Итоги и перспективы. Любовь без денег

22:12, 4 декабря 2013
svg image
959
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, в погоне за бурно стартовавшим межсезоньем нельзя выплеснуть суть — то есть дела завершившегося чемпионата. А в нем “желто-зеленые” влюбили в себя даже многих нейтральных болельщиков, и в этом нет ничего удивительного. Об итогах сезона мы и побеседовали с Солодовниковым эксклюзивным образом.

— Помнится, на стыке веков два четвертых места “Немана” кряду — перед завоеванием серебра-2002 — были для вас как кость в горле. Сейчас другое дело?
— Однозначно сделали шаг вперед по сравнению с прошлым годом, особенно в психологическом плане. Тем паче попали еще и в четвертьфинал Кубка, выполнив задачи на сезон. С другой стороны, все мы максималисты — и, по большому счету, считаем это хорошим этапом и не более. А эйфории нет и близко. Есть очень серьезное удовлетворение от проделанной работы и занятого места, особенно с учетом наших возможностей. Полагаю, не надо никому говорить, что в верхней шестерке у “Немана” самый низкий уровень материально-технической базы.

— По идее “Неману” должен был понравиться формат деления на секстеты.
— Я остаюсь одним из самых ярых его противников.

— Почему?
— Конечно, после попадания в шестерку чемпионат для нас не закончился. Однако я сказал ребятам: теперь играть нам все равно будет легче. На БАТЭ, “Шахтер”, “Динамо” и “Гомель” дополнительно настраивать не надо, а вылет нам не грозит. Но здесь больше хочу подумать и поговорить о командах, которые остались ниже ватерлинии — и об их тренерах с игроками. Их отсекли от медалей, от стремления подняться выше.

— Имеете в виду “Белшину”?
— Не только. Там нет откровенных слабаков, и чемпионат это доказал. Посмотрите, как пробивались в шестерку мы и жодинское “Торпедо” — в последних матчах! А “Гомель” уже был в ней, и что с ним стало? На втором этапе он набрал всего шесть очков. Может, при обычной формуле гомельчане, мы или жодинцы вообще оказались бы девятыми? А другие, не имевшие такой возможности, боролись бы за места с третьего по шестое? Да, для “Немана” это был плюс. Но в плане развития футбола и всех белорусских клубов — минус. У нас много крепких середняков, которые могут выстрелить, а их лишают подобного шанса. И, мне кажется, новая схема в этом смысле не сработала. Остаюсь при прежнем мнении: классическая система “16 команд в два круга” — оптимальный вариант для Беларуси. Интерес ко второй шестерке пропал, мотивация клубов снизилась очевидно. Там просто бились, чтобы не вылететь. В любом случае произошло разделение на элиту и второй состав. Но ведь это же одна лига, а не две! Вот у меня случился интересный разговор в Гомеле, когда обыграли хозяев 1:0. Подошел один журналист и сказал, что приехал сюда после матча “Днепра” с “Нафтаном”. Небо и земля! Два совершенно разных зрелища — по накалу, отношению и атмосфере. А если бы деления на шестерки не произошло, думаю, гораздо больше встреч проходили бы одинаково агрессивно. В хорошем смысле этого слова.

— О последнем бое “Немана” на первом этапе ходило много пересудов. “Веселые” истории, после которых из столичного “Динамо” ушел гродненский голкипер Александр Сулима, вас посмешили, разозлили или серьезно не тронули?
— Сначала подумал, что это шутка — когда кто-то сказал, будто в “Динамо” начали непонятную возню. Не хочу вдаваться в подробности — уже много и довольно эмоционально говорил про Сулиму и Политевича, которых хорошо знаю. Это глубоко порядочные люди и профессионалы. Но я отталкиваюсь от другого. Те, кто развел всю эту грязь или услышал ее — и поверил, должны хотя бы уметь логически рассуждать.

— Знаете этих людей?
— До меня доходили слухи, но они не повод для обвинений. Делать так не привык. Пусть скажут это мне, и тогда я поговорю по-другому. Опять же в каждом преступлении — если, конечно, его совершают не сумасшедшие — должен присутствовать мотив. Деньги? И рядом не стояли. Того, что по ним предлагали в “Динамо”, у нас и близко не было — до сих пор ни одной премии не заплатили. Очки? Мы забрали их у “Динамо” столько, сколько могли. Тоже не срабатывает. Хорошее ко мне отношение? Да оно такое у 99 процентов ребят, с которыми работал. С футболистами не могут найти общий язык только дилетанты, а профессионалы всегда будут с ними в хороших отношениях. Нет мотива — и все сразу становится на места. Истерика же создается лишь для того, чтобы принизить успех “Немана”. А он был серьезным. И “Динамо” мы развалили на части — оно было не готово к игре. А мы больше мотивированы — и выходили на матч, как на последний бой.

— “Неман” многие списали в утиль после травмы Денисевича. Как удалось зарядить команду, чтобы после потери лидера она играла как минимум не хуже?
— Один из главных нюансов в том, что Ваня все равно оставался с нами. После операции в Германии Денисевич тренируется, постоянно проходит курс реабилитации. Клуб ему помог. А вообще, чтобы ответить на ваш вопрос, нужно знать внутреннее состояние коллектива. Остальное второстепенно. У нас был очень хороший и доверительный микроклимат — без оскорблений, истерик, обвинений. И шла профессиональная работа. А в такую колоду обязательно попадет и другой джокер. Вот и попал Эссаме, затем Зубович с Соловьем. Они сразу без проблем влились в команду, органично вписались в структуру игры и приняли все тактические схемы.

— А из футболистов, которые были в “Немане” раньше, кто-то раскрылся неожиданно?
— Нет. Просто очень рад за успехи Рыбака, Савицкого, Савостьянова на новой позиции — и за концовку чемпионата у Легчилина. Для нас это не стало новостью, но они продемонстрировали подлинные качества лидеров — как, конечно, и Сережа Черник с Димой Ровнейко. А еще очень серьезно проявил себя Ваня Садовничий. Он не просто стал игроком основы, что уже было неожиданно для многих, — он был в ней железным представителем. Но мы знали его возможности и правильно их использовали. Мне кажется, если футболист может проявлять на поле именно свои лучшие качества — это уже очень большое достоинство. То есть не искать в одном месте мозг, а делать то, что умеет. Остальное за него сделают другие.

— У “Немана” было много ярких матчей — особенно после деления на шестерки, когда вы победили всех фаворитов. Но в памяти отложился во многом ключевой поединок с “Гомелем”, в котором вы уступили дома. Тогда вы сказали, что проиграли все — и тренерский штаб, и команда. Однако у журналистов было совсем другое мнение…
— Сколько бы ни анализировал свои слова, сказанные на пресс- конференциях, — выражал в них очень мало эмоций, о которых потом приходилось бы сожалеть. А тогда возникла ситуация, которую тяжело объяснить — ее можно ощутить “подкоркой”. Смотришь на команду — и на первый взгляд вроде все нормально. Вроде и играет, как надо. Вроде и перестраивается правильно, и гол мы забили первыми. И все равно не покидало чувство тревоги. После хороших матчей с “Шахтером”, БАТЭ и “Динамо” возникла расслабленность, которая незаметна с трибун. Но видна, когда стоишь у бровки. Если вкратце, уже в перерыве при счете 0:0 сказал: “Мы катимся к поражению. Надо исправлять ситуацию”. Не получилось. Все-таки не смогли добиться того, чтобы ребята вышли на матч с максимальной концентрацией. Может, игра сама по себе и получилась интересной. Но то, что мы творили в обороне… Такие матчи, да еще когда забиваешь первым дома, выигрывают чисто за счет тактики. А мы куда-то побежали, начали заниматься не своими делами. Сильная атака “Гомеля” этого не простила.

— И снова о пресс-конференциях. Ваш выход к журналистам в малиновом пиджаке и очках Эссаме стал хитом в спортивном байнете. Не жалеете?
— Конечно, нет! Никогда не думал, что это произведет такой эффект. С другой стороны, все мы знаем профессиональные качества тренеров. Каждый чему-то учится, за чем-то смотрит, что-то предлагает. Но еще у них всегда должна быть ответственность за слова, которая выражается даже в мелочах. Это был экспромт накануне матча с БАТЭ. Вы можете представить, что Эссаме за всю карьеру до прихода в “Неман” в официальных матчах забил только один гол? И вот когда он явился на предыгровое занятие в таком прикиде, я предложил: если забиваешь в победном матче с БАТЭ головой, то я это все надену и пойду на пресс-конференцию. И ведь если бы даже очень хотел, обещание забыть не дали. Футболисты напомнили о нем в первые секунды, как только зашли в раздевалку. Кроме криков, эмоций и радости, сразу же сказали: “Витальич, вот ваш пиджачок висит!”
Однако я не воспринимаю это как шоу или самопиар. Просто бытовая футбольная история. Потом мне говорили: может, снова с кем-то поспоришь, чьи-то гламурные ботинки наденешь? Нет, ребята. Такое не повторяется — это разовые случаи. Потому они и дают эффект, который, смею предположить, понравился и болельщикам.

— В сравнении с прошлым годом их поддержка возросла?
— Да. Она ощущалась не только на стадионе — везде: в магазине, на заправке и даже в церкви. Играли не за деньги, а за город, команду, за жен, родственников и болельщиков. И я очень им благодарен. Люди больше заинтересовались делами “Немана”. В принципе все просто: как команда играет, так к ней и относятся. Да, не столь много публики сейчас ходит на футбол, но положительная динамика есть. И еще надо учитывать, что восемьдесят процентов наших ребят — гродненские воспитанники. Это была одна из основных составляющих нашей стратегии. Команду можно формировать по-разному: выбросить кучу денег, набрать готовых исполнителей и играть с ними. Но это самый простой путь. Мы избрали другой: вкладывая минимум финансов, отталкиваться от своих. Конечно, в спорте, как и в музыке, нет паспортов и национальностей. Есть только две позиции: хороший футболист — плохой футболист. Но мы отталкивались и от спортивной части, и вместе с тем смогли “подтащить” многих гродненцев, которые сейчас защищают цвета “Немана”. Это тоже дало серьезный заряд: почувствовали не просто большее внимание и лучшее отношение — почувствовали любовь. А ее не купишь ни за какие деньги — ее купишь только игрой.

— Есть ли у “Немана” на подходе интересные ребята из дубля?
— Он у нас очень хороший: в чемпионате стал пятым, а потом боролся за выход в кубковый финал. Но вы правильно сформулировали вопрос. Все белорусские специалисты должны понимать, что в дубле рождаются футболисты для главной команды, а не медали и кубки. Это наша проблема. Многие даже совсем не против того, чтобы им давали больше представителей основной обоймы — с ними ведь легче занять место повыше. А футболисты основы не хотят играть за дубль, и при этом занимают позицию мальчишки, который мог бы выйти на поле. В этом смысле велика роль руководителей, которые тоже должны обращать основное внимание на то, скольких парней главный тренер дубля дал основе, а не какое место занял.

— Напоследок нельзя обойти вопрос про “Шахтер”, куда вас активно прочили на смену Владимиру Журавлю…
— Для меня честь, что такой клуб, как “Шахтер”, заинтересовался моей работой. Но я оперирую конкретными фактами. А они таковы: я остаюсь в Гродно.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?