Флагман на паузе. Сергей Бебешко: все делаем правильно

21:38, 15 декабря 2015
svg image
1361
svg image
0
image
Хави идет в печали

А возвращение к официальному календарю ждет мешковцев только в феврале. Самое время услышать тренерское резюме к бурной осени от Сергея БЕБЕШКО.

— Только и разговоров, что вы преображаете игру брестчан сообразно своим представлениям о ней. Вот и спрошу в лоб: гандбол Бебешко — он какой?
— Ха, интересно спросили. Понятно, что игра — это совокупность действий в нападении и в обороне. И эти действия должны быть преимущественно коллективными, а не индивидуальными. Надо играть агрессивно, желательно практически все атаки завершать голами. Это нравится зрителям. Гандбол становится все динамичнее. Значит, и в физическом плане команда, если это возможно, должна выглядеть лучше оппонента. Что еще? Разнообразие систем защиты — это всегда большие проблемы для соперника. К сожалению, в командах, где я работал, никогда не было возможности иметь на каждой позиции по два игрока, умевших и защищаться, и атаковать. Всегда приходилось варьировать сочетания. Проблема в том, что при комплектовании руководители клубов думают преимущественно об атаке, о том, как быстро достичь результата. Но тренеру надо стараться быть дальновидным, думать о завтрашнем дне. Мне не нравится, когда выделяют отдельных игроков, подчеркивают зависимость команды от кого бы то ни было. Лидеры могут дать эффект на коротком отрезке. В долгосрочной перспективе результат делает весь коллектив. И оценивать результат нельзя наскоро. Хорошо, если все получается сразу. Но так бывает не всегда. Мои команды, как правило, прибавляли во второй половине сезона. А результат, которого от них ждали, получался через год-два.

— Насколько события осени совпали с вашими летними намерениями и планами?
— Мои прежние команды — “Динамо” и “Мотор” — работали в немного другом режиме, чем БГК. У них была Лига чемпионов при слабых национальных чемпионатах. Сейчас приходится выступать в двух турнирах, которые требуют от игроков и тренеров максимальной концентрации в течение долгого времени. Это и Лига чемпионов, и СЕХА-лига. Летом в БГК добавились всего три новых игрока. И в начале сезона были надежды, что команда быстро сформируется и адаптируется к новым требованиям и системе игры. Рассчитывали и на опыт ребят, которые работали со мной в “Динамо”. Но на старте случился перелом ребра у Атьмана. Постоянно болел и абсолютно не вошел в систему работы Манойлович. У нас выпала важная позиция левого полусреднего. Затем из-за непонятной травмы на два месяца выбыл из строя вратарь Пешич. Но и с такими прорехами команда не дрогнула, выстояла. В Лиге чемпионов задачу решили и взяли первое место в группе. Специфику СЕХА-лиги мне пришлось постигать на ходу. В ней тоже идем в группе претендентов на “финал четырех”. Из двадцати одного матча проиграли шесть: два в Лиге чемпионов, четыре — в газпромовском турнире. Честно говоря, могло быть и лучше. Но сказались проблемы, о которых упомянул.

— А главный позитив?
— За короткий срок мы добились, что наша игра стала нравиться болельщикам, руководителям клуба, самим ребятам. У них горят глаза. Они верят, что мы все делаем правильно. Ясно, что в Лиге чемпионов изменился регламент. Всем нашим сериям и рекордным цифрам в ней надо радоваться, но важно сохранять голову холодной. Последняя игра против “Веспрема” показала, что уровень топ-команд нам пока не дается. Если обойма не полная, тягаться с ними на равных тяжеловато.

— Самое яркое впечатление — победный выезд в Логроньо?
— Конечно. В той игре для клуба решалось многое в плане перспектив. В случае проигрыша мы получали бы серьезные проблемы на многих направлениях деятельности.

— Заметил, что в подобных критических обстоятельствах ваши команды обычно и выдают лучшую игру. Любите подобные ситуации?
— С одной стороны, невозможно выиграть по ходу сезона все матчи. Команда крепнет и растет только в трудностях. В этом смысле такие сюжеты мне нравятся. С другой стороны, приятного в них мало. Не хочется, чтобы было совсем легко, но и до такого драматизма доводить дело лучше не надо. Я за золотую середину.

— Вы чувствуете себя встроенным в клубный проект, где многое ориентировано на популяризацию команды, позитивный пиар в масштабах города и страны?
— В каждом клубе свои внутренняя жизнь, традиции и законы. Приход нового тренера всегда привносит нюансы, новые требования не только к спортсменам, но и к окружению. Возможно, в начале сезона какие-то фрагменты такой притирки давались тяжело, отвлекали от работы в зале. Но сейчас стало легче. На себе чувствую, как сплотился персонал клуба. А наши матчи благодаря ему обретают антураж настоящего праздника.

— Вы действительно огорчены, что в следующем раунде разминетесь с запорожским “Мотором”?
— Знаю руководство этого клуба и его кухню. И представляю, как там не хотели попадать на БГК. Дело в том, что поражение от нас было бы для них смерти подобно. Считайте, что я говорил о нашем желании встретиться с “Мотором”, чтобы мотивировать запорожцев на бой против датчан. Хотя в душе действительно хотел бы в соперники украинский клуб. Знаком практически со всеми его игроками, даже новичками. Пуховского три года тренировал в “Динамо”. Приход туда Малашинскаса был моей идеей еще год назад. Так что готовить команду к соперничеству с “Мотором” мне было бы легче. Играет он в Броварах под Киевом, публика там не поддерживает команду бурно. В этом плане нам тоже было бы проще. Из таких нюансов безотносительно к уровню игроков складывались бы дополнительные для нас плюсы. Против датчан придется сложнее.

— А чем опасен “Скьерн”?
— В первую очередь сильной задней линией. Играют очень динамично. И, если пойдут броски, нам будет очень непросто. “Скьерн” немало забрасывает, особенно на своей площадке. На групповом этапе нам не встретилась ни одна команда, похожая на этих датчан. Это немного настораживает.

— Но ведь и у вас найдутся резервы для усиления…
— Ясно, что многое будет зависеть от игры в обороне. Нельзя пропускать больше 25 мячей. В последних матчах Лиги чемпионов это неизменно случалось, что не радует. При таком раскладе, если мы не сможем забросить больше тридцати, то рискуем проиграть. Укрепление вратарской позиции — задача приоритетная. С ее решением сразу станут лучше и защита, и контратака. Если проанализировать, она получалась у нас не во всех играх.

— А что позиционная атака?
— Те игроки, которые прежде со мной не работали, еще не до конца адаптировались в нашей системе коллективных действий, не переключились полностью на нее с гандбола индивидуального.

— Правильно ли заключить из контекста ваших рассуждений, что речь идет о подписании нового вратаря?
— Решать будем не раньше 4-5 января, когда вернутся с новогодних каникул игроки, не вызванные в сборные. Пока у Пешича остаются проблемы со здоровьем, он не тренируется. Если до конца года ситуация не изменится, то мы действительно вынуждены будем искать другого вратаря.

— Кого-то еще?
— Естественно, правого крайнего — ведь Денис Рутенко из-за травмы теряет сезон, и Баранов остался на этой позиции единственным левшой. Будем смотреть, что происходит с Манойловичем. Сейчас Никола отправился оперировать гланды в Германию. Надеемся, это поможет. Если нет, тоже будем рассматривать варианты замены. Пока за полсезона он и близко не показал того, чего от него ждали. А задач никто не снимал, и игроки должны нас понимать.

— Можно подумать, что, говоря о желании иметь игроков, умеющих и атаковать, и защищаться, вы иносказательно высказываете отрицательное отношение к идее пригласить в Брест Сергея Рутенко.
— Знаю, что Александр Анатольевич Мешков сделал ему предложение. Для нас это интересный вариант. Сергей, несомненно, усилил бы БГК. Он, правда, не играет в обороне. Но найти в разгар сезона нового игрока, который закрыл бы тебе все прорехи, практически нереально. Что дальше, сблизятся ли клуб и Рутенко в цене вопроса? Не знаю. Поэтому пока исхожу из того, что его у нас не будет.

— В прошлые сезоны, как бы нас ни убеждали в обратном, то и дело давала о себе знать проблема ментального располовинивания команды на белорусов и легионеров-балканцев.
— Мне кажется, сейчас все гораздо лучше. Мой всегдашний девиз: никаких звезд и лидеров, никаких разделений, команда едина. Проблема, о которой вы спросили, осталась от тренера, работавшего до меня. Он выделил пять-шесть игроков, на которых опирался, а остальные должны были им помогать. Я работаю по-другому. Но месяц-два ушли на то, чтобы прежний уклад поломать. Спасибо ребятам, с которыми работал раньше. Они очень помогли в убеждении партнеров. Этот этап мы прошли. Впереди следующий.

— Интересно, какой.
— Кадровая политика нашего клуба построена так, как и везде: иностранец на своей позиции должен быть сильнее напарника-белоруса. А у нас сейчас местами не так. И это уже проблема. Логика подсказывает, что легионеры должны прибавить. Если так и произойдет, то все у нас станет еще лучше.

— Почти все ваши предшественники сетовали, что в Бресте тренировать трудно, пребывая под постоянным прессом требований быстрого результата…
— В принципе я и прежде старался его достичь и в “Динамо”, и в “Моторе”. Касательно давления скажу просто: кто прошел закалку “Мотором”, тому не страшно уже ничего. Вот там действительно сложно. Ты в дебютной для клуба игре лигочемпионской группы делаешь выездную ничью с “рейнскими львами” и слышишь вместо поздравлений: а почему так много пропущено? Постоянное недовольство твоей работой вгоняет в депрессию. В Бресте такого нет. Здесь дается время. Глава клуба понимает нужды команды. Он не вмешивается в мою работу. Он никогда не прибегнет к такой запорожской риторике: вот тебе команда, с ней ты должен попасть в “финал четырех”, а как — никого не волнует. Да, в Бресте тоже нелегко. Здесь тоже хотят, чтобы команда всегда побеждала. Но здесь и понимают, что больше всех этого хочу я. Приехал сюда расти как тренер. А это возможно только с прогрессом в результатах. Всегда хочу максимума, хочу обыграть всех. Иногда не получается. Иной раз ошибаюсь. На такие случаи важен предоставленный нам карт-бланш в работе. А задачи, которые перед нами поставлены, решить с этой командой реально. И я знаю, что для этого нужно делать. Сейчас, летом, через год…

БРЕСТСКИЙ ДЕСАНТ НА ЧЕ-2016
В обнародованные ЕГФ предварительные заявки национальных команд на участие в финальном раунде чемпионата Европы (Польша, 15-31 января) включены 11 гандболистов БГК им. Мешкова. В состав сборной Беларуси вошли Виталий Черепенько, Дмитрий Потоцкий, Максим Баранов, Максим Бабичев, Сергей Шилович, Дмитрий Никуленков и Вячеслав Шумак. Кроме них, в списках других национальных дружин числятся Павел Атьман (Россия), Растко Стойковч (Сербия), Симон Разгор (Словения) и Иван Пешич (Хорватия). В актив брестчанам можно занести еще кандидатов в белорусскую сборную Олега Астрашапкина и Андрея Юринка. Оба имеют действующие контракты с БГК, но, согласно соглашениям об аренде, выступают соответственно за “Вац” из Венгрии и минский СКА.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?