Наши комментаторы. Александр Дмитриев. Хоккей и легкий тремор
— Для многих хоккейная Лига чемпионов закончилась вместе с выступлением гродненского “Немана”. Или было то, ради чего стоило смотреть ее дальше?
— Для меня радостно, что наконец-то определились с форматом. Их было огромное количество, а сам турнир как только не назывался. В таком виде он существует второй год, и нынешний розыгрыш, на мой взгляд, интереснее предыдущего. Мне — в том числе по причине участия “Немана”. Можно что угодно говорить про турнир, но любопытно уже то, как белорусы будут выглядеть на фоне чехов и немцев. И выглядели они неплохо. Я для себя открыл голкипера Саманькова, который, хочу заметить, вырос в нашем чемпионате.
Что удручает — мизерное количество зрителей. Когда четырехтысячная арена во время полуфинального матча заполняется на треть, это никуда не годится. Кстати, сегодня был установлен зрительский рекорд Лиги чемпионов — 6614 человек. Не впечатляет, правда?
— Антураж на домашних матчах минского “Динамо” в КХЛ, кажется, тоже уже не тот…
— Многие меня, наверное, не поймут, но я четко не могу объяснить, почему мне, несмотря ни на что, нравится участие “Динамо” в КХЛ. Искренне болею за этот клуб, есть в нем любимцы. Как ни крути, КХЛ — это хороший уровень, достаточно серьезная вывеска. Даже в сравнении с чемпионатами Швеции и Финляндии. То, что представители именно этих чемпионатов встретились в финале Лиги чемпионов закономерно, но при этом команды КХЛ оставляю за скобками — было бы очень интересно посмотреть любую из них в споре с теми же “Кярпятом” или “Фрелундой”. “Йокерит” был далеко не чемпионом Финляндии, когда шел в КХЛ. Да, они усилились, но не изменились кардинально, а сейчас мы говорим о клубе как об одном из фаворитов конференции “Запад”.
— О нашем “Динамо” мы говорим иначе. Фактически клуб закончил выступление в турнире.
— На что может рассчитывать команда, которая лишь под занавес “регулярки” выдала серию из четырех побед? До того же на протяжении сезона не получалось выиграть более двух раз подряд! Да, у динамовцев проскакивали прекрасные матчи (с той же “Магниткой” в Минске), но, ребята, при такой нестабильности даже о восьмерке глупо заикаться. Откуда она? Наверное, можно утверждать, что игроки у нас слабее, но опять же: рассмотри состав “Автомобилиста”, который уже почти в плей-офф, и сравнение будет не в его пользу. С иностранцами у нас вообще полный порядок — если бы они еще не ломались регулярно. Причем здоровья-то у них хватает. У Элиссона едва ли не самое большое время на площадке из всех нападающих КХЛ, чуть ли не по полчаса в среднем человек проводит. Я вообще считаю, что Мэтт — один из сильнейших форвардов лиги, ничем не хуже Мозякина, например.
— Устоялось мнение, что обилие травм — следствие методов экс-тренера по физподготовке Барри Бреннана.
— Очень сложно найти другую причину, когда тебя заранее предупредили, что будет именно так. Ведь еще перед началом сезона шли разговоры: взяли Бреннана — скоро он всех переломает. К сожалению, это произошло действительно скоро. Буду глупо выглядеть, если предположу, что Бреннан не виноват.
— Еще принято сваливать вину на так называемый “комплекс второго сезона” у легионеров.
— Эти парни за свой труд получают неплохие деньги и, насколько вижу, дурака уж точно не валяют. Про Элиссона уже говорил. В нынешнем сезоне у него больше очков, чем в предыдущем, хотя он довольно много пропустил. Более 50 очков, говоря шахматным языком, может, и не гроссмейстерский результат, но международного мастера так точно.
— Много говорят и о том, что в “Динамо” возрастной состав.
— Вопрос, по сути, риторический. Понятно, что в нашем составе нет своего Горди Хоу, который и в пятьдесят лет играл, как в тридцать, и все же рассуждения о динамовском старчестве — больше эмоции. Взять Калюжного. Да, с возрастом он не становится быстрее, тем не менее позиционно действует как никто другой. На фирменных “качалках” Калюжный вообще способен обыграть любого, передачи отдает сумасшедшие. И забивает! Цифры — упрямая вещь. Возьмите статистику Калюжного. Какие к нему могут быть вопросы?
— К главным тренерам могут быть?
— Не хочу вдаваться в причины расставания с Поковичем. Скажу лишь, что он проработал с “Динамо” ровно столько времени, чтобы стать в доску своим и давать результат. Игроки знали и понимали его требования, все должно было быть хорошо. Но Покович ушел. Пришел Ковалев, не обладающий тренерским опытом, однако почему только на этом многие заостряют внимание? На мой взгляд, Ковалев — один из сильнейших нападающих суверенной Беларуси. Ему было что рассказать и показать подопечным. Будучи помощником, он ставил игру в большинстве — по проценту его реализации, напомню, мы в лидерах. Конечно, я в курсе, что общественное мнение в основном против Ковалева, но я не стал бы махать шашкой.
— На стыке годов много говорили о молодежном чемпионате мира. Ты ведь тоже на нем работал.
— Уверен, после Олимпийских игр это второй по интересу хоккейный турнир. По крайней мере так он смотрится. Сумасшедший азарт, безумная энергия, эмоции нараспашку. Причем события в основном происходят на компактных североамериканских площадках, нет непонятной возни у бортов — действительно стоящее зрелище. Финальный матч финнов и россиян смотрел не моргая, даже за чаем не нашел возможности отойти.
Взрослые же чемпионаты мира уже давно приелись. Как что-то рутинное и неизбежное: придет весна — будет турнир с участием примерно тех же лиц, а на пьедестале окажутся примерно те же сборные. Поддержу мнение, что чемпионаты надо проводить, скажем, раз в два года.
— Какое место в твоей иерархии занимает хоккейный чемпионат Беларуси?
— Есть громадная разница: комментировать из студии или непосредственно с места событий. Равно как и для болельщиков эта разница существует. Более того, организаторов трансляций и я, и Новицкий просим делать рабочее место не где-то там в пресс-ложе, а в гуще событий — не среди зрителей, конечно, но так, чтобы антураж чувствовался. Не надо чемпионат Беларуси изначально воспринимать как нечто унылое.
— Скажи, за что его любить?
— Начнем с того, что это не самый последний чемпионат в Европе. Нормальный, среднестатистический турнир. Есть гораздо менее предсказуемые и скучные первенства. Конечно, когда работаешь на матче “Юности” или “Шахтера” с “Могилевом”, ничто не спасет. В таких играх ничего не происходит и не может произойти по определению. Но есть много других. И формула чемпионата, к слову, тоже способствует тому, чтобы проходных матчей было меньше. Интерес легко можно найти даже в том, как команды нижней шестерки — “Лида” и “Химик”-СКА — сыграют в плей-офф с фаворитами. Поверь, там множество хороших зацепок.
— Недавнее совместное заседание Минспорта и хоккейной федерации растаскали на цитаты. Например, все узнали, что в стране нет детских тренеров.
— Не могу судить об их квалификации, но ведь кто-то взрастил хоккеистов, которые играют в том числе за сборную Беларуси. Причем в разных городах страны, не только в Минске. Вообще пенять на недоработки в детском спорте очень удобно. Потому что это сложно проверить и пощупать, об этом можно только говорить с той или иной степенью уверенности. Сколько существует хоккей в Беларуси, тема детских тренеров на слуху. Много кто брался решить проблему, утверждал, что знает, как это сделать, но и здесь мы ничего не можем проверить.
— На том же заседании прозвучало, что формально тренеры все же есть. Их 193, но лишь один владеет иностранным языком. Как выпускник иняза, ты обязан это прокомментировать.
— Как понимаю, большинство тренеров немолоды. Закончили ИФК, получив профессию, и я не представляю, где и как они могли выучить иностранный язык. Все прекрасно знают, на каком уровне он преподавался и как вообще относились к урокам иностранного. Уверен, уже в ближайшее время дело пойдет на поправку. Вменяемый человек понимает, что без знания языка тяжело будет проявить себя во многих профессиях. А пока не надо лепить из детских тренеров неучей. Проблема не только в них, подход должен быть комплексным.
— Еще цитата: “Лишь тот, у кого есть зубр в сердце, кто бьется за флаг, способен побеждать”.
— Сказано, наверное, не очень удачно, но вообще к подобному отношусь положительно. В качестве более удачного примера приведу футбольное “Динамо”, которое образовалось в 1923 году. Когда игроки говорят, что бьются за букву “Д” на форме, это звучит уместно, ничуть не пафосно. А зубр еще слишком юн, чтобы носить его в сердце или, условно, на животе. Он скорее зубренок.
— Как комментатору тебе интереснее работать на хоккее или на футболе?
— Это зависит не от вида спорта, а от насыщенности события. “Манчестер Юнайтед” с “Челси” могут играть гораздо тоскливее и тяжелее для восприятия, чем не самые сильные команды чемпионата Беларуси. Возможно, английский поединок покажется интересным для специалистов, но не для зрителей. По белорусскому чемпионату, кстати, уже соскучился. С удовольствием понаблюдаю за “Крумкачамi”, видел несколько их матчей в первой лиге, ходил на решающую встречу с “Днепром”. Понятно, что ходил не столько за хорошим футболом, а больше как болельщик. Сегодня об этой команде говорят прохожие, которые вчера не сильно-то и футболом интересовались. Шли какие-то “Крумкачы” и дошли до высшей лиги. Выстрелил проект, который считался шуткой юмора. Говорят, что эти непонятные персонажи опустили наш чемпионат ниже плинтуса, но в любом случае интерес к ним есть.
— Мнение “опустили ниже плинтуса” ты разделяешь?
— Слушайте, “Динамо” второй год подряд участвует в группе Лиги Европы, БАТЭ играет в Лиге чемпионов и до последнего тура претендует на выход в плей-офф. Лично мне история “Крумкачоў” в ее зарождении напоминает историю борисовской команды. Есть нюансы, но давайте сегодня говорить не про плинтус, а желать, чтобы и минский проект стал успешным.
— Судя по всему, со следующего сезона на телеканале “Беларусь 5” не будет английского первенства. Это потеря?
— Как зрителю, мне сложно сказать — жалко ли с ним расставаться. Мы действительно уже столько его показываем, что он слегка приелся. Это как те хоккейные чемпионаты мира. Не призываю, как в футболе, проводить их раз в четыре года, но давай возьмем гандбол, который сейчас популярен в Беларуси. Прошлой зимой был чемпионат мира, этой — чемпионат Европы. Идеальная схема.
— Кстати, о популярности гандбола. Ты ведь и сам в него теперь играешь.
— Ну да, неожиданно получилось. Позвали выступить за команду журналистов — втянулся. Перед матчем с российскими коллегами в Бресте в свои сорок шесть испытывал легкий тремор. Тем более трибуны заполнились неожиданно плотно, зрители вели себя шумно. Короче, вспомнил давно забытые чувства, сильные эмоции — как в юности, когда играл в тот же мини-футбол. С удовольствием продолжаю тренироваться, надеюсь пробиться в выездной состав на ответный матч с россиянами.
— На 25-летии “Прессбола” в воротах команды играл Сергей Сафарьян. У тебя появился серьезный конкурент…
— Когда швыряют такие парни, как Карабатич, Рутенко или Игорь Левада (кому нужно, поймет), то в принципе все равно, кто в воротах: я, Сафарьян, Жоль или профи. А на нашем уровне гандбольного вратаря делают добротным хорошая защита и слабые атакующие у соперника.
— С гандболом разобрались. Теперь про такой вид спорта, как петанк. Как ты туда вообще попал?
— Так же. Позвали — втянулся. Петанк по смыслу похож на керлинг, который мне тоже очень нравится. Только керлинг на льду, а петанк — на земле. Недавно, в сентябре, ездили на чемпионат Европы в Болгарию. Конечно, сложно было противостоять тем, для кого петанк является профессией, но без победы не вернулись — обыграли украинцев.
— В свое время ты указал в анкете, что хотел бы посетить Албанию. Не самое, скажем прямо, популярное направление.
— Для многих, да, странная мечта, но в прошлом году она сбылась. Это у меня из детства. В свое время советские команды отказывались играть с албанскими, и меня это чрезвычайно заинтересовало. Начал изучать вопрос: выяснил, что у нас нет дипотношений, узнал о стране, покрытой тайной и мраками, с непонятным строем, который не назовешь ни коммунистическим, ни капиталистическим, с непонятным лидером Энвером Ходжей, у которого свой путь. Ну и теперешние страхи: мол, разруха, все плохо. Короче, заполучить в паспорт албанский штамп очень хотелось. Въезжали со стороны Черногории: долго я ждал албанских пограничников или таможенников, но никого из них так и не увидел — впервые с этим столкнулся. Но съездил, конечно, не зря. Прекрасная страна! К нам было очень теплое отношение, отличные люди. Страна хорошеет, хотя пережитки прошлого, безусловно, тоже встречаются. Однако многое из того, что об Албании говорят — предрассудки и стереотипы. С удовольствием их для себя развеял.
— Также ты хотел побывать в Закавказье, где когда-то служил в рядах Советской Армии.
— Пока не получилось. Но это по-прежнему милые сердцу воспоминания, которые хотелось бы освежить. Побывать однажды, посмотреть, что изменилось — и больше к ним не возвращаться.
— Милые сердцу воспоминания — это время распада СССР. Тбилисские кровавые события по разгону оппозиционного митинга силами в том числе Советской Армии.
— К счастью, в этом не участвовал, меня эти события задели лишь по касательной. Кардинально изменилось отношение людей. Если раньше любой встречный был готов напоить, накормить и пригласить солдата к себе в дом, то буквально за два дня все стало иначе. Это немножко било по мозгам.
— Коллега Василий Уткин ищет работу с резюме “Алкоголик и придурок”. Твой краткий вариант резюме?
— Подумаю над ним, когда будет надобность. Сейчас ее нет, мой нынешний статус на “Беларусь 5” и сама работа на канале вроде как отвечают профессиональным требованиям.
— Тогда не могу ни спросить: что такое гибридный проброс?
— С этим “гибридным пробросом”, на мой взгляд, случился явный перебор. В первую очередь со стороны интернета… Смешная история. Конечно, знаю, что это такое, но само слово “гибридный” мне не нравится, в репортажах его не использую. Оно и не нужно. По сути, изменились правила проброса, появились новые ситуации, при которых он не фиксируется. Вот и все: либо есть проброс, либо его нет.
— И о личном: отношения с Владимиром Новицким не восстановились?
— Нормальные у нас отношения, рабочие…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь