Восходящая звезда. Виталий Лютыч: спасибо Бойдакову за доверие
И только нынешним летом, когда парень дебютировал в национальной сборной, все приятно удивились: а ведь у нас растет звезда. Виталий абсолютно не тушевался в компании старших партнеров, играл легко, искрометно, результативно. И довольно быстро влюбил в себя болельщиков, приковал внимание журналистов. Летом же и состоялся его переход в “Цмокi-Мiнск”, что еще больше подогрело интерес к баскетболисту.
Мы встретились на следующий день после возвращения “драконов” со сбора в Клайпеде. Лютычу там крепко не повезло. В первом же спарринге с японским клубом соперник нечаянно угодил ему в глаз. К счастью, обошлось без осложнений, и сейчас форвард снова в игровой обойме минчан. Хотя боевая отметка на лице все еще напоминает о той неприятности.
— В прыжке боролся за подбор, получил пальцем в глаз. Упал, думал, он вообще вытечет. Болезненный удар не только для глаза, но и для головы. После сотрясения она порой начинает кружиться. Было сильное рассечение, хорошо хоть не задет зрачок — только роговица. Поэтому все должно быть нормально.
— Парадокс: ты четвертый год в профессиональном баскетболе, а на родине проведешь лишь первый сезон. Какие ощущения?
— В свое время, когда мне поступило предложение от литовского “Шяуляя”, я просто не видел смысла оставаться здесь. Наш чемпионат становился все слабее. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Очень хочется сыграть в Лиге ВТБ и “Еврочеллендже”.
— Процесс адаптации в новом клубе не тяготит?
— Абсолютно нет. Пребывая в сборной, познакомился с основными игроками “Цмокаў”, поэтому ощущаю себя в команде вполне комфортно.
— Труднее быть лидером “молодежки” или дебютантом национальной сборной?
— Думаю, второе. Начиная с U-16, приходилось быть лидером юношеских и молодежной сборной из года в год. Дело привычное. А здесь все в новинку, ребята были старше меня. Поэтому в национальной тяжелее, конечно.
— Отдохнуть после сборной удалось? Ведь практически все лето провел в ней…
— Нет. Тренер дал три дня передышки — и за работу. Уже ждали тренировки.
— Огорчен?
— Подобное повторяется из года в год, поэтому привык. Неделя выпадает или три дня — без разницы. Все равно толком отдохнуть не получается. Так, немножко перевести дух.
— Вроде бы из Литвы ты уехал, а она тебя не отпускает: главный тренер — литовец, первый сбор — там…
— Да, забавно выходит.
— А вообще в Литве ты ментально изменился?
— Сложно судить. Конечно, что-то во мне изменилось, все-таки возраст такой. Например, стал более ответственным. В Минске, по большому счету, был ребенком. Учился в училище олимпийского резерва, а там все по распорядку: занятия, питание, тренировки — ни о чем думать не надо. Захотел, сорвался в Березу к родителям. В Литве же все по-другому. Кажется, что она близко, однако приезжать домой получалось не чаще, чем раз в полгода. То есть жизнь там была более самостоятельная.
— Не пожалел, что рано подался на легионерские хлеба?
— Не сказал бы, что рано. “Шяуляй” на то время был третьим в Литве после “Жальгириса” и “Летувос Ритас”, и я прекрасно осознавал свою роль в новой команде. Мне только исполнилось восемнадцать, поэтому не питал иллюзий, что сразу заиграю в основном составе, обязательно буду выступать в Еврокубке. Нет. Все делал на перспективу. Главное было — научиться баскетболу. Даже когда меня отдали в аренду во вторую команду, ни капельки не пожалел. Из-за одних только тренировок Антанаса Сирейки. Классный специалист! Поработал в литовских топ-клубах, возглавлял сборную. Особенно важно, что он любил возиться с молодежью. Вроде бы тренер достиг таких вершин — выиграл чемпионат Европы, бронзу на Олимпиаде, а никакого высокомерия, зазнайства. На тренировках постоянно что-то новое показывал, учил. Нас было трое молодых в команде — до основной тренировки полчаса с нами занимался, после тренировки столько же. Это была великолепная школа.
— В бытовом плане тоже все было безоблачно?
— Не совсем. Думал, в Литве все русский язык знают. Оказалось, далеко не все. Так что сложности на первых порах возникали. Не мог объяснить, что мне надо, к примеру, в магазине. Да и в команде лишь три возрастных игрока понимали по-русски плюс еще тренер. Выхода не было — пришлось учить литовский. А заодно вплотную заняться и английским языком, ведь тренировки проводились на нем.
— Система подготовки в “Шяуляе” и “Цмоках” отличается?
— Больших различий нет. Единственное, в плане организации в Шяуляе, что лукавить, получше. На арене два зала — игровой и тренировочный, шикарная “тренажерка” и много всего, что требуется.
— Что для тебя самое сложное и неприятное в предсезонной подготовке?
— Организм уже приучен, что летом работаешь в сборной, и база физической подготовки закладывается в июне. А в августе-сентябре в клубе все приходится начинать заново. Это тяжеловато. Но после двух-трех недель втянулся — уже нормально.
— На сборе в Литве “Цмокi” провели пять спаррингов и во всех победили. Обнадеживает, что хорошо подготовитесь к сезону?
— В этом году подобрали сильных легионеров. Не думаю, что будет как в предыдущем сезоне, когда к Новому году отправили целую группу игроков, а взамен приехали другие. Видно, что баскетболисты — настоящие профессионалы. Огромный плюс, что некоторые из них уже поиграли в Европе. Заметил еще в Шяуляе: американец, приехавший из Штатов после университета, и тот, что год-два провел в Европе, отличаются кардинально.
— Чем?
— Первому, откровенно говоря, на команду чихать. Ему надо за год сделать хорошую статистику и уехать играть дальше. К тому же у некоторых афроамериканцев такой жуткий диалект, что вроде бы он говорит по-английски, а ты ничего понять не можешь. Вторые же стараются под нас подстраиваться. С большим уважением относятся к тебе как к европейцу, более внятно изъясняются по-английски, на паркете не тянут одеяло на себя и значительно быстрее вписываются в командную игру.
— В Клайпеде вас побаловали какой-нибудь развлекательной программой?
— У нас был только один выходной, и тренер организовал для команды выезд за город в живописное место. Было круто! А так никуда больше не ездили. Пахали. Да и погода там каждый час меняется. Море рядом — то солнце, то тучи, то дождь. Постоянно с зонтиком ходить надо.
— 8 октября старт Лиги ВТБ в Риге. Ждешь с нетерпением?
— О да! Давно хотелось сыграть в Лиге ВТБ. С “Шяуляем” два года назад пробовали пробиться в нее через квалификацию. Но проиграли. Соперничали с “Красными Крыльями” и “Днепром”. В тот год в НБА был локаут, и сразу трое приехали в “Крылья”. На разминке смотришь: вроде ничего особенного. А начался матч — один набрал 20 очков и 10 подборов, второй… Сложно было их переиграть.
— Турниры, в которых “Цмокам” придется выступать, делишь по степени важности?
— На первом месте, естественно, Лига ВТБ. Потом “Еврочеллендж”. Ясно, что победить в чемпионате Беларуси нам будет легче, чем достойно выступить в этих турнирах.
— Какие ожидания от грядущего сезона?
— Для первого раза хотелось бы доказать, что я игрок уровня Лиги ВТБ. Команде же пожелал бы больше побед. То есть не бороться за выживание, а биться за место в плей-офф. Как показали товарищеские матчи, мы можем на равных играть и с “Нижним Новгородом”, и с “Будывельником”, и с “Днепром”. Легионеры хорошие, белорусы самые сильные, то есть команда подобралась классная. Прикидывал, кого можно реально обыгрывать в нашей группе. Понятно, что ЦСКА, “Химки” стоят особняком, с ними тяжело играть на равных. С остальными же можно соперничать.
— По большому счету, для белорусского болельщика ты открылся нынешним летом, когда дебютировал в национальной сборной…
— Благодарен Бойдакову за доверие. Руслана Леонидовича знал давно — еще по “молодежке”. Сложились хорошие отношения. Тренер помог почувствовать уверенность. Не было такого: мол, ты молодой, посиди пока на “банке”, твое время еще придет. Я честно делал свое дело на тренировках и, наверное, доказал, что достоин места в составе. Получил приличное игровое время. А это очень важно для меня. Последний сезон в “Шяуляе” играл немало — где-то минут двадцать за матч. Однако средняя результативность в чемпионате и Балтийской лиге выходила на уровне 8-10 очков. Ко мне директор подходил и говорил: “Это не то, чего от тебя ждали”. Но в причину, почему я мало забивал, он не вникал. Выходило же так, что я как третий номер при комбинациях стоял в углу, все действия проходили в стороне, мяч до меня редко когда долетал. Я просто бегал то в атаку, то в защиту. Причем молодой тренер, преемник Сирейки, менял часто. В итоге вроде бы набегало 20 минут, а я по сути в игру войти не мог, броска не чувствовал. Мне же нравится проводить на “поляне” большой отрезок за раз — минут шесть. В сборной так и было. Порой уже можно менять, а Бойдаков ждал, пока по-настоящему втянусь в игру. Чтобы потом спокойно меня выпускать — я был бы уверен в себе.
— Процесс омоложения всегда настораживает непредсказуемостью результата. Как считаешь, сборная сыграла в свою силу?
— Думаю, даже чуть выше того, на что рассчитывали. Все равно костяк команды остался: Ульянко, Кудрявцев, Параховский. Специально подсчитали средний возраст сборной, чтобы сравнить с прошлым годом. Получился существенный разрыв — в шесть лет. Хотя если посмотреть на новичков, то молодыми их назвать сложно: Юре Мишукову — 28 лет, Диме Акуличу, Максу Шустову — по 27.
— Предварительный расклад на групповой раунд виделся таким, что со словаками должны были разобраться легче, чем с венграми. А вышло наоборот…
— Как-то неудачно все сложилось для нас в Словакии. На турнире в Эстонии прибили их команду почти на сорок очков. Вот и думали, что они перед нами лягут. Настраивались сразу на Венгрию, мыслями были уже там. А словаки уперлись, показали, что тоже могут играть. В тот день они здорово попадали. Мы же защиту провалили. А перестроиться по ходу не получилось. То есть элементарно недооценили соперника.
— Зато в Минске отыгрались по полной программе…
— Да уж, от души отомстили им за то поражение. Крайне неприятно было после. Повезло, что встречаться с венграми пришлось буквально через два дня, было не до расстройства. Знали, что у мадьяр надо обязательно выигрывать.
— Многие считают, что в полуфинальной дуэли с Эстонией негативным фактором стал перенос домашнего матча из Минска в Могилев. Согласен?
— Не скажу, что это ключевой фактор, но немаловажный. Мы здорово сыграли со словаками во Дворце спорта, пришло много зрителей, болели активно. И когда вдруг перевозят в Могилев, где триста человек просто сидят и наблюдают за игрой в театральной тишине, это неправильно. Стук мяча слышен по всему залу. Эстонцы в этом плане дали нам значительную фору. Молодцы! Атмосфера в Таллинне — замечательная. Вроде бы из группы они вышли по счастливому случаю — благодаря дисквалификации голландцев, а в итоге заслуженно обыграли и нас, и болгар, пробились на чемпионат Европы.
— Правда, что в тайм-аутах игроки даже не слышали Бойдакова?
— Моментами было не слышно. Но у Руслана Леонидовича такой бас, что он всех перекричит.
— К его манере поведения ты, наверное, давно привык?
— Да. И не считаю, что это плохо влияет на баскетболистов. Наоборот, взбадривает. Тренер постоянно с нами в игре, бегает, подсказывает, не дает расслабиться. Как по мне, это огромный плюс.
— Поединки с эстонцами тебе не очень удались. Почему?
— Сам не могу понять. В Могилеве за весь матч по кольцу всего три раза успел бросить. Моментов вообще не возникало. Следует отдать должное эстонскому тренеру — он очень грамотно построил игру своей команды. Соперники отрезали Серегу Чарикова, позволяли выводить мяч из зоны Кудрявцеву. Саня делал привычное дело: проходил под щит, забивал — к нему никаких претензий. Но командные действия, которые организовывал Чариков, у нас развалились. Серега постоянно снабжал меня мячом, я мог идти в проход или бросать, сейчас же оставался в стороне. А сколько Параховский мне передач отдал в предыдущих матчах. На него двое выходят, а он здорово видит “поляну”, удобно сбрасывает под бросок. И вдруг все нарушилось. Эстонцы и Тему закрыли, и меня. По большому счету, Параховский с ними тоже толком не сыграл.
— Матчи сборной вызвали к тебе повышенный интерес журналистов. Как к этому отнесся?
— Было непривычно, в этих делах я еще неопытный. В Литве раза два интервью давал. А здесь такой ажиотаж. Приятно, чего скрывать.
— Следишь за чемпионатом Европы в Словении?
— В Клайпеде по возможности смотрели игры.
— И кому симпатизируешь?
— Сначала болел за Россию. Хотелось, чтобы она показала хороший баскетбол, даже оставшись без лидеров — Кириленко, Хряпы, Мозгова. Но россияне вылетели. Так что буду болеть за литовцев.
— Кто проявил наибольшую заинтересованность в твоем переезде в Минск: Шереверя, Кайрис, Кривонос?
— Шереверя уже давно звал. Но, во-первых, я был на контракте. А во-вторых, меня в Шяуляе не поняли бы, если бы уехал раньше. Решил, что три года — в самый раз. В прошлом сезоне закрепился в составе и в литовской лиге, и в Балтийской. То есть добился того, к чему стремился. И когда снова последовало приглашение от “Цмокаў”, согласился. Хотелось сыграть в Лиге ВТБ и в “Еврочеллендже”. Все-таки “Шяуляй” участия в этих престижных турнирах лишен. Да и за три года немного надоело на чужбине, хотелось вернуться домой.
— Как воспринимаешь название команды?
— С самого начала был “за”. Многие начали смеяться с названия, переиначивать его: “цмоки”, “чмоки”. Но ведь это наше, белорусское. Мне очень нравится.
— Ты не скрываешь, что мечтаешь поиграть в сильных европейских чемпионатах. Какая страна влечет?
— Наверное, Россия. Там много крепких клубов. “Еврочеллендж” выиграла российская команда, “Еврокубок” — тоже, ЦСКА постоянно в “финале четырех” Евролиги. Уровень очень высокий. Считаю, чемпионат там — один из самых сильных на континенте. Еще топовые первенства в Испании, Турции.
— Из всех соперников, с которыми придется играть в этом сезоне, кого выделяешь особо?
— Да в Лиге ВТБ что ни соперник — классная команда. А обыграть очень хочется “Нептунас”.
— Почему?
— Мой “Шяуляй” в прошлом сезоне обидно уступил ему на последних секундах. Надо бы взять реванш. А так интересно будет со всеми сыграть. Одно дело, когда наблюдаешь по телевизору за ЦСКА, “Химками”, и совсем другое, когда сам выходишь на площадку против них.
— Не боязно?
— Волнение всегда есть, и это нормально. Но когда пару минут побегаешь, то думаешь только об игре. Все остальное уходит на второй план — трибуны, болельщики, что там свистит-дудит. И никакого страха нет. Только страсть и желание победить.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь