос: уровень белорусского судейства растет?
— Федерация и конкретно наш департамент делают максимум для того, чтобы он рос. У арбитров есть все необходимое. Зарубежные сборы, семинары, переговорные устройства, флажки с бип-сигналами… Мое поколение о таком и мечтать не могло. Остается надеяться, что по вкладу будет и отдача.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь